Ольхон: остров шаманов

Путешествуя по Прибайкалью, вы обязательно увидите нарядные деревья или столбы, пестро украшенные лентами. Это обоо – священные места, где обитают духи. Когда ветер колышет ленточку, молитва того, кто ее повязал, транслируется высшим силам. Но между людьми и духами есть и живой посредник – шаман. И последний оплот шаманизма Северной Азии находится именно на Байкале: это остров Ольхон.


Ольхон удивителен и сам по себе. Его можно обойти за пару дней, и при этом здесь невероятное разнообразие ландшафта: есть степь и песчаные дюны, мраморные скалы и болота, ледяные гроты и реликтовый ельник. На Ольхоне поместилось 143 археологических памятника – могильники, остатки древних городищ. Электричество сюда провели всего 12 лет назад, хотя остров давно был обитаем. Давно, но не всегда – до прихода русских здесь жили только духи, которым поклонялся бурятский народ. 
     И здесь, пусть и с изменениями, сохранилось его традиционное миропонимание. Во многом этому помогла изолированность Ольхона: добраться сюда хотя бы на пароме стало возможно только в 1992 году. Сегодня сюда приезжает масса людей – туристов, паломников, сектантов, которые ищут прямой связи с Космосом, настоящих шаманов из Якутии или Америки. Ольхонский мыс Бурхан и скала Шаманка почитаются буддистами и ламаистами как одна из девяти святынь Азии. 
     Для бурят Ольхон – не достопримечательность, а главная этническая ценность: по преданию, здесь похоронен прародитель всех бурят. А для нас это заповедник шаманизма – здесь живут всего четыре шамана, зато самые что ни на есть настоящие.   


Фото: www.fanatbaikala.ru

ШАМАНИЗМ – древнейшая религия, он сформировался еще в первобытные времена, и через него прошли почти все народы. Шаманские техники разных уголков мира схожи и почти не изменились за всю историю. Стержень этой ранней формы религии – почитание Земли и Неба. Земля – срединный мир, где у каждого предмета и места свое божество, а Небо в себе сочетает материальное и духовное начала. Шаманисты верят в душу и ее загробную жизнь в ином мире, поэтому у них особое отношение к мертвым – их почитают наравне с силами природы и задабривают жертвоприношениями. А все, что происходит с человеком, предопределено духами, которые наказывают или награждают. 

        Для нас шаманизм – «зрелищная» религия, но вся шаманская атрибутика утилитарна. Например, трость хорьбо помогает шаману путешествовать в потусторонний мир. Вместе с кнутом тушуур хорьбо символизируют власть шамана над людьми, его привилегированное положение. Костюм оргой, который надевается во время священного ритуала камлания, – это, пожалуй, главный элемент шаманского гардероба. Оргой шьется из синего или белого шелка, украшается орнаментом. Шаманская корона с рогами называется майхабша, обычно она делается из металлических жгутов, может украшаться лентами, колокольчиками, фигурками животных. На шее шамана висит металлическое зеркальце толи – для защиты от враждебных духов. Держать настрой и «спускаться» в потусторонний мир шаману помогают музыкальные инструменты: бубен и колотушка – хэсе и тойбор. Также в экипировку входят хуур, похожий на варган, копье, колокольчик шангинуур, кора пихты жодоод для окуривания (очищения пространства и людей) и алтарь шэрээ – для хранения всех этих ритуальных деталей.

     Посредники между мирами – шаманы – конечно, обучаются проведению обрядов, но стать шаманом просто по желанию нельзя. Во-первых, для этого надо иметь удха – шаманское происхождение, «корень». Во-вторых, на избранного должен указать дух предков. В этом случае у человека будет «божественная метка» – какая-то физическая особенность: например, современный ольхонский шаман Валентин Хагдаев родился с шестью пальцами на руке. В-третьих, на будущего шамана насылается «шаманская болезнь» – видения или недуги, своеобразный момент перерождения перед последним шагом: обрядом посвящения, шанар. После этого на шамана, помимо общения с духами, будет возложено много обязанностей: целительство, хранение традиций и обычаев, фактически – благополучие общины.   

ОБРЯДЫ – одна из главных функций шамана, проводятся они чаще всего в священных местах обоо, о которых мы говорили в начале. В этих местах обитают эжины – духи, и путешественник, проезжая мимо, должен им поклониться: бросить конфету, монетку или сбрызнуть землю водкой. Лучше, если это будет бурятский молочный самогон – тарасун. В напиток обмакивается безымянный палец, а затем нужно разбрызгать капли в четыре стороны света. 
     А вот мусорить, сквернословить, лгать, охотиться или рыбачить здесь строго запрещено. Первые три деяния вообще не приветствуются, но если они происходят в обоо – скорейшего наказания (в виде неприятностей в пути) точно не избежать!  


Шаманские ритуалы схожи в разных частях света. Фото: Аркадий Зарубин www.id.wikipedia.org

        В шаманской иерархии девять ступеней: чем выше степень посвящения шамана, тем больше у него возможностей. Шаман первой ступени – только «подмастерье» более опытного товарища, на пятой ступени шаман уже может уходить в транс и совершать шаманское путешествие (когда душа «гуляет» по другим мирам), а шаман девятого, высшего сана уже способен на чудеса – например, может летать. Но такие личности встречались очень редко уже в XIX веке. 

БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ бурят придерживалась шаманизма до XVII века, потом на Байкал пришел буддизм, и шаманизм начал терять господствующее положение. Место шаманов стали занимать буддийские монахи, начали строиться буддийские ступы (храмы), многие шаманские священные места стали считаться буддистскими, а имена шаманских духов превратились в имена буддийских героев. Но буряты-ольхонцы, принявшие буддизм, особо не вдавались в его философскую составляющую. Сейчас на маленьком острове Ольхон мирно уживаются разные религиозные традиции – шаманизм, буддизм, христианство. В конце 1990-х годов остров Ольхон официально стал называться важнейшим святилищем, центром традиционной культуры для всех бурят, и считаться их прародиной. Хотя до сих пор на Ольхоне проводят ритуалы, а традиционный образ жизни бурят мало изменился, знания древних во многом утрачены – в том числе и «благодаря» советской антирелигиозной пропаганде. Настоящего шамана сегодня найти трудно – часто они не афишируют свой долг (а шаманство – именно долг, не профессия) и живут обычной жизнью, такой же, как их односельчане: имеют семью, трудятся на обычной работе.    

НО ОНИ ЕСТЬ, И ОБРАЩАТЬСЯ к ним могут как буряты, так и русские – за лечением, советом, житейским обрядом, содействием в трудную минуту. Шаман Геннадий Тугулов так и говорит: «Ко мне приходят люди, потерявшие веру и смысл». Двенадцать из предков Тугулова – шаманы, а сам он долго был простым рабочим. Сын шамана Владимир Буинов прежде работал на метеостанции; себя он называет просто старейшиной и шаманит редко, при случае. Но бывают у него высокие гости – например, однажды заезжали американский саксофонист Пол Уинтер и писатель Валентин Распутин, которым Буинов показал один из обрядов.
     Самый знаменитый ольхонский шаман – Валентин Хагадаев – родился в бурятской юрте, был внуком шамана и воспитывался им (всего в его роду 19 шаманов). Помимо обычной шаманской работы – целительства и ритуалов – Хагадаев пишет научные работы, много выступает с лекциями, водит экскурсии по святым местам. К нему приезжают политики и эстрадные «звезды», так что Хагадаева часто называют «шоуменом». Действительно, исконный шаманизм подразумевает не массовость, а «попечительство» небольшого сообщества – рода или племени. Однако во времена, когда традиции забываются и смешиваются с чуждыми, кто-то должен брать на себя и просветительские функции – лучше, если это будет профессионал. А сейчас развелось много доморощенных «экстрасенсов», никакого отношения к древнему искусству не имеющих, – они превращают обряды в бизнес. Истинный же шаман поможет даже врагу, если нужно, но не попросит за это денег.     

        Самый популярный обряд, проводимый регулярно на Ольхоне, – это тайлаган, чествование богов: когда люди просят об удачном и урожайном годе, о благополучии семей, избавлении от болезней. Бывают весенние, летние и осенние тайлаганы, а самый многолюдный и торжественный – Ехэ тайлаган: Великое жертвоприношение ранним летом. В эти дни весь народ наряжается и собирается на горной вершине (иногда на берегу) – по масштабу и значимости это можно сравнить с нашим Новым годом. А вот по формату тайлаган, пожалуй, даже интереснее. Летом 2016 года на острове Ольхон проходил тайлаган, собравший шаманов со всего света. 

ВМЕСТЕ С ПРОБЛЕМОЙ «лжешаманизма» в Прибайкалье остро встал экологический вопрос. В девственных лесах и полях сейчас строятся отели, священные для бурят места, куда раньше не каждый имел право попасть, оскверняются, материальная культура этноса постепенно уничтожается. Даже со скалы Шаманки – главного сакрального места Ольхона – духи, по мнению шаманов, уже ушли: слишком там стало людно и грязно. Мыс Бурхан, где находится священная гора Шаманка, когда-то был запретным местом для простых людей, тем более иноверцев. Местные жители, подъезжая к Бурхану, даже заматывали копыта лошадей в тряпки – чтобы не шуметь на святой земле. В 1930-х недалеко от мыса появились поселок и нефтебаза, и с тех пор народная тропа к Шаманке не зарастает. Буряты спокойно относятся к гостям, только гости чувствуют себя здесь чересчур свободно: к чужим святыням относятся без почтения, а Ольхон заваливают мусором. Остров, в числе многих уникальных мест Земли, переживает встречу с «цивилизацией». Так у местных шаманов появляется современная и очень своевременная миссия: сохранять тонкую связь между человеком и природой.     

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ