От тамтама до e-mail

Раньше было лучше. Трава зеленее, деревья выше, рыба в Каме водилась, наконец. А как вам глиняные письма? Перед тем как прочитать послание, нужно было разбить конверт, потому что он тоже был глиняный. И да, заплатить кругленькую сумму гонцу за его доставку, ведь десяток таких писем весил, как дедова гиря. Так что в следующий раз, когда захотите пожаловаться на медленную работу почты, вспомните ее историю.

      Вначале было слово. Буквально. Когда люди не знали ни письма, ни даже узелков, они передавали послания посредством громких звуков. Орали, проще говоря. Разумеется, такой способ делиться новостями был эффективен лишь на небольших расстояниях – в пределах одного поселения, например. Хотя пользовались им и в античности, и в средние века (при помощи глашатаев), когда нужно было быстренько сообщить народу об очередном указе правителя, объявить войну или мир.

Связь почты с музыкой – самая непосредственная
Но что делать, если надо оперативно передать весточку в соседнее поселение? Что есть силы стучать по полым стволам деревьев (заранее договорившись о значении того или иного числа ударов), а еще разводить огонь с дымом. Помните систему «сигнальных холмов» из фильма «Властелин колец», служащих для связи между Гондором и Роханом (когда на каждой из вершин последовательно зажигали костры)? Вот примерно так же, но не столь эффектно. Около 8 тыс. лет назад решили бить в большие барабаны – подобно тому, как били по стволам. Кстати, для связи с соседними племенами в Африке и сегодня иногда используют тамтамы.

Система «сигнальных костров»
СЛЕДУЮЩЕЙ СТУПЕНЬЮ почтовой эволюции стали гонцы. Вначале пешие, затем конные. Эта профессия служила людям многие тысячелетия, ибо ничего другого ни древний мир, ни Средневековье придумать не могли. Но если в древности гонцы были роскошью, то с античности они стали обычным средством передвижения писем и посылок. Почтовая связь была хорошо налажена уже в Месопотамии, Египте, Персии, Китае и Римской империи. Конные и пешие почтальоны передавали друг другу сообщения, как эстафетную палочку.


Клинописное письмо
Понятно, что история почты тесно связана с развитием письменности. Ведь раньше гонцы приносили только устные известия. В момент зарождения письменности – считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до н. э. в Шумере, – появились и письма. Правда, сначала они были глиняные – клинописные. Делались они при помощи сырых глиняных пластин и палочки с заточенным в виде треугольника концом. Потом такую табличку высушивали, обжигали и упаковывали в глиняный «конверт», на котором даже указывался адресат – тоже с помощью палочки. Чтобы прочитать послание, нужно было этот «конверт» разбить. Такой вид связи возник около 5 тыс. лет назад в Месопотамии и Египте, а позже широко распространился в Ассирии и Ниппуре. Конечно, подобная почта была доступна только военным, а вовсе не гражданским лицам, а если бы и использовалась ими, то можно себе представить ее стоимость – «связка» таких писем наверняка весила, как советская чугунная батарея.

Особенно в древнем мире отличились египетские «почтовики»: благодаря большому штату быстроногих гонцов фараоны держали на связи даже самые удаленные провинции. Одна из пещер скального некрополя Бени-Хасан хранит изображение гонца, передающего представителю власти послание о вражеской атаке.

Персидские конные гонцы – ангары,www.sofiaoriginals.com
А ЕЩЕ ДЛЯ ПЕРЕСЫЛКИ ПИСЕМ (вероятно, очень маленьких) в Древнем Египте начали использовать голубей. Почтовая система этой страны вообще оказалась передовой – опыт долины Нила переняли и другие государства. К примеру, Персия. Она тоже лицом в грязь не ударила и придумала почту, которая даже называлась по-своему – ангарион. Эта служба в VI веке до н. э. связала столицу страны со всеми регионами. Сообщения передавали конные гонцы – ангары, следовавшие по специальным торговым путям. Через каждые 20 км на этих путях находились станции, где курьеры и лошади могли отдохнуть. При этом доставка почты также основывалась на принципе эстафеты, что обеспечивало высокую скорость – порядка 300 км (!) в день. Именно такая система была устроена и в государстве Александра Македонского, а еще послужила прообразом почтовой сети в Риме.

НО СНАЧАЛА ГБЫЛА ГРЕЦИЯ, где появилась морская почта. Жаль, что ее развитию мешали многочисленные войны между полисами. Зато древнегреческие гонцы – обычно пешие – были чуть ли не самыми быстрыми. За час гемеродромы (так их называли) пробегали 55 стадий (почти 10 км), а один их рейс включал 400–500 таких стадий. Некоторые гемеродромы даже вошли в историю. Например, Фидиппид, который, по преданию Плутарха, в 490 году до н. э. принес в Афины весть о победе в Марафонской битве. Он только и успел, что прокричать заветную новость, а потом рухнул на землю и умер. Все-таки человек пробежал 238 км, да еще и раненный в бою! В общем, уже тогда стало понятно, что работа почтальона требует самоотречения.

А ВОТ ОСНОВЫ государственной почты (она же cursus publicus) были заложены в Риме, и сделал это не кто иной, как Гай Юлий Цезарь, а развил император Август. Нововведением по-прежнему пользовались преимущественно в государственных делах (хотя потом его освоили церковнослужители, что дало повод для различных злоупотреблений). То была масштабная, разветвленная, четко функционирующая система связи: по суше – на лошадях, по морю – на кораблях. Имелись также многочисленные большие и малые перевалочные базы – statio posita. Видимо, от этого posita (что по-латыни значит «поставленная») и произошло итальянское posta, польское poczta, а за ним и русское – почта.

Фидиппид принес в Афины весть о победе в Марафонской битве. Люк-Оливье Мерсон, 1869 г.

Китайская почта появилась во времена династии Чжоу (1123–249 гг. до н. э.) и также держалась на гонцах. Развитая «курьерская служба» была у майя, а позже – у других индейских народов, но известно о ней немного.

С ПАДЕНИЕМ РИМА рухнуло все – и достижения демократии, и городское устройство. Не устояла и почта. Раннее Средневековье открывает эпоху ее упадка. Нет, само собой, король Франции Хлодвиг I пытался ее возродить, но без особого успеха. Монастыри и прочие духовные деятели отправляли послания с монахами. Короли и феодалы – при помощи своих подданных, а о большем попросту не заботились.


Гонец с письмом в XV в. Марка Западного Берлина, 1989 год
Лишь с развитием торговли, ремесел и, конечно, науки и культуры интерес к оперативной передаче сообщений вновь встал на повестке дня. Появились посыльные службы, которые впервые в истории начали работать на простых граждан, – они обслуживали купцов и ремесленников. Хотя до единой государственной почты было еще далеко. Впрочем, в конце XVI века в городах Германии зародилась «почта мясников», проработавшая целое столетие. Цеха мясников, которые для закупок разъезжали по стране, принимали письма и посылки. В отдельных регионах такая почта даже получила значение государственной.

Во Франции в 1464 году Людовик XI создал-таки систему королевских курьеров, но им под страхом смерти запрещалось перевозить послания от частных лиц. Зато уже в 1490-м представители дворянского итальянского рода с мудреным именем Турн-и-Таксис сделали беспрецедентный шаг: поставили почту на прочные капиталистические, да еще и международные рельсы. Почтовая сеть Таксисов окутала всю Европу и просуществовала до 1867 года – то есть без малого 400 лет, – внеся огромный вклад в эволюцию почтовой связи в Старом Свете.

Расстояния и скорость доставки почты в Европе в XIX в. Инфографика: Maximilian Schönherr
НЕ ЗАБЫЛИ ПРО ПОЧТУ И СТРАНЫ ВОСТОКА. Арабы к тому времени тоже создали свою регулярную почтовую систему, иногда ею мог воспользоваться и простой люд. А прародители почтальонов даже получили здесь знаки отличия, чтобы их видели издалека и не принимали за врагов. Это были специальные таблички, которые вешали на шею или через плечо – на лентах желтого цвета.

www.akg-images.de
А ЧТО ЖЕ НА РУСИ? Летописи показывают, что наши предки были хорошо информированы о происходящем за пределами их земель, но прямые подтверждения того, что на Руси была почтовая связь, обнаруживаются лишь к XVI веку. Это записи австрийского дипломата, писателя и историка Сигизмунда фон Герберштейна: «Государь имеет ездовых во всех частях своей державы, в разных местах и с надлежащим количеством лошадей, так чтобы, когда куда-нибудь посылается царский гонец, у него без промедления наготове была лошадь. При этом гонцу предоставляется право выбирать лошадь, какую пожелает». А вот воспоминания некого Станислава Немоевского, который посещал Русь в годы правления Ивана Грозного: «Гонцы обязаны, с часа на час, делать в день по 20 миль [порядка 100 км], и они столь невозможное дело выполняют в короткое время, хотя за это для них нет никакой признательности, но – кара: кнут и тюрьма». В те времена на Руси, как и в других странах, были почтовые станции, которые располагались на расстоянии от 30 до 100 км друг от друга.
Вестники X в. Иллюстрация: Г. Комлев, www.3oprint.ru
К слову, в средневековой Европе тоже не стеснялись карать медлительных почтальонов. Существовала даже особая пометка на письме, изображавшая виселицу (ее так и называли – виселица). Знак проставляли на письмах, которые необходимо было доставить как можно быстрее, например, чтобы предотвратить несправедливую смертную казнь. Если гонец не успевал, то казнь – та самая виселица – ждала уже его самого.

В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА многие европейские монархи стали задумываться об удешевлении и демократизации почты. Того требовало время – нарождающиеся капиталистические отношения. А кое-где – скажем, в Германии – почта взяла на себя, помимо доставки писем, еще и перевозку людей в специальных почтовых дилижансах.

Марка СССР, 1958 г. dic.academic.ru
Но настоящая почтовая революция произошла в XIX веке – с появлением паровоза, парохода и телеграфа, а в начале XX века – еще и самолета. Именно тогда почтовая связь, наконец, стала общедоступной и быстрой. Впрочем, мы-то знаем, что по-настоящему быстрой почту сделал Интернет.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ