Осторожно, «бессмертные»!

Для современного человека череп со скрещенными костями – символ смерти или, по крайней мере, серьезной опасности. Мы привыкли видеть его на трансформаторных будках («Не влезай, убьет!»), иногда – на емкостях с токсичными веществами. И еще в кино – на фуражках эсэсовцев. Однако именно в военную символику «Мертвая (Адамова) голова» вошла как символ бессмертия.

Принцип 17-го уланского полка: cмерть или слава

По библейскому преданию, первый человек – Адам – был похоронен на Голгофе, а кровь Христа спустя много лет омыла его череп и кости, очистив все человечество от греха и даровав возможность спасения. «Адамова голова» стала символом возрождения и бессмертия – не случайно она изображается под распятием на нательных крестиках и на одеяниях монахов-схимников, принявших сугубый постриг и как бы заживо легших в гроб для возрождения к вечной жизни.

В качестве военной эмблемы «Адамова голова» впервые используется в XII веке рыцарями ордена Благой Смерти. Это был военный отряд, сформированный в Иерусалиме при монашеском ордене Святого Лазаря из рыцарей, больных проказой, – они отличались редким бесстрашием и полным презрением к смерти. Изображение «Мертвой головы» «украшало» их плащи.
В начале XIX века оформились два основных варианта изображения «Адамовой головы» – прусский и брауншвейгский. В прусском варианте череп повернут несколько в сторону, часто не имеет нижней челюсти и перекрывает скрещенные кости. В брауншвейгском череп изображен в анфас, а кости расположены под ним.
Первый вариант как элемент обмундирования появляется в обиходе в середине XVIII века. В 1740 году на похоронах прусского короля Фридриха Вильгельма I она была вышита серебром на предметах траурного убранства. Тогда же в память об отце Фридрих Великий учредил два лейб-гусарских полка, названных «гусарами смерти». На головных уборах у первого полка были серебряные череп и кости, а у второго – изображение самой Смерти в виде лежащего скелета с песочными часами и косой.
Вскоре «Адамова голова» появляется на головных уборах 17-го уланского полка английской армии. Эта эмблема по сей день сохранилась в подразделении (сейчас оно известно как Королевский Ее Величества Королевы Уланский полк). Особое значение она получила после Крымской войны: полк участвовал в знаменитой «атаке легкой бригады» под Балаклавой, понес огромные потери от русской картечи, но выстоял.

В XIX веке второй вариант «Адамовой головы» приобретает все большую популярность в России. Ее носят на головных уборах солдаты «Черного легиона» герцога Брауншвейгского, полка Бессмертных гусар Санкт-Петербургского ополчения, сформированного в 1812 году, она становится (сначала неофициально) эмблемой русского Александрийского гусарского полка. Полк имел черно-красное с серебром обмундирование, и однажды прусский фельдмаршал Блюхер перепутал александрийских гусар с прусскими «гусарами смерти». С этих пор за александрийцами закрепилось прозвище «бессмертных». В начале ХХ века «Мертвая голова» появилась на парадных шапках полка, полковом знаке, посуде из полкового Офицерского собрания, а здание Офицерского собрания даже украсил фонарь в виде черепа.
В Русской Императорской армии «Адамова голова» была эмблемой не только александрийских гусар, но и 17-го Донского казачьего генерала Бакланова полка. Герой Кавказской войны Яков Петрович Бакланов прокомандовал полком много лет. Однажды он получил посылку от неизвестного, в которой обнаружил большой черный платок, на нем серебром были вышиты череп и кости, обрамленные надписью: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Этот платок Бакланов сделал своим личным значком (так когда-то называли небольшое знамя). В начале ХХ века череп и кости стали официальной эмблемой полка, а черный Баклановский значок превратился в полковой штандарт.
В годы Первой мировой войны «Адамова голова» практически во всех воюющих армиях становится эмблемой «ударных», штурмовых частей. Также ее используют в ряде партизанских отрядов, в том числе и в Русской армии. Она стала эмблемой казачьего партизанского отряда есаула Б. В. Анненкова; ее избрали своей эмблемой немецкие танкисты; украшала она и фюзеляжи многих истребителей, в том числе русских летчиков-асов А. А. Казакова и И. В. Смирнова. Для летчиков даже существовал проект Георгиевской планки, на которой крепилось изображение «Мертвой головы». Серебряная должна была даваться за один сбитый самолет, золотая – за десяток.

В России бум использования «Адамовой головы» начинается весной 1917 года. Ошалевшая от демократических свобод армия стремительно разваливалась, воевать никто не хотел. Выход из сложившейся ситуации попытались найти путем создания так называемых революционных ударных батальонов, в которые записывались все, кто хотел продолжать войну «до победного конца». «Революционный» Верховный Главнокомандующий А. А. Брусилов, изо всех сил желавший выслужиться перед новой властью, активно поддержал идею (разрешил даже формирование женских ударных батальонов), и ударные части стали расти как грибы. Их символами были черно-красные – «смерть или свобода» – нарукавные шевроны и изображение «Адамовой головы» в качестве кокарды на фуражках, а также на погонах. Самой знаменитой ударной частью стал Корниловский ударный полк, сформированный полковником М. О. Неженцевым в мае 1917 года: он неоднократно отличился в Гражданской войне на юге России, вырос до дивизии. О храбрости корниловцев ходили легенды; часто красные части отступали, не принимая боя, едва только завидев вдалеке красно-черные корниловские фуражки.
В Гражданскую войну «Мертвая голова» украшала обмундирование и награды многих белогвардейских формирований, ее активно использовали и анархисты. Иногда можно было видеть ее в Красной Армии – например, на нарукавной нашивке команды бронепоезда «Большевик» № 76.

В ХХ столетии «Адамова голова» приобрела печальную известность как символ подразделений СС. К ним эта эмблема перешла от «ударников» Первой мировой. Череп прусского типа украшал серебряные перстни, которые вручались каждому офицеру СС, носился всеми эсэсовцами в качестве кокарды, а также в петлицах и на нарукавных лентах подразделений охраны концлагерей и дивизии СС Totenkopf – «Мертвая голова». Дивизия считалась одной из лучших в Третьем Рейхе, но была неоднократно бита Красной Армией, в том числе под Ленинградом и на Курской Дуге, и окончательно разгромлена в боях у озера Балатон в Венгрии весной 1945 года.
Символ «Мертвой головы» в СС отнюдь не указывал на деятельность «охранных отрядов». СС считались элитой Рейха, передовым отрядом немецкой нации, и «Мертвая голова» была призвана подчеркнуть эту элитарность.

Череп со скрещенными костями украшал головные уборы итальянских «чернорубашечников» Бенито Муссолини; в ХХ веке эту эмблему использовали также британские подводники, финские кавалеристы, польские танкисты... Но злодеяния СС дискредитировали «Мертвую голову» как символ. Впрочем, в некоторых армиях она используется и сейчас – например, в латвийской, где стала эмблемой Куперьяновского батальона, сформированного в 1992 году.
Что касается «веселого Роджера», который прочно ассоциируется в нашем сознании с пиратами, то под этим флагом пираты не плавали почти никогда. Ведь черный флаг, поднятый на мачте, указывал, что на судне эпидемия, и от такого корабля все стремились отплыть как можно дальше. Пираты либо вообще не поднимали флагов, либо плавали под… красным полотнищем: в европейской геральдике оно означало, что все, кто идут под ним, получили от Папы Римского благословение на пролитие крови.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ