Видел своими глазами и все запомнил до мельчайших деталей! В любой спорной ситуации на дороге найти такого свидетеля – большая и редкая удача. Но даже если очевидец нашелся, его показания суд может и не учесть, например, при подозрении в предвзятости. Опытному адвокату ничего не стоит уличить свидетеля в неточностях при описании происшествия. А вот с авторегистратором сложно поспорить.
Текст: Елена Утехина, Владимир Саенко
Непредвзятым свидетелем вашей невиновности в экстренной ситуации может стать маленький и недорогой гаджет – устройство видеонаблюдения с сохранением кадров, которые привязаны ко времени их создания. Он фиксирует все, что происходит перед автомобилем, а если использовать две или четыре камеры, то и все то, что творится позади него. Инспектор, дознаватель или судья смогут увидеть ситуацию яснее, чем водитель, а оспорить правильно оформленную запись будет невозможно.
Видеорегистраторы отличаются по разным параметрам – от угла обзора и алгоритма компрессии до способа подключения к бортовой электросети. В них несложно запутаться, даже внимательно прочитав инструкцию. Поэтому поговорим подробнее о функционале и особенностях современных моделей.
Количество камер – самая очевидная характеристика видиорегистратора, от которой зависит как качество обзора, так и стоимость аппарата. Бюджетные регистраторы размером с мобильный телефон крепятся к лобовому стеклу на присоске и чаще всего имеют одну встроенную камеру. В регистраторах с двумя камерами первая смотрит вперед по ходу движения, вторая – в салон. Это может пригодиться в такси или в общественном транспорте. Более серьезные аппараты позволяют использовать до четырех отдельно подключаемых камер, обеспечивая полный круговой обзор.
Минимальный вариант комплекта поставки – сам прибор, присоска, адаптер в прикуриватель. Максимальный – регистратор, кронштейны на стекло и на торпеду, два зарядных устройства– 12 и220В, пульт дистанционного управления, футляр, шнурок для ношения на руке, крепление на одежду, полный комплект кабелей, карта памяти, книжка с инструкцией и инструкция на CD, наклейки «ведется видеонаблюдение». Обычно чем богаче комплектация, тем серьезнее производитель подходит к своему продукту, и тем надежнее устройство.
Четкость записи видео определяет разрешение матрицы. Сегодня существуют три основных типа разрешения: VGA или SD (640х480), HD (1280х720) и FullHD (1920х1080). Чем выше этот показатель, тем дороже аппарат, и тем больше деталей вы увидите на записи. Например, при разрешении VGA номер автомобиля или лицо человека будут плохо различимы уже на расстоянии 5–10 метров, а на кадре FullHD можно читать
номера с дистанции более 50 метров.
Отдельно нужно поговорить о кодеках, ведь они задают алгоритм сжатия видео, то есть напрямую влияют на соотношение размер/качество. Наиболее распространены три алгоритма компрессии. По ним можно судить о классе устройства и его новизне. Кодек MJPEG используется либо в старых, либо в совсем дешевых моделях. MPEG-4 – в аппаратах двух-трехлетней давности. Используемая в современных регистраторах компрессия H.264 обладает наилучшим соотношением размера и качества картинки. Большинство моделей позволяет выбирать степень сжатия и, соответственно, качество изображения.
Скорость записи, или частота кадров, измеряется в кадрах в секунду. Наиболее распространенная скорость – 30 кадр/с. Продвинутые устройства записывают 60 кадров в секунду.
Регистраторы устаревших моделей работают на 15 кадрах в секунду, это один кадр на метр пути при скорости автомобиля 60 километров в час. Для записи быстрых событий этого мало, а на дорогах многое происходит очень быстро.
Важная характеристика регистратора – чувствительность камеры, то есть способность снимать в условиях низкой освещенности. Она определяется светосилой объектива, качеством матрицы и измеряется в люксах (лк). Чувствительность обычных камер находится в диапазоне от 2 до 0,01 люкса. Чем меньше значение – тем лучше аппарат «видит» в темноте.
Не все производители измеряют чувствительность по одинаковым методикам, поэтому лучше не полагаться на заявленные цифры, а посмотреть примеры ночных записей. В полной темноте при свете фар даже продвинутый регистратор запишет картинку на расстоянии не больше 5–10 метров. Другое дело – «городская» ночь. На четкую запись номеров, конечно, надеяться не приходится, но при свете фонарей большинство моделей дают видео вполне приемлемого качества.
Обратите внимание на то, что чувствительность камеры обратно пропорциональна разрешению матрицы. Поэтому придется делать выбор в пользу либо высокой детализации изображения, либо способности записывать видео даже на ночных проселочных дорогах.
Чтобы как-то решить эту проблему, некоторые производители оснащают камеру подсветкой сцены на инфракрасных светодиодах. Вещь, к сожалению, бесполезная: сравниться по мощности с фарами светодиоды не в состоянии, светят они не дальше капота, а вместо чувствительности увеличивают стоимость аппарата.
Угол обзора измеряется, как и все углы, в градусах. Регистратор с узким углом обеспечит уверенное чтение номеров на больших расстояниях, но покажет только вашу полосу движения. Широкий угол позволяет снять дорогу от обочины до обочины, но различить номер движущегося автомобиля можно будет только с близкого расстояния. Чем больше угол обзора, тем вероятнее искажение, известное как эффект рыбьего глаза, знакомый владельцам дверных глазков с панорамным обзором.
Надежный свидетель и крепиться должен надежно
Оптимальная зона наблюдения должна охватывать две соседние полосы по ширине и светофор – по высоте. Для этого достаточно 100° по горизонтали и 60° по вертикали. Большинство изготовителей указывают угол по диагонали, не оговаривая, что это именно диагональ. А это важный момент, поскольку светофоры и дорожные знаки чаще всего оказываются как раз в углах кадра. Более или менее честные производители сообщают также угол обзора по горизонтали. Если он не указан, вот
ориентировочные данные: регистратор с диагональным углом 120° дает горизонтальный – всего 80°, с углом 160° – приемлемые 110°.
При установке регистратора нужно убедиться, что в кадр попадает часть капота или торпеда. Это докажет, что устройство было установлено именно на вашем автомобиле.
Запись может активироваться при включении зажигания, при нажатии кнопки на корпусе, а также при срабатывании автомобильной сигнализации (встроенного датчика удара, детекторов движения или звука). Последняя функция позволяет
выяснить, например, кто поцарапал ваш автомобиль на парковке.
Авторегистраторы используют циклическую запись. Вменю можно задать длительность роликов. На карте памяти создается так называемый кольцевой файловый буфер: при заполнении флешки самое старое видео автоматически удаляется, и на его место записывается свежий ролик. Процесс может идти до бесконечности. Таким образом, при съемке с разрешением FullHD на флешке емкостью 1 гигабайт можно хранить 20-минутный архив последних событий. Многие модели при срабатывании датчика удара или по команде с клавиатуры позволяют защитить от перезаписи «текущий» и «предыдущий» ролики.
Время и дата автоматически записываются в виде титров. По желанию к ним можно добавить номер вашего автомобиля, а при наличии GPS-модуля – координаты и скорость. На видеорегистраторах с GPS нет необходимости в установке часов: прибор сам получает точное время со спутника.
Видеоархив можно посмотреть на встроенном экране, перенести на компьютер через
USB-порт или скопировать с карты памяти. Запись чаще всего производится в форматах avi или mov, которые читаются большинством современных проигрывателей.
Очень важная характеристика кольцевого буфера – разрывы между роликами. Если это миллисекунды – все в порядке. А если регистратор записывает трехминутные ролики с разрывом 2 секунды, при скорости 90 километров в час каждые 3 минуты будут теряться 50 метров пути.
Получить видеорегистратор среднего уровня можно, установив соответствующее программное обеспечение на смартфон. Под Windows Mobile таких программ было раз-два и обчелся. Ситуация в корне изменилась с выходом Android: сегодня в Сети можно найти программный видеорегистратор на любой вкус – с использованием датчика ускорения, GPS, мгновенной публикацией фото и видео в Интернете. Минусы такого решения: небольшой угол обзора, необходимость перед каждой поездкой исполнить танец: закрепить телефон, сориентировать камеру, запустить программу, подключить зарядку. Плюсы – возможность сэкономить деньги и совместить на одной присоске навигатор с видеорегистратором.
Что касается памяти… Чаще всего используются флеш-карты SD, mini- и microSD. Последние меньше по размеру, соответственно, и сами аппараты более миниатюрны. Максимальный размер карты SD составляет 64 Гб, microSD – 32 Гб. Объем памяти зависит от задачи: хотите вы сохранить фильм об автомобильном путешествии или просто записать несколько минут, чтобы доказать свою невиновность в ДТП.
Полезно время от времени проверять работоспособность карты. Обратите внимание, что карта емкостью 1 Гб перезаписывается вдвое чаще, чем карта на 2 Гб, и выходит из строя в два раза быстрее.
По скорости записи карты делятся на классы: Class 2, Class 4, Class 6, Class 10 (числовое обозначение соответствует скорости записи в Мб/с). Автомобильные регистраторы сохраняют видео в разрешении 1920х1080 со скоростью потока 24 Мбит/с (3 Мбайт/с). Таким образом, для FullHD требуется карта не ниже 4 класса.
На корпусе видеорегистратора могут размещаться кнопки управления, гнездо для карты памяти, датчик освещенности, микрофон, USBразъемы для подключения флеш-накопителей и внешних USB-камер, разъем питания. При наличии видеовыхода (AV или HDMI) записи с регистратора можно смотреть и на домашнем кинотеатре, и на автомагнитоле с экраном. Вид с камеры заднего вида облегчает парковку и езду задним ходом.
Экран с диагональю 2–3 дюйма может быть встроенным или откидным. Модели без экрана дешевле, но сложнее в настройке. К тому же они не позволяют демонстрировать доказательство вашей невиновности, например, сигнал светофора, на который вы миновали перекресток, прямо на месте происшествия.
Зарядить устройство можно с помощью аккумулятора, который в свою очередь бывает съемный и несъемный. Первый вариант может быть совместим с аккумуляторами популярных мобильных телефонов, например, Nokia. А значит, купить новый можно в любом сотовом магазине. Это удобно.
Для питания от бортовой сети чаще всего используется адаптер в прикуриватель. Это не лучший вариант: во-первых, прикуриватель занят, во-вторых, лишний провод вряд ли украсит интерьер. Гораздо практичнее потратить час или два в автосервисе и подключить регистратор по постоянной схеме. В результате появится возможность активировать запись поворотом ключа зажигания, а о самом видеорегистраторе можно будет забыть, пока не понадобятся его показания.
Цифровой наблюдатель от дороги не отвлечется
Распространено мнение, что аудио- и видеозаписи не могут являться доказательством в суде. Это неверно. В статье 26.7. КОАП доказательствами признаются документы, а к ним «могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи».
Видеозапись является доказательством в любых делах и в любом суде, причем закон не делает исключений для записи цифровой. Не имеет значения, на каком носителе представлены доказательства, главное – это их подлинность.
При возникновении конфликтной ситуации на дороге необходимо уведомить должностных лиц и свидетелей о том, что у вас в машине есть видеорегистратор. Проследите, чтобы инспектор зафиксировал на бумаге факт наличия регистратора, марку, модель, ориентацию камер, тип и характерные приметы носителя записи (например, карта microSD SDC4/32GB 00 черного цвета с царапиной в виде буквы Z). Если инспектор отказывается сделать записи, внесите их самостоятельно в раздел «объяснения», а также упомяните его отказ и ваше несогласие с его действиями. Перед тем как передать карту с записью сотруднику ДПС, запечатайте ее в конверт,
желательно в присутствии свидетелей. Хорошо бы успеть до этого момента сделать копию видео. Ее можно отправить заказным письмом в суд, где будет слушаться дело, положить в банковскую ячейку или разместить в видеоблогах.
Во время судебного процесса будьте готовы объяснить, как работает авторегистратор, когда и в каких условиях осуществлялась запись. Возьмите с собой устройство для воспроизведения видео (смартфон, видеоплеер или ноутбук).
Если сразу не выявляются грубые признаки подделки, эксперты пытаются ответить на вопрос: может ли ваша запись быть сфальсифицирована.
Функционал регистратора может быть расширенным
Что делать, чтобы в заключении значилось: «подлинно, подделка полностью исключена»? Здесь имеют значение три вопроса: привязка к месту и ко времени, длительность записи и время, прошедшее между совершением записи и приобщением ее к материалам дела. По первому вопросу необходимо доказать, что камера находилась именно там и в том положении, которое отражено на записи, а все действия производились лицами, которые не могли в тот же момент находиться в других местах. Здесь проблем, как правило, не возникает. Чем длиннее видео и чем
меньше времени прошло между записью и моментом приобщения к делу, тем больше шансов, что оно будет признано подлинным.
И последнее. К 2012 году все патрульные машины дорожной полиции будут оснащены регистраторами. Как показывает практика, инспекторы уже освоили некоторые приемы, точки и ракурсы съемки, которые позволяют немного исказить картину происходящего. Вы при повороте пересекли двойную сплошную. Нет? А судя по картинке, снятой регистратором ДПС, выходит, что пересекли... От длинного и утомительного спора с непредсказуемым финалом в такой ситуации вас точно спасет ваше «кино», показанное в ответ на «кино» производства дорожной полиции. На этом фестивале победит тот, кто использует меньше «художественных приемов» при съемках и может воспроизвести ситуацию с помощью четкой и детализированной записи.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.