Образ крысы в искусстве

Образ крысы в искусстве прошел долгий путь от отвращения и страха к симпатии и умилению из-за перемены исторических обстоятельств, заложниками которых оказывались грызуны. В средневековой Европе их обвиняли (подчас незаслуженно) в эпидемиях чумы и называли спутниками дьявола. С развитием науки и медицины ученые начали пользоваться «услугами» лабораторных крыс, и хвостатых друзей стали воспринимать иначе.

Крыса мистическая

Крысиный король – монстр из страшных легенд, единый организм, состоящий из нескольких грызунов, сросшихся хвостами. Это не выдумка, такие «короли» существуют в реальности. Зоологи пока не обнаружили живой экземпляр, но мертвых находили – один из них выставляется в Маврицианском музее естествознания в Альтенбурге. Образ крысиного короля часто используется в литературе, самый известный – в сказке о Щелкунчике у Эрнста Гофмана, но в ней это не сросшаяся масса, а предводитель крыс. Датский режиссер Ларс фон Триер в фильме «Эпидемия» 1987 года использует образ крысиного короля, чтобы усилить атмосферу ужаса. Крысиный король встречается и в мультфильме о черепашках-ниндзя – разумеется, в злодейском амплуа. Он контролирует крыс с помощью своей флейты, совсем как гамельнский крысолов.

«Щелкунчик», Бостонский балет. Фото: Rosalie O´Connor
Гамельнский крысолов – другая мистическая фигура, связанная с миром крыс. Он пообещал избавить город Гамельн от нашествия грызунов, но был обманут мэром и решил отомстить. Крысолов зачаровал детей музыкой флейты и увел их из города в неизвестном направлении.
Иллюстрация: Kate Greenaway

Крыса тоталитарная

Крысы в литературе несут в себе образ не только мифического зла, но и вполне реального – тоталитаризма. Роман лауреата Нобелевской премии Альбера Камю «Чума» построен на изящной метафоре: сопротивление фашизму в нем показано через борьбу с эпидемией, охватившей город. Первыми на его улицах умирают крысы. Они становятся и жертвами трагедии, и ее переносчиками.

В романе Джорджа Оруэлла «1984» главного героя в финале должны съесть голодные крысы, и это тоже отсылка к тоталитарной системе. Крыс много, они непритязательны в еде, живут в жутких условиях. Примерно так работает и машина тоталитаризма: личность больше не имеет значения, но есть серая масса, и она готова на все.

Иллюстрация: www.etkinlik.beylikduzu.istanbul

Крыса коварная


Короста – любимый питомец Рона Уизли. Фото: fdb.pl

Крыса часто воплощает образ предательства. Грызуны, согласно известной поговорке, первыми покидают тонущие корабли, и людей, бросивших в беде приятелей, тоже называют крысами. Именно такой делает крысу Джоан Роулинг в саге о мальчике-волшебнике. Питер Петтигрю из зависти и страха раскрывает местонахождение родителей Гарри Поттера лорду Волан-де-Морту и предает их доверие. Он анимаг, а значит, умеет превращаться в животное по собственной воле. Ему достается личина крысы, в то время как Сириус Блэк становится собакой – символом верности. В экранизациях Питер Петтигрю даже в человеческом обличии сохраняет крысиные манеры – прижимает к себе руки и похрюкивает.


Крыса Короста в человеческом облике – Питер Петтигрю. Фото: screenrant.com

Крыса добрая

К счастью, некоторые авторы видят в крысах и мышах умных животных, которыми можно проиллюстрировать добрые намерения. Джон Стейнбек в 1937 году пишет повесть «О мышах и людях», в которой один из героев, Ленни, – физически сильный, но умственно отсталый парень, любит все маленькое, но часто причиняет этому маленькому вред. Так, например, он случайно убивает мышку, беззащитную перед его симпатией. Похожий образ использует Стивен Кинг в романе «Зеленая миля». Джон Коффи, обвиненный в преступлении, похож на стейнбековского Ленни, но его мышонок не умирает, а, наоборот, воскресает, спасенный Коффи. Маленький образ беззащитного животного служит индикатором человеческой доброты.

Воскрешенный мышонок из «Зеленой мили». Фото: www.stephenking.nl
Сочувствует мышонку и центральный персонаж «Цветов для Элджернона» Дэниела Киза. Грызун и человек проходят через одинаковые испытания – им искусственно повышают уровень интеллекта, но со временем эксперимент терпит крах. «Положите, пожалуйста, немножко цветов на могилу Элджернона», – просит позаботиться о друге главный герой в последние мгновения сознательной жизни.
Крыса мечтательная
В XXI веке крысы и мыши становятся полноправными героями художественных произведений. Интернет наполняют видео с милыми домашними грызунами, а кинокомпании все чаще снимают трогательные и забавные истории о крысах и мышах. Самая известная мышь, Микки Маус, заработала своим очарованием целую анимационную Вселенную – у него есть друзья, племянники, брат и сотни экранизаций, и в каждой Микки имеет человеческие черты.
Один из самых трогательных мультфильмов о крысе – «Рататуй». Фото: Walt Disney Co. via Everett Collection, www.hollywood.com
В мультфильме «Рататуй» крыса Реми тоже антропоморфна. У нее есть мечта – стать шеф-поваром ресторана. Реми долго борется за расположение общества, его гонят и обижают, но в конце концов признают – похожая история у самого образа крысы в художественных произведениях.
Фото: freepik.com

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ