От испанского гриппа до коронавируса: чему нас учат эпидемии прошлого?

Несмотря на существенную разницу в медицинских и технологических возможностях, многие из уроков борьбы с прошлыми эпидемиями могут пригодиться и сегодня.

Отмена крупных мероприятий, блокировка транспортных карт и строгая рекомендация не покидать свои дома без крайней необходимости – следующая неделя обещает стать действительно переломным моментом в развитии эпидемии, когда шутки про приближающийся апокалипсис перестают казаться шутками.
С каждым новым днём правительства принимают всё более беспрецедентные меры в своём стремлении сдержать распространение вируса. Даже в России, где статистика заболевания казалась наименее пугающей, со следующей недели вводится режим максимальной изоляции.
Но действительно ли ограничение контактов между людьми и другие превентивные меры являются столь эффективным методом минимизации распространения и воздействия вспышки болезни?
Чтобы ответить на этот вопрос, придётся обратиться к истории, а точнее – к пандемии испанского гриппа, развернувшейся практически сразу после Первой мировой войны. Тогда эпидемия унесла жизни около 50-100 миллионов человек, а общее число заражённых составило 550 миллионов – треть населения Земли.
На этой неделе провести параллели между «испанкой» и коронавирусом смог Стефан Памбуччян, доктор медицинских наук, цитолог-хирург, патологоанатом, профессор и заместитель заведующего кафедрой патологии и лабораторной медицины Чикагской Медицинской школы Университета Лойолы. Он изучал испанский грипп, включая меры профилактики и исходы, чтобы помочь разработать стандарты для персонала и безопасности в цитологической лаборатории, где инфекционные заболевания, такие как вирус COVID-19, диагностируются и изучаются на клеточном уровне.

В своей работе исследователь проанализировал опубликованные данные и исследования из трех работ, относящихся к пандемии испанского гриппа 1918-1919 годов, и пришёл к довольно интересным выводам.
Из его анализа следует, что города, которые приняли ранние, широкие меры изоляции и профилактики, такие как закрытие школ и церквей, запрещение массовых собраний, обязательное ношение масок и ограничение контактов с заражёнными имели более низкие показатели заболеваемости и смертности.
Список таких городов включал в себя Сан-Франциско, Сент-Луис, Милуоки и Канзас-Сити, которые в совокупности имели на 30-50 процентов более низкие показатели заболеваемости и смертности, чем города, чья политика в отношении заболевания отличалась меньшей серьёзностью. Исследование показало, что в этих городах также наблюдались большие задержки с достижением пика смертности, и продолжительность этих мер коррелировала со снижением общего уровня смертности.

Жёсткие меры приводили к существенному снижению заболеваемости практически во всех случаях, без особого влияния местных условий. Как и сегодня, не все в 1918 и 1919 годах считали, что жесткие меры были уместны или эффективны в условиях эпидемии, но результаты всё же доказали обратное.
И хотя мир сильно отличается от того, каким он был 100 лет назад, эффективность мер, введенных во время пандемии 1918-1919 годов, дает нам надежду на то, что слаженная работа правительств избежит хаоса прошлых лет и позволит нам пережить эпидемию с минимальными потерями.
Фото: Wikipedia

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ