Замочные осы (Pachodynerus nasidens) пользуются недоброй славой из-за того, что предпочитают строить гнезда в рукотворных конструкциях. Как оказалось, не остались без внимания насекомых и самолеты: осы оккупировали устройства, критически важные для измерения скорости воздушного потока во время полета. Блокировка этих устройств может стать причиной неправильного чтения показаний и в прошлом уже приводила к неприятным инцидентам.
Алан Хаус и его коллеги из компании Eco Logical Australia изучали поведение замочных ос в аэропорту Брисбена в течение 3 лет. За это время им удалось выяснить, что насекомые охотно строили гнезда в приемниках воздушного давления, которые часто устанавливают под кабиной пилотов с внешней стороны самолета. Причиной же проведения исследования стали несколько инцидентов в сфере безопасности, включая один, когда самолету пришлось вернуться в аэропорт вскоре после взлета из-за обнаружения неполадок в считывании показаний датчиков.
«Это, конечно, не катастрофа, но могло бы ей стать. Из-за происшествия были закрыты взлетно-посадочные полосы», – комментирует Хаус. В том случае причиной инцидента оказались заблокированные приемники воздушного давления.Чтобы выяснить, из-за чего были заблокированы приемники, команда создала их 3D-версию и установила в 4 разных местах на территории аэропорта Брисбена на 39 месяцев. В каждой локации разместили до 6 типов приемников, включая те, которые устанавливают на Boeing 737 и Airbus A320 и A300. С февраля 2016 по апрель 2019 года исследователи 49 раз проверили приемники, заменяя их при обнаружении засоров.
В итоге оказалось, что за весь период 93 приемника были полностью заблокированы гнездами, построенными замочными осами. Причем осы предпочитали приемники с диаметров больше 3 мм, а все гнезда строились с ноября по май. В Южной и Центральной Америке, где замочные осы являются аборигенным видом, они строят гнезда в различных полостях, включая замочные скважины и электророзетки.
Результатом проведения исследования стала разработка стратегий снижения риска, включая закрытие доступа к приемникам воздушного давления при прибытии самолета в аэропорт.
Фото: House et al (2020) PLOS ONEЭто новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.