Немногие знают, что до того как в 1961 году президент Кеннеди подписал программу подготовки к полету на Луну, у НАСА были совсем другие планы – планы создания орбитальной космической станции.
В 1958, после успешного запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, космическое агентство США приступило к разработке одноместного космического аппарата «Меркурий». Второпях запущенная программа предполагала вывод человека на орбиту до того, как это сделает СССР. США не успели. Нужна была другая, более значимая цель в космической гонке. Полет на Луну по тем временам казался чем-то из разряда научной фантастики. NASA взялось за разработку орбитальной системы Atlas.
К разработке станции был привлечен Краффт Эрикке (Krafft Ehricke) - помощник главного инженера подразделения корпорации общей динамики в Сан-Диего. До этого, Краффт был членом ракетной команды Германии, участвовал в разработке знаменитой Фау-2. После войны, он, вместе с коллегами, был рекрутирован правительством США. В Сан-Диего Эрикке занимался разработкой ракеты-носителя Atlas, первой американской межконтинентальной баллистической ракеты, тестирование которой началось в июне 1957. Предполагалось, что эта же ракета выведет аппарат «Меркурий» на орбиту.
Так как ракета Atlas не обладала мощностью, достаточной для выведения космической станции на орбиту, было найдено интересное техническое решение. Идея заключалась в том, чтобы после выхода на высоту 644 километра, использовать переднюю часть ракеты – резервуар для жидкого кислорода – в качестве жилого модуля космической станции. Модуль предполагал наличие лаборатории, кухни, душевой, спортивной комнаты и спальных мест для четырех человек. Необходимое для станции электричество должен был обеспечивать ядерный реактор. Дополнительные модули могли быть построены из топливных емкостей ракет обеспечения и ракет смены астронавтов.
Предполагалось, что для реализации проекта необходимо 5 лет. Краффт представил свою концепцию в апреле 1958, через шесть месяцев после запуска «Спутника», и через неделю после того как президент Эйзенхауэр сообщил конгрессу США о необходимости ускорить национальную космическую программу. Согласно Краффту, назначение станции заключалось в изучении космоса и подготовки к полетам на другие планеты. Станция также могла быть использована в качестве базы для отправки зондов к Луне и планетам солнечной системы, для ремонта спутников, для астрономических, геофизических и метеорологических исследований. Инженеры не скрывали, что станция также могла быть весомым политическим аргументом в холодной войне и потенциальной военной платформой.
«Так как орбитальная система Atlas может быть реализована за пять лет, она предоставить возможность первого выхода человека в космос» - говорил Краффт – «это улучшит национальные космические возможности и докажет преимущества науке и человечеству».
Мечты Краффта не сбылись, в апреле 1961 года космонавт Юрий Гагарин совершил первый в истории полет в космос.
В мае 1961 Джон Кеннеди подписал план программы «Аполлон», все расчеты и чертежи орбитальной космической станции были отложены в хранилище.
Источник: http://www.popularmechanics.com/space/rockets/a18469/nasa-first-space-station/
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.