Образ крысы в искусстве прошел долгий путь от отвращения и страха к симпатии и умилению из-за перемены исторических обстоятельств, заложниками которых оказывались грызуны. В средневековой Европе их обвиняли (подчас незаслуженно) в эпидемиях чумы и называли спутниками дьявола. С развитием науки и медицины ученые начали пользоваться «услугами» лабораторных крыс, и хвостатых друзей стали воспринимать иначе.
Крыса мистическая
Крысиный король – монстр из страшных легенд, единый организм, состоящий из нескольких грызунов, сросшихся хвостами. Это не выдумка, такие «короли» существуют в реальности. Зоологи пока не обнаружили живой экземпляр, но мертвых находили – один из них выставляется в Маврицианском музее естествознания в Альтенбурге. Образ крысиного короля часто используется в литературе, самый известный – в сказке о Щелкунчике у Эрнста Гофмана, но в ней это не сросшаяся масса, а предводитель крыс. Датский режиссер Ларс фон Триер в фильме «Эпидемия» 1987 года использует образ крысиного короля, чтобы усилить атмосферу ужаса. Крысиный король встречается и в мультфильме о черепашках-ниндзя – разумеется, в злодейском амплуа. Он контролирует крыс с помощью своей флейты, совсем как гамельнский крысолов.
Крыса тоталитарная
Крысы в литературе несут в себе образ не только мифического зла, но и вполне реального – тоталитаризма. Роман лауреата Нобелевской премии Альбера Камю «Чума» построен на изящной метафоре: сопротивление фашизму в нем показано через борьбу с эпидемией, охватившей город. Первыми на его улицах умирают крысы. Они становятся и жертвами трагедии, и ее переносчиками.
В романе Джорджа Оруэлла «1984» главного героя в финале должны съесть голодные крысы, и это тоже отсылка к тоталитарной системе. Крыс много, они непритязательны в еде, живут в жутких условиях. Примерно так работает и машина тоталитаризма: личность больше не имеет значения, но есть серая масса, и она готова на все.
Крыса коварная
Короста – любимый питомец Рона Уизли. Фото: fdb.pl
Крыса часто воплощает образ предательства. Грызуны, согласно известной поговорке, первыми покидают тонущие корабли, и людей, бросивших в беде приятелей, тоже называют крысами. Именно такой делает крысу Джоан Роулинг в саге о мальчике-волшебнике. Питер Петтигрю из зависти и страха раскрывает местонахождение родителей Гарри Поттера лорду Волан-де-Морту и предает их доверие. Он анимаг, а значит, умеет превращаться в животное по собственной воле. Ему достается личина крысы, в то время как Сириус Блэк становится собакой – символом верности. В экранизациях Питер Петтигрю даже в человеческом обличии сохраняет крысиные манеры – прижимает к себе руки и похрюкивает.
Крыса Короста в человеческом облике – Питер Петтигрю. Фото: screenrant.com
Крыса добрая
К счастью, некоторые авторы видят в крысах и мышах умных животных, которыми можно проиллюстрировать добрые намерения. Джон Стейнбек в 1937 году пишет повесть «О мышах и людях», в которой один из героев, Ленни, – физически сильный, но умственно отсталый парень, любит все маленькое, но часто причиняет этому маленькому вред. Так, например, он случайно убивает мышку, беззащитную перед его симпатией. Похожий образ использует Стивен Кинг в романе «Зеленая миля». Джон Коффи, обвиненный в преступлении, похож на стейнбековского Ленни, но его мышонок не умирает, а, наоборот, воскресает, спасенный Коффи. Маленький образ беззащитного животного служит индикатором человеческой доброты.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.