Кто приходит, кто уходит – все ее за ручку водят. Эта детская загадка – про дверь. А про дверную ручку – ни загадок, ни стихов! О ней вообще мало кто задумывается и уж тем более не догадывается, что у этого нехитрого, казалось бы, предмета интерьера длинная и увлекательная история. Исправляем вопиющую несправедливость!
Точная дата появления дверной ручки, как и всего «вечного» в подлунном мире, неизвестна. Но было это очень давно – как минимум, в неолите. Известно, что двери с замком были еще у древних египтян, и торчащий из замка огромный ключ выполнял заодно функцию ручки. При этом замок был не абы какой, а настоящий – штифтовый, то есть представлял собой запорный механизм, в котором использовались стержни – штифты различной длины, не позволяющие открыть дверь без правильного ключа. А теперь представьте, что такие замки изготавливали из дерева! Первый известный образец подобной конструкции нашли на территории современного Ирака в руинах дворца Хорсабад, построенного ассирийским царем Саргоном II, правившим в 721–705 годах до нашей эры. Но основные принципы его заложены еще в Древнем Египте около 4 тыс. лет назад.
Позже традицию переняли римляне, которые придумали открывать двери комбинированной ручкой-ключом. При этом они модифицировали египетские замки, заменив деревянные детали металлическими. Но кроме ручек-ключей в Риме появляются и отдельные дверные ручки на дверях с замками. Это и неудивительно: в инсулах, многоэтажных римских домах, похожих на наши многоквартирные, далеко не всегда было удобно использовать довольно громоздкие ручки-ключи.
Кстати, археологи полагают, что двери в те далекие времена редко запирали на ключ, чтобы предотвратить износ хрупкого и дорогостоящего замка, а еще потому, что в доме, как правило, всегда находились люди. Двери просто оснащали раздвижным или откидным засовом, который заодно служил ручкой. А вот на межкомнатных дверях ручки были. Например, двери, поднятые со дна озера Неми, что в 30 км к югу от Рима, и датируемые I веком нашей эры, имеют деревянные ручки в форме набалдашника.
Дальнейшая судьба дверных ручек в Европе теряется в веках… чтобы вновь найтись около 1015 года в виде дверей Бернварда. Они представляют собой две огромные створки (почти 5 м в высоту, 3,5–4,5 см в толщину и 1,85 тонны весом!), отлитые из оружейного сплава, состоящего по преимуществу из меди с небольшими примесями свинца, олова и цинка. Их изготовили для собора Хильдесхайм в Германии по заказу епископа Бернварда Хильдесхаймского. На дверях изображены сцены из Библии и жизни Иисуса.
Эти двери – настоящее достижение искусства раннего Средневековья, так как отливали их по восковой модели, что требовало большого мастерства от литейщиков, ведь такие формы можно использовать только один раз. Даже массивные дверные ручки-молотки в виде львиных голов с изящными кольцами во рту не были припаяны к дверям, а отлиты как единое целое! По сути, это не ручки, а дверные молотки, которые выполняли функцию ручек. Кстати, у таких колец – своя история.
Считается, что их придумали в Древней Греции, и размещались они не на дверях, а рядом с ними. К этим кольцам были прикованы рабы, единственной задачей которых было открывать дверь гостям. От смертной скуки несчастные засыпали прямо возле входа, и пришедший, чтобы разбудить привратника, стучал кольцом о стену. Позже их крепили уже к двери, и они являли собой два в одном: ручку и молоток. Богачи даже соревновались между собой – чей дверной молоточек вычурнее: чем красивее и помпезнее кольцо, тем более статусным было материальное положение обитателей дома.
Еще один, чуть более поздний пример дверных ручек Средневековья можно обнаружить на дверях Вестминстерского аббатства, стройка которого началась в Лондоне в 1245 году. Двери также отлиты из металла и испещрены изящными узорами, а вот ручки по старой доброй традиции представляют собой раздвижные засовы.
С этого времени началась эпоха Возрождения дверных ручек. Знатные люди соревновались в их изяществе не меньше, чем в вычурности дверных колец. А вот беднякам дверной ручкой по-прежнему служил металлический откидной засов (ставший в итоге отдельным видом ручки, существовавшей вплоть до XVII века), простая медная полоска, припаянная в виде стремени к входной двери, или то же кольцо-молоток, но без украшательств. Позже, впрочем, дома небогатого населения немного преобразились благодаря симпатичным кованым дверным ручкам в виде полусердца. Припаянные концы ручки – плоские пластины – оформляли в виде кругов или ромбов, которые позже будут напоминать форму листа сирени.
Неизвестно, кстати, кто и когда изобрел такие вертикальные ручки, но именно они становятся основной формой этого изделия к XVII–XVIII векам. Вероятно, это связано с подъемом промышленности, благодаря которой замки стали дешевле и потихоньку начали преобладать над простыми засовами. Появилась и возможность для изготовления недорогих и декоративных дверных ручек. А с конца XVIII столетия начали выпускать разные рычажные ручки, дизайн которых определялся уже местной модой и технологиями. Например, в Англии в моду вошли круглые расписные керамические ручки.
Но если до XX века изготовление дверных ручек было делом ремесленным, то с началом научно-технической революции к ним проявили интерес уже архитекторы и дизайнеры, отвечавшие за вид здания или помещения в целом. А в 1927 году австрийский философ, любивший мастерить на досуге, Людвиг Витгенштейн, придумал «типаж» самой популярной сегодня дверной ручки.
Людвиг был младшим ребенком одной из самых выдающихся семей промышленников рубежа двух прошлых веков, сыгравшей исключительную роль в культурной жизни Вены. Художественные способности, а еще интерес к архитектуре и дизайну побудили Витгенштейна построить жилой дом для своей сестры Маргарет. Тогда-то он и создал из металлической круглой планки прообраз большинства привычных нам изогнутых трубчатых дверных ручек.
Среди других «дверноручных» (и не только) дел мастеров прославились также немецкий архитектор и пионер промышленного дизайна Петерс Беренс, французский художник и видный деятель стиля модерн Эктор Гимар, австрийцы Йозеф Мария Ольбрих и Йозеф Хоффман. Именно эти знаменитые архитекторы, подарившие миру здание немецкого посольства в Санкт-Петербурге, наземные входы станций парижского метро, «Свадебную башню» в Дармштадте и многие другие достижения архитектурно-инженерной мысли, «попутно» создали основные виды дверных ручек, которыми мы пользуемся и сегодня.
А есть и такие, что выпускаются до сих пор! Это знаменитые дверные ручки великого и могучего испанского архитектора Антонио Гауди, создавшего храм Святого Семейства в Барселоне и Дом Бальо. Трудясь над последним, он решил придумать для него и соответствующие архитектуре дверные ручки. Для этого маэстро стиля модерн сжимал в руке тряпку, пропитанную клейстером, чтобы она приняла анатомическую форму человеческой ладони. По полученному слепку Гауди и создал свои дверные ручки. А еще Гауди придумал ручки-бантики, ручки-волны и даже учитывал, правша его заказчик или левша!
В наши дни в тренде – экологичность. Не избежали этой участи и пресловутые дверные ручки, чему способствовала пандемия Covid-19. Известно, что некоторые металлы, например латунь, медь и серебро, медленно, но верно убивают многих патогенных микробов. Точный механизм этого воздействия неизвестен – предполагается, что он связан с так называемым олигодинамическим эффектом, когда ионы металлов проникают в живые клетки и вирусы и способствуют их гибели даже в относительно малых концентрациях. Благодаря этому эффекту латунные дверные ручки дезинфицируют сами себя примерно за восемь часов, а вот нержавеющие металлы и алюминий таким свойством не обладают. Поэтому в медицинских учреждениях часто используют нешлифованные ручки из латуни. Это еще что – появились конструкции ручек с ножным приводом и даже рукояти, которыми можно управлять при помощи предплечья!
Ручки витрины супермаркета, которые можно открывать при помощи предплечья Фото: Universal Kakistocrat wikipedia.org
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.