Остров Врангеля – дитя развода Америки и Евразии

Двенадцать тысяч лет назад Евразия и Америка разошлись буквально «как в море корабли»: таяние ледников подняло океан на 125 м, и тот залил былые пастбища мамонтов. После развода вот уже сколько веков два континента делят совместно нажитое «имущество» (виды, распространившиеся на оба континента через древний сухопутный мост) и «детей». Таким неприкаянным ребенком и стал остров Врангеля – кусочек земли, оставшийся от эпохи, когда еще существовала древняя и ныне затонувшая Берингия.

Овцебыки. Фото: Sergey Gorshkov, nationalgeographic.com

Евразия и Америка десятки тысяч лет жили душа в душу, соединенные общей сушей между нынешними Аляской и Чукоткой. Сейчас здесь Берингов пролив, а всего 12 тыс. лет назад можно было пешком пройти из Сибири в Северную Америку по сухопутному мосту длиной 1600 км и шириной 1000 км. Это было возможно потому, что ледник той эпохи поглотил так много воды из океана, что его уровень упал на 125 м+. Шведский ботаник Эрик Хультен придумал этой территории имя Берингия – по проливу Беринга. Берингия занимала площадь примерно 1,6 млн кв. км: это как к двум Франциям приплюсовать Германию.

Значение Берингии огромно: без нее природа вокруг нас выглядела бы совсем иначе. Ведь именно через нее псовые и верблюды, зародившиеся в Северной Америке, попали в Евразию. Лисицы, волки и даже собаки с шакалами без этого вряд ли стали бы типичной деталью российских ландшафтов. Да и бизоны не смогли бы попасть в Северную Америку, где их даже сейчас не так уж мало.

Конечно, размолвки между материками случались: за последние миллионы лет сухопутная связь между ними как минимум шесть раз (но скорее много больше) нарушалась из-за перемен климата. Сухопутный мост то скрывался под водой (в теплые эпохи), то снова соединял Евразию и Северную Америку (в оледенения).

Но примерно 10–12 тысяч лет назад материки окончательно разошлись, причем по историческим меркам мгновенно: всего за несколько тысяч лет вода поглотила почти половину Берингии. На поверхности остались только Аляска, Чукотский полуостров и несколько островов. Самый крупный – остров Врангеля площадью 7670 кв. км, почти как Кипр. Несколько тысячелетий ни Евразия, ни Америка его судьбой не интересовались. Но потом про него вспомнили, и, как это часто бывает при разводе, он оказался жизненно необходим обеим сторонам.


Тикиген – мечта Врангеля

Надо сразу отметить: Петр Врангель, который «черный барон» и главком Русской армии в Крыму, тут совершенно ни при чем. Уцелевший осколок Берингии назван в честь его однофамильца – Фердинанда Врангеля (1796–1870), который на острове своего имени никогда не был, но всю жизнь им интересовался.


Примерно с XVI века до Москвы все чаще стали доходить слухи о какой-то «большой земле» к северу от Чукотки, аборигены которой частенько охотятся на многочисленных местных моржей.

В 1733 году датско-российский моряк и исследователь Витус Беринг по благословению императрицы Анны Иоанновны снарядил Великую северную экспедицию на Чукотку, чтобы изучить эти земли, а потом перевезти туда коров и свиней и организовать якутов «землю пахать и всякий хлеб сеять». И загадочный остров заодно поискать. Тогда его найти не удалось, зато Беринг прошел по проливу между Чукоткой и Аляской к Северной Америке, в результате чего пролив получил его имя.

Но на карту остров все-таки попал: воспользовавшись описаниями, его под названием Сомнительный в 1763 году отметил Михаил Ломоносов.

Чукчи, с которыми русские наладили отношения, рассказывали об острове невероятные чудеса. Например, обрусевший чукча Николай Дауркин говорил, что клочок суши по имени Тикиген волны гоняют по морю (возможное отражение реальных крупных льдин), на Тикигене растут деревья в три обхвата толщиной, водятся голубые и черно-бурые лисы, а местные женщины рожают детей «от морской волны». Это еще больше распалило интерес исследователей к «сомнительному» острову.

Полярная карта, приложенная к рукописи «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию», runivers.ru

Лейтенант Фердинанд Врангель три года пытался его найти, но сбился с пути, и его отряд оставил эти попытки. В 1841-м Врангель издал книгу, в которой изобразил на карте, где, по его мнению, лежит злосчастный остров.

Первенство американцев (или немцев?)

Таинственным островом заинтересовались европейцы и американцы. В 1849 году британский исследователь Генри Келлетт, стоя на крошечном островке Геральд (так он назвал его в честь своего судна Herald), разглядел в 70 км к западу землю, которую назвал Пловер. Это был тот самый Тикиген. Потом на британские карты Пловер попал как Земля Келлетта.

Немецкий китобой Эдуард Далльманн уверял, что в 1866 году побывал на этой земле. А в 1867-м его американский коллега Томас Лонг почти вплотную подошел к острову и доложил своему правительству, что нашел «Землю Врангеля», назвав остров так в честь российского моряка. В 1879 году американцы снова послали сюда корабль, чтобы застолбить свои права на эту территорию. Но судно оказалось в ледовой ловушке, команда покинула борт и ушла в сторону материка.

Через два года на его поиски отправился новый американский корабль, экипаж которого высадился на острове Врангеля 12 августа 1881 года, объявив, что теперь это земля США под названием Новая Колумбия. И хотя за островом все же закрепилось название Врангеля, а не Новая Колумбия, Штаты считали его своим.

Он наш «в течение столетий»

Стоп, скажете вы, но ведь в 1867 году Российская империя продала Соединенным Штатам Аляску, и в договоре указано, что территория, на которой находится остров Врангеля, остается за Россией. Да, но тут есть маленький нюанс: формально острова Врангеля на тот момент не существовало, в договоре он не упомянут и ни на российские, ни на американские карты не нанесен. В том числе и на карту 1867 года, где обозначены установленные договором границы. Остров Геральд есть, а Врангеля – нет. Этой юридической коллизией и воспользовались американцы: дескать, мы договаривались только о существующих землях, а теперь мы новый остров открыли, и он наш.

Впрочем, надо отметить: американская трактовка этой коллизии не очень стыкуется с самим текстом договора. В нем недвусмысленно сказано:

«Западная граница уступленных [Россией] территорий проходит через точку в Беринговом проливе под шестьдесят пятым градусом и тридцатью минутами Северной широты в ее пересечении меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна или Игналук от острова Ратманова или Нунарбук, и направляется по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане».

Остров Врангеля явно лежит значительно восточнее Берингова пролива, а равно и упомянутого меридиана «отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна или Игналук от острова Ратманова или Нунарбук». Следовательно, исходя из договора, он никак не может быть американским.

Остров Врангеля. Фото: Анастасия Петухова, commons.wikimedia.org
Откровенно говоря, Россия поначалу не сильно переживала насчет острова Врангеля, как, собственно, и по поводу продажи Аляски. Содержать и охранять эти территории дорого, а прибыли от них на тот момент не видели никакой. Поэтому американцы потихонечку продолжали считать остров Врангеля своим и очень удивились, когда в 1911 году с российского судна «Вайгач» на берег высадилась гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого, а в 1914-м пожаловала канадская команда на корабле Karluk. Зачастили сюда и англичане, и японцы.
Ада Блэкджек (в центре) и ее товарищи по экспедиции 1921 г. на остров Врангеля. timeline.com
Тут Россия спохватилась и 20 сентября 1916 года выпустила ноту-депешу, заявив, что «острова Генриетты, Жаннеты, Беннета, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля, Новая Земля, Колгуев, Вайгач и другие являются территорией России ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий».

Насчет «столетий» авторы ноты, конечно, немного погорячились, потому что, например, острова Генриетты, Жаннеты и Беннета только в 1881 году открыл Джордж Де-Лонг, и сейчас они плюс еще два соседние острова входят в состав архипелага его имени. А острова Вилькицкого и Жохова Борис Вилькицкий и вовсе нанес на карту только в 1913–1914 годах. Ну и история с островом Врангеля тоже на «столетия общепризнанности» не тянет: ранее 1867 года и договора о разделе Аляски эту зону к российским владениям формально не относило ни одно иностранное государство. Но кого волнуют такие мелочи?

«Красный Октябрь» во льдах на пути к острову Врангеля, Чукотка, 1924 г. wikimedia.org
Америка не сдавалась и в 1921 году вместе с Канадой отправила на остров Врангеля поселенцев: канадец, три гражданина США и женщина из североамериканского племени эскимосов Ада Блэкджек собирались жить на этой земле, которую провозгласили британской территорией. Почти все они умерли от голода и болезней. Единственную выжившую читатель, наверное, уже угадал и сам: когда американская шхуна Donaldson в 1923 году привезла новую партию колонистов, ее встретила одна эскимоска Ада, привычная к тяжелому климату. Экипаж шхуны намеревался остаться на острове на два года.

Но они не учли, что СССР – не Российская империя. Новое государство вовсе не было настроено долго церемониться, слать ноты-депеши и прочие дипсигналы. В 1924 году советское вооруженное судно «Красный Октябрь» причалило к острову и попросту арестовало всех колонистов. Точки над i расставило постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». СССР поставил весь мир перед фактом: он будет считать своими «все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова» в указанной зоне.

После этого уже никто не рисковал каким-либо действием всерьез претендовать на остров Врангеля.

Волосатая щука из подземелья

Интересно, что никому даже и в голову не приходило, что у острова давно есть хозяева (пусть и не жившие на нем) – те самые коренные народы: чукчи, юкагиры, эвены, эскимосы и другие. Прямых следов деятельности людей, которые шли через Берингию из Евразии в Америку, ученые на острове Врангеля пока не нашли. А вот более поздние свидетельства есть: например, в 1975 году экспедиция Николая Дикова обнаружила в Чертовом овраге стоянку палеоэскимосов третьего тысячелетия до н. э. Здесь много каменных орудий, наконечники поворотных гарпунов, кости животных со следами обработки.

Лежбище моржей у острова Врангеля. Фото: Adrian Wlodarczyk, flickr.com
Скорее всего, древние люди здесь не жили, а приплывали летом на охоту: на острове до сих пор сохранилось множество птиц и зверей. На лето сюда прилетают стаи белых гусей, гнездятся черные казарки, живут белые совы и длиннохвостые поморники – всего около 150 видов птиц.

Кроме того, сегодня на острове бродят овцебыки и северные олени, на берегах – лежбища моржей и тюленей. Надо признать, что овцебыков коренное население перебило еще до появления здесь европейцев. Зато в 1974 году СССР вернул их сюда (завезя из Канады), поэтому сейчас на острове их 1100 особей.

А еще эту землю прозвали «родильным домом белых медведей», которых здесь очень много. Чукчи до сих пор называют остров Умкилир: от чукотского «умка» – белый медведь и «илир» – остров.

Белый медведь на острове Врангеля. Фото: Анастасия Петухова wikimedia.org
В древности на Умкилире обитали еще и мамонты: в 1993 году журнал Nature сообщил, что местные хоботные не вымерли в X тысячелетии до н. э., как все их земные собратья, а дожили до II тысячелетия до н. э. – буквально до времен пирамид! Жаль, что, в отличие от египтян, у предков юкагиров и чукчей в то время не было письменности, а то мы бы знали об этих зверях куда больше, чем сейчас.
Белая сова. Фото: Анастасия Петухова, commons.wikimedia.org
В легендах народов Сибири мамонты – это волшебные звери, живущие под землей. Эвенки и якуты считали их злыми духами, которые испортили Землю: творец Айыы сделал ее красивой и гладкой, но тут пришел мамонт, протопал по ней, избороздил своими бивнями – и появились горы, озера и реки. За это Айыы сослал его в подземелье.

Насчет того, как выглядел мамонт, у древних людей были разногласия: эвенки считали, что он похож на рогатую рыбу, ханты – что это помесь лося, щуки и медведя, тунгусы в этой троице медведя заменяли на змея.

Откуда берутся мамонты? Очень просто, говорили кеты: старые щуки становятся совершенно громадными, обрастают шерстью, рогами и уходят под землю. И там по тоннелям путешествуют из реки в озеро, развлекаясь разрушением берегов и прочими пакостями.

Виткась – вариант названия Земляного оленя (мамонта) в мифологии манси. Иллюстрация: Владимир Наговицын, bestiary.us

Мелочь мохнатая

Палеонтологи представляют себе местных мамонтов немного иначе. По их данным, на острове Врангеля мамонты были довольно мелкими: всего 180–230 см в высоту. Карликовыми их не назовешь: настоящие карликовые виды M. exilis и M. lamarmorae – не больше 200 см в холке. Но и до североамериканского M. imperator ростом 5,5 м им далеко. Островная карликовость – явление известное: когда веками женишься только на близких родственниках, копишь генетические огрехи и постепенно мельчаешь.

Карликовые мамонты острова Врангеля. Иллюстрация: Ольга Орехова-Соколова, «Вокруг Света», siberiantimes.com

В Берингии мамонтам было раздолье: от сухого мороза их защищала густая шерсть, тут росло много деревьев, сочной травы и их любимого лакомства – молодых побегов ивы.

А убило их, возможно, глобальное потепление (привет, Грета Тунберг!). Нет, они не утонули вместе с Берингией. Но когда стало теплеть, траву вытесняли кустарники, многие из которых содержат специальные яды, чтобы пастбищные животные их не ели. Вечная мерзлота начала подтаивать, земля превратилась в моховую губку, по которой мамонтам, овцебыкам и прочим мегазверям было крайне неудобно ходить. Климат стал влажным, сырость проникала в шерсть, и мамонты мерзли. В общем, сплошной дискомфорт!

Впрочем, есть и альтернативная версия. Дело в том, что 120 тысяч лет назад на Земле было на два градуса теплее, чем три тысячи лет назад, когда вымерли мамонты острова Врангеля. По логике, мамонты должны были бы вымереть тогда. И генетики действительно отмечают, что, судя по ископаемой ДНК, численность их популяции 120 тысяч лет назад серьезно упала. Однако они не вымерли. Быть может, на острове Врангеля добивающий удар нанесли все же люди? Учитывая, что истребление в Евразии овцебыков, других зверей палеотундры целиком относят на коренные народы Севера, не исключено, что верен именно этот вариант развития событий.

А вот почему хоботные так долго задержались именно на острове Врангеля, когда Берингия ушла под воду, ученые до сих пор ломают голову. И в этом смысле остров очень важен, потому что ученые еще только начали разгадывать его тайны. Остров Врангеля с 2004 года признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория Берингии охраняется по обе стороны Берингова пролива: заповедники на бывшей древней земле есть и в России, и в Америке. Многие годы они вместе изучали и сохраняли этот регион.




Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ