Во время ужина с морепродуктами можно случайно проглотить токсин, который нельзя ощутить на вкус, увидеть или учуять по запаху, но который может стать причиной состояний, далеко выходящих за пределы обычного пищевого отравления. Помимо затрудненного дыхания, рвоты, диареи и боли в мышцах уже через пару часов – а иногда и минут – после поглощения токсина можно почувствовать онемение в пальцах или во рту, а также испытать ощущение выпадения зубов или начать путать горячее и холодное.
Так проявляется сигуатера – небактериальное пищевое отравление морепродуктами, поражающее от 50 тысяч до 500 тысяч человек ежегодно. Несмотря на то, что оно редко заканчивается летальным исходом, оно вызывает тяжелые желудочно-кишечные и неврологические симптомы. При этом яд не имеет антидота и его нельзя нейтрализовать при приготовлении, заморозке или стерилизации рыбы, в которой он содержится. Вызывают сигуатеру микроводоросли динофлагелляты, обитающие в тропических и субтропических морях. Эти микроскопические организмы производят цигуатоксин, который не причиняет вреда рыбам, но накапливается в пищевой цепочке. Это означает, что в рыбе, которая оказывается на столе у человека, содержится уже довольно опасное количество яда.
Обычно сигуатера возникает в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах между 35 градусами северной и южной широты, однако по мере глобального потепления и роста глобализации распространения морепродуктов, отравление сигуатерой расширяет свои границы. Производящие цигуатоксин водоросли уже были замечены у берегов средиземноморских островов, а также у берегов Испании и Португалии. Несколько случаев отравления сигуатерой было зафиксировано в Японии.
Переносить сигуатеру могут более 400 видов рыб, большая часть которых имеет коммерческое значение, например, морской окунь, сибас и красный берикс. Чтобы помочь людям избежать отравления ядовитыми морепродуктами, органы здравоохранения большинства стран выпустили специальные рекомендации. Например, Испания запретила продажу сериол весом более 14 кг, поскольку считается, что крупные рыбы-хищники представляют собой большую опасность отравления. Однако недавние исследования ставят под сомнение связь между концентрацией цигуатоксина и размером рыбы, поскольку некоторые виды динофлагеллянтов могут быть более чем в тысячу раз ядовитее, чем другие, и потребление даже небольшого кусочка таких водорослей может быть опасно. Кроме того, цигуатоксины содержатся не только в рыбе, но и в крабах, лобстерах, морских ежах и креветках. Существуют также опасения о том, что цигуатоксины могут накапливаться в человеческом организме.
По словам Майка Парсонса из Университета Флориды, изучающего способы предотвращения отравления сигуатерой, ее молекулы биотрансформируются по мере прохождения по пищевой цепочке, поэтому борьба с сигуатерой похожа на борьбу с химерой. Для решения этой проблемы необходим трехсторонний подход: модели дистанционного определения для предсказания и мониторинга цветения микроводорослей, методы быстрого сканирования, позволяющие тестировать рыбу, и препараты для деактивации нейротоксина у пораженных сигуатерой людей. Уже сегодня разрабатываются модели дистанционного определения температуры поверхности моря, использующие данные спутников, однако разработка лекарственных препаратов пока остается делом будущего.
Фото: Rob RobertsЭто новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.