Появление пороха, казалось бы, простой смеси селитры, древесного угля и серы, вызвало огромные трансформации человеческой цивилизации. Изобретенный в Древнем Китае как мистическое зелье для обретения бессмертия, он превратился в силу, которая изменила понятия войны, геополитики и даже структуры общества во всем мире.
Изображение из иллюстрированного руководства по военной технике, написанного Конрадом Кизером, en.wikipedia.org
Изобретение пороха
Как ни странно, история самого смертоносного порошка в мировой истории началась со стремления человека к бессмертию. Одними из тех, кто искал ключ к вечной жизни, были китайские алхимики. В их числе в летописях упоминаются, например, знаменитый философ Лао Цзы, великие императоры Хуань-ди и Цинь Шихуанди.
Последователи учения Дао полагали бессмысленным искать эликсир вечной молодости в разлагающейся, а значит, умирающей органике. Поэтому экспериментальные составы делали не из трав и кореньев, а из «вечных» минералов и металлов: киновари, золота, серебра, ртути и других подобных материалов.
В числе прочих была и селитра, которую на землях империи Цинь можно было найти в самородном виде. Алхимики называли ее «сяо ши», что переводится как «каменный растворитель», и применяли ее в соответствии с названием.
Неизвестно, когда именно в результате многочисленных экспериментов с селитрой китайские мудрецы «получили взрыв», но первый задокументированный рецепт пороха можно найти на страницах «Полного собрания наиболее драгоценного о свинце и ртути». В состав входило по 6 частей селитры и серы и одна часть угля.
Эталонный порох состоит на 75 % из селитры, на 15 % из порошка древесного угля и на 10 % из серы. Однако во времена китайских династий что только не пытались добавить в его состав оружейники: мед, мышьяк, ртуть, мочу, масло, нашатырь, даже помет летучих мышей!
Названия у рецептов древних алхимиков тоже были весьма впечатляющие. Оцените креатив: «бомба силой 10 000 врагов», «сжигающая кости дробящая масляная бомба», или даже «магическая шаровая молния, сжигающая врагов и застилающая взор». Такие названия можно прочесть на страницах древнекитайского трактата «Хуолунцзин» – «Руководство огненного дракона».
Зарождение огнестрельного оружия
Даже сегодня любые ракеты в Поднебесной называют двумя иероглифами «Хуо Цзе», которые дословно можно перевести как «огненная стрела». Именно огненные стрелы стали первым дальнобойным пороховым оружием.
В начале X века в составе пороха еще было слишком мало селитры, чтобы смесь могла взрываться. Зато она разбрасывала в разные стороны снопы раскаленных искр, которые поджигали все вокруг. Военное применение было весьма примитивным: достаточно было привязать шарик пороха к древку стрелы, зажечь фитиль и выстрелить из арбалета.
Стрела с прикрепленным к ней зарядом пороха, готовая к выстрелу из лука. Иллюстрация из трактата «Хуолунцзин» en.wikipedia.org
В летописи «Записи девяти королевств» историк Лю Чжень впервые описывает применение пороха в военных целях при осаде города Юйчжан: «Войска послали летящий огонь, чтобы сжечь ворота, и повели воинов вперед, напали на город и сожгли его».
Если первые китайские огненные стрелы фактически ими и являлись, то всего за несколько десятков лет они эволюционировали до оружия, по принципу действия не отличающегося от современных ракет-фейерверков. Порох в них использовался в качестве топлива и поражающего элемента. Иногда в состав смеси добавляли яды, например, порошок, полученный из реальгара – природного соединения мышьяка.
Из таких стрел собирали целые пусковые установки, одни названия которых должны были повергнуть врагов в ужас. Например, «длинный змей, ломающий врага» переносился на спине и запускал в сторону противника 32 отравленные ракеты. А ракетный комплекс «экран божественной огненной стрелы» даже внешне напоминает современные РСЗО.
Ракетный комплекс «экран божественной огненной стрелы». Иллюстрация из трактата «Хуолунцзин». en.wikipedia.org
Первое же оружие, которое можно назвать прототипом пушек и мушкетов, называлось «огненное копье». По сути, это была та же ракета, только обращенная соплом к врагу. Ее надевали на длинный шест, поджигали и обрушивали на наступающих врагов огненный залп.
Огненные быки, огненные шары и огненные «копья», использовавшиеся против осадных орудий при осаде крепости Деан, Китай, 1132 г. Иллюстрация: Wayne Reynolds thelosttreasurechest.wordpress.com
Позднее китайские военные инженеры поняли, что если в «огненное копье» положить что-то вместе с порохом, то оно с той же силой вылетит из его сопла, часто нанося гораздо больший урон. Так, в XII и XIII веках в Китае появляется разнообразие ручных и стационарных пушек, пистолетов и ружей.
Самое старое из известных европейских изображений огнестрельного оружия. Иллюстрация из «De nobilitatibus, sapientiis, et prudentiis regum», 1326 г. en.wikipedia.org
Закат европейского рыцарства
Китайцы не планировали распространять секрет пороха. Законом 1076 года торговля селитрой за пределами страны была запрещена. Однако во времена Монгольской империи и процветания торговли по Шелковому пути пороховая технология все-таки распространилась на Запад к концу XIII века.
Самые первые европейские упоминания о порохе датированы 1267 годом и встречаются в рукописях монаха и ученого-естествоиспытателя Роджера Бэкона.
Если в Поднебесной огнестрельное оружие эволюционировало постепенно на протяжении нескольких веков, то появление пороха в Старом Свете привело к глобальным и, по историческим меркам, очень быстрым изменениям.
Исход сражения в средневековой Европе во многом решали бронированные рыцари и тяжелая конница. Профессиональные воины учились сражаться с детства и в бою стоили одного, а то и двух десятков простых рекрутов.
Появление огнестрельного оружия практически уравняло тренированного рыцаря и вчерашнего крестьянина, которого за пару недель научили обращаться с аркебузой: умение целиться было не нужно, ведь оружие все было весьма неточным. Но с ним фаланга непрофессиональных солдат могла разбить умелых наездников.
Корона требует селитру!
Главную составляющую пороха – селитру – в Китае добывали без особого труда. Условия и климат там были благоприятные, чтобы она естественным путем образовывалась в некоторых видах почв. В Европе же с селитрой дела были плохи, и для создания пороха это вещество в основном импортировали из Индии.
Поэтому пороховые войны были для Европы очень затратным делом. Один выстрел из пушки XVI века стоил месячного жалования солдата-пехотинца.
В 1561 году королева Елизавета I Тюдор заплатила 300 фунтов стерлингов (на современный счет это приблизительно 12 миллионов рублей) немецкому инженеру Герарду Хонрику за изобретение промышленного процесса производства селитры.
И да, впечатлительным лучше пропустить следующий абзац. Производственный процесс включал кал, прогнившие потроха животных, могильную землю, солому, известь и… мочу пьяных солдат. Это не шутка! В могильной земле жили бактерии, которые поглощали аммиак, выделяемый останками животных и продуктами жизнедеятельности, образуя азотную кислоту, которая при взаимодействии с известняком превращалась в кальциевую селитру. А моча пьяниц содержит аммоний, благоприятно влияющий на рост нитратных бактерий.
Получение селитры. A. Передняя часть селитренного завода, в которой находятся чаны для выщелачивания. В задней части находится котел, в котором происходит варка. C. Высохшие площадки, с которых соскабливают «селитряную землю». D. Дрова для котла. E. Рабочий, который счищает «селитренную землю» от старых площадок. Иллюстрация из труда Лазаря Эркера «Beschreibung allerfürnemisten mineralischen Ertzt und Berckwercksarten», 1574 г. digitale-sammlungen.de
В итоге из приблизительно 250 килограммов исходного материала удавалось через два года получить 6–7 килограммов драгоценного порошка. Каким образом выдающиеся умы XVI века дошли до такой формулы производства без глубоких современных знаний в области химии и микробиологии – остается загадкой.
Возросший спрос на селитру в следующем столетии заставил короля Карла I приказать «своим любящим подданным хранить в удобных сосудах или емкостях» необходимые для изготовления важного ресурса ингредиенты. Появилась новая профессия: сборщик селитры.
Сборы проходили ежедневно. Работники селитрянниц – так назывались производства – получили лицензию на забор материалов в любом месте: амбарах, конюшнях, голубятнях, трактирах и даже ночных горшках горожан вне зависимости от согласия хозяев.
Как порох перевернул феодальную Европу
Во время многочисленных войн на территории современного Китая огнестрельное оружие в большинстве случаев использовали против пехоты. В Европе порох нашел применение, которое «перевернуло» устройство общества.
Основой феодальной системы был замок – оплот и символ власти местного правителя. Даже самый маленький донжон с невысокой стеной делал практически невозможным восстание крестьян: взять его штурмом ополчению было невозможно, а для многомесячной осады им пришлось бы бросить поля, что для средневекового фермера означало голодную смерть.
Битва на Беверхутсвельде, Хроники Фруассара, commons.wikimedia.org
Ну а если феодал строил не замок, а полноценную крепость, то такое сооружение не всегда мог взять штурмом даже король при поддержке вассалов. Поэтому на защитных сооружениях во многом держалась система феодальной раздробленности, которая существовала в Европе с раннего Средневековья.
Порох сделал феодалов уязвимыми. Во время осады 16-килограммовые ядра вышибали ворота и разрушали крепости. Стены традиционных европейских укреплений делали из камня, а изнутри заполняли твердым гравием или щебнем. Они не могли поглотить энергию артиллерийского выстрела и разлетались на куски.
Фортификаторы сделали ответный ход: стены стали строить не из твердого камня, а из податливого песка и кирпича, которые поглощали энергию пушечного выстрела.
Для растущего производства оружия и защиты от него требовалось все больше механиков, техников, химиков, физиков и математиков. Инженеры стремились строить технологичные форты с пушечными батареями, чтобы разрушать орудия врага до того, как тот установит их перед стенами.
Тогда атакующие начали изобретать новые способы применения пороха. В 1592 году испанцы захватили голландский город Стенвик. Чтобы его отбить, голландцы сделали подкоп под бастион, куда заложили десятки бочек с порохом. После мощного взрыва исход сражения был предопределен.
Схема осады Стенвейка в 1592 г. Обозначены подземные ходы для подрыва стены пороховыми подземными зарядами. Иллюстрация из «Атлас ван Лун», en.wikipedia.org
Развитие пиротехники положило начало и глобальным промышленным преобразованиям. С появлением пороха пробивать горные породы в шахтах стало легче, что привело к буму добычи полезных ископаемых.
Торговые маршруты расширялись по мере улучшения транспорта за счет использования взрывчатых веществ при строительстве дорог. Были созданы новые рабочие места: от производства пороха до управления его распространением.
Эти изменения не остались без последствий. В этом простом в производстве соединении селитры, серы и древесного угля заключена история о взлетах и падениях империй, о осадах и битвах, изменивших историю, и о мире, который никогда не будет прежним.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.