Папа-революционер

Всего за полгода 266-й Папа Римский – Франциск – стал любимчиком СМИ благодаря своим прогрессивным взглядам, антикапиталистической риторике и многочисленным посещениям трущоб. С рейтингом, перевалившим за 80 %, он обгоняет даже самого популярного политика Евросоюза – Ангелу Меркель!

Это первый Папа, выбранный не из средиземноморской ойкумены. Первый глава Вселенской Церкви, взявший себе имя не в честь бывшего понтифика. Первый Папа в Ватикане – представитель ордена иезуитов. То, как новый Папа себя ведет, какие заявления делает, – все это предрекает настоящую революцию. И она может оказаться масштабнее, чем преобразования во время правления Иоанна Павла II.
Хорхе Марио Бергольо (так звали понтифика до обретения нового имени) родился в 1936 году в Буэнос-Айресе, в семье итальянских иммигрантов. Семья была многодетная и самая обыкновенная. Отец работал на железной дороге, мать вела домашнее хозяйство. Не голодали, но покупка подержанного автомобиля считалась роскошью. В 13 лет будущий Папа вынужден был пойти зарабатывать деньги, совмещая работу уборщика на чулочной фабрике с учебой в техникуме.

Когда через много лет Хорхе Марио Бергольо был избран на ватиканский престол, некая пожилая аргентинка по имени Амалия заявила для прессы, что она была юношеской любовью нового Папы и что именно из-за ее отказа будущий понтифик решил забыться в религии. Сам Папа описывает свой путь к вере совершенно по-другому. Один раз, когда Хорхе было 17 лет, он по дороге на студенческий праздник решил зайти в церковь и исповедоваться. В пустом храме, как будто его одного, ждал священник. «Со мной случилась странная вещь во время исповеди. Я не знаю, что это было такое, но это изменило мою жизнь. С тех пор Бог для меня – это тот, кто опережает. Ты Его ищешь, а он находит тебя первым». После исповеди Хорхе вышел с твердым желанием посвятить свою жизнь Богу.

В 21 год он поступает в семинарию. В 1958 году начинается его послушничество, он вступает в орден иезуитов. В это же время Хорхе заболевает, подхватив серьезную легочную инфекцию. Чтобы остановить ее прогрессирование, пришлось пойти на операцию, и с тех пор почти 40 лет Папа живет с одним легким. Из-за этого он не может говорить продолжительные речи – болезнь научила его краткости, четкости и афористичности высказываний. Она же помешала Хорхе Бергольо отправиться с миссионерской миссией в Японию, и он вынужден был остаться в Аргентине. В 1969 году он становится священником. Получает гуманитарное образование, овладевает в совершенстве несколькими языками, преподает литературу, теологию и психологию в нескольких католических колледжах. В 1973 году он уже глава иезуитов Аргентины, а в 1976 году в стране происходит военный переворот и к власти приходит квазифашистская хунта, на чьем счету, как потом выяснилось, десятки тысяч преступлений против человечества.

Именно к семилетнему периоду хунты и «Грязной войны» (государственного террора против населения) относится самый противоречивый период жизни Хорхе Марио Бергольо. В 2005 году против будущего Папы было возбуждено уголовное дело по обвинению в сотрудничестве с хунтой и потворствовании в похищении двух иезуитских священников. В последние годы один из них прямо обвинял Бергольо в том, что тот сдал его властям, второй же прозрачно намекал на этот факт в автобиографической книге. Сам Папа вспоминает, что предупреждал обоих похищенных об опасности и даже предлагал им укрытие в своем доме, но те отказались. В 2013 году аргентинский суд заявил, что обвинения против Папы – ничем не доказанная ложь: «Мы пришли к выводу, что его действия в тех случаях не являются юридическим соучастием». Несмотря на снятие формальных обвинений, многие аргентинцы продолжают критиковать бывшего епископа за слишком мягкую позицию во времена хунты, а Церковь осуждают за то, что она, по сути, устранилась от конфликта, легитимизировав власть военных и их преступления, не смогла своим авторитетом защитить народ от похищений, пыток и убийств. Формальные извинения за это Церковь принесла в прошлом году.
Кипучая деятельность Франциска почти на всех фронтах церковной жизни никак не отразилась на отношениях с восточным соседом – Русской православной церковью. Уже полгода в эфире между двумя «христианскими сестрами» стоит тишина, с  православной стороны сдобренная высокой долей недоверия: в России еще со времен Ивана Грозного слово «иезуит» было чуть  ли не  ругательством, членов ордена Иисуса презирали и  боялись, предполагая в  них, говоря современным языком, «католический спецназ». В  свою очередь, «русской угрозы» опасался еще Папа Павел VI, который был типичным продуктом «холодной войны», но  уже Иоанн Павел II заявлял, что у него «нет русского комплекса». Начиная с 1978 года, Папа перестает быть «пленником Ватикана» и активно занимается внешнеполитической деятельностью. Польский Папа Кароль Войтыла приложил максимум усилий к выдергиванию Польши из социалистического блока и, в результате, к падению советского проекта в Восточной Европе. Папа Франциск еще во  времена своего епископства в Буэнос-Айресе занимался делами местной православной общины, посещал богослужения в храмах РПЦЗ – о православии он знает не  понаслышке. Но  сегодня, когда отношения Западной и  Восточной Церкви будто заморожены в ожидании перезагрузки, информационные образы Папы Франциска и Патриарха Кирилла вступают в диссонанс. Папа отказывается от папамобиля и охраны, всячески стремится оградить Церковь от  государственного вмешательства, сделать ее независимым авторитетом. Патриарх Московский и Вся Руси ездит с охраной от ФСО, пользуется бортом номер один и оказывается замешанным в скандалы с дорогими подарками. К тому же РПЦ всячески стремится к взаимопроникновению с институтами государства, активно встраиваясь в  структуры власти и  систему образования. Трудно представить себе двухстороннюю встречу настолько противоположных друг другу пастырей. Папе блокируют посещение России, Патриарха не приглашают в Ватикан, и прорыва в отношениях ждать пока не  приходится. На  фоне этого уже не  выглядит невинным тот факт, что наставником Папы Франциска в свое время был священник униатской Греко-Католической церкви (признающей католические догматы при сохранении православных обрядов). В  мире правоверных католиков униаты считаются чуть ли не людьми третьего сорта, но после 1991 года, например на Украине, наблюдаются серьезные столкновения между «подведомственными» Московскому патриархату и униатами – вплоть до драк, поджогов и захватов церковных помещений. Так что на текущий момент эта тема – уния – одна из самых важных и  болезненных в  отношениях между двумя церквями.
В епископы Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был посвящен в 1992 году. Через шесть лет он становится архиепископом, а в 2001 году Папа Иоанн Павел II, при всей своей нелюбви к иезуитам, посвящает его в кардиналы. По Ватикану ходит легенда, что именно Бергольо во время выборов Папы в 2005 году был главным конкурентом кардинала Йозефа Ратцингера, заняв во втором туре голосования второе место и уступив будущему Бенедикту XVI только в третьем. Если это так, то, отрекаясь от папского престола, Бенедикт XVI знал, кому передает власть и за кого проголосуют кардиналы.

С первых же минут после избрания Папа Франциск начал отступать от протокола. Сначала он вышел к публике без традиционной пурпурной моцетты (короткой накидки), в простом белом одеянии, и вместо канонической фразы Laudetur Iesus Christus, то есть «Слава Иисус Христу», произнес: «Добрый вечер». Потом Папа рассказал, что прибыл с «самого края земли», и попросил всех собравшихся на площади помолиться за его предшественника, а потом и за него самого. Через несколько дней, перед интронизацией, стало известно, что Папа отказался от знаменитого закрытого папамобиля, который был придуман после покушения на Иоанна Павла II в 1981 году. В публичных поездках Франциск пользуется обычным открытым джипом, который часто просит остановить, чтобы выйти и благословить кого-то из толпы. По Ватикану он предпочитает передвигаться пешком или на автобусе в компании кардиналов. На время своих посещений римских церквей Франциск просит полицию не перекрывать доступ в помещение для простых верующих: «Я паломник и хочу войти сюда вместе с другими паломниками». Через неделю после интронизации он побывал в тюрьме для несовершеннолетних, где омыл ноги 12 малолетним преступникам, среди которых была мусульманка. Символически это настоящая революция в католическом мире, сигнал о том, что в пастырском служении нет никаких границ и условностей.
Позиция нового Папы прогрессивна по многим вопросам, особенно в отношении всех угнетаемых. Возвращаясь из турне по Латинской Америке, он летел одним самолетом с группой журналистов. Один из них спросил Бергольо, как тот относится к гомосексуалистам. «Если человек – гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его», – ответил понтифик. Недавно он обрушился с критикой на священников, которые отказываются крестить внебрачных детей, якобы зачатых во грехе, – таких священнослужителей Папа называет фарисеями и обвиняет в клерикализации, ведь Церковь не должна никого отталкивать.

Вся суть его понтификата заложена в выбранном имени. Во-первых, оно взято в честь святого Франциска Ксаверия, который был, как бы сейчас сказали, соучредителем ордена иезуитов (вместе с Игнатием де Лойолой) и одним из самых ярких миссионеров в истории Католической Церкви. Второй «великий тезка» – святой Франциск Ассизский, проповедовавший птицам и призывавший отказаться от земных богатств. По словам Папы Франциска, его программу можно изложить в трех словах: идти, строить, исповедовать – с акцентом на последнем. Он считает, что Католическая Церковь в последние десятилетия уж очень зациклилась на вопросах абортов, однополых браков и противозачаточных средств.

Вместо нагромождения библейского бюрократизма Церковь должна нести «свежесть и благоухание Евангелия» – что сам Франциск и делает по мере сил. За последние полгода он совершил множество поездок по Италии и везде говорил о том, что капитализм уродует людей, подменяет истинного бога золотым тельцом. Восприняв ложные идеалы общества потребления, человек зацикливается на деньгах, лжет, крадет и убивает ради них, а капитализм выкидывает его на улицу, как отработанный материал.
Сам Папа ведет аскетичный образ жизни. В Аргентине он жил в маленькой съемной квартире, сам готовил себе еду и ездил на работу общественным транспортом, и, перебравшись в Ватикан, не изменил своим привычкам. Вместо того, чтобы переехать в папские апартаменты со слугами и секретарями в Апостольском дворце, Папа остался в кардинальской гостинице. Обедает понтифик в общей столовой. Таким поведением он, с одной стороны, подает пример скромности, с другой – держится в стороне от Римской курии, которая умеет контролировать Пап при помощи администрации.

Одновременно с созданием позитивного образа понтифика в СМИ готовится и административная реформа – например, уже полгода, как все чиновники Ватикана выведены за штат. Очевидно, что Католическую Церковь ждут большие перемены. Папа, призванный из Латинской Америки, последнего бастиона Ватикана, где католики пока еще составляют большинство населения, должен будет сделать Церковь современной, переступить через многие догматы, которые не решались преодолеть его предшественники. И проводить эти реформы ему следует быстро и жестко – ведь у него в запасе не так уж и много времени.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ