Жители долины Нила во многом походили на нас, хотя у них было совсем другое ощущение времени и очень короткая жизнь, в которой нужно все успеть. Как древние египтяне строили свои пирамиды, зачем устраивали погребения для жуков и каким образом исполняется «проклятье» фараонов в наши дни? Об этом мы поговорили с египтологом Максимом Лебедевым.
Иллюстрация: flaticon.com
– Максим, что можно сказать об излюбленной кинорежиссерами теме, связанной с Древним Египтом, – проклятиях фараонов?
– Если мы говорим о Древнем Египте, то проклятия мумий и гробниц имели некоторые основания. В своих гробницах египтяне оставляли так называемые обращения к живым от лица мертвых. В этих посланиях умершие просили живых оказать ряд услуг, например, прочитать имя и назвать титулы хозяина гробницы. Взамен они обещали человеку какие-то блага. Тех же, кто будет поступать неправильно, – например, разрушит гробницу или уничтожит тело, – карали: их тело или гробница тоже будут разрушены после смерти, так что они не смогут перейти в иной мир или достойно там существовать.
Мертвые делились на два вида. Древние египтяне верили в то, что если человека правильно погребли, то он возродится к новой жизни и при этом сохранит возможность влиять на мир живых. Таких просветленных духов называли ахами – к ним можно было обращаться за помощью по разным вопросам, в том числе по бытовым – нелады с соседями, болезнь и прочее. Для выражения просьбы можно было написать письмо. Сохранилось несколько десятков таких писем, из которых понятно, что египтяне верили в силу умерших людей, особенно если они были чем-то отмечены при жизни, например, занимали высокое положение.
Но была и вторая категория мертвых, мут, – неупокоенные души, которые по каким-то причинам не были удостоены должного погребения. С ними связывали болезни, голод и другие напасти. При этом египтяне, похоже, не очень-то боялись проклятий, которые выписывали в гробничных часовнях, и сами регулярно вторгались в гробницы, в том числе гробницы фараонов. В процессе наших раскопок мы постоянно натыкаемся на свидетельства того, что захоронение какого-то египтянина было ограблено уже вскоре после погребения: мы видим, что тела перемещали в погребальной камере еще тогда, когда кости были соединены мягкими тканями.
Представление о проклятьях, связанных с гробницами, существовало и в самом Древнем Египте, и позже. Со времен античности и раннего Средневековья сохранились истории о том, как люди сталкивались в гробницах с духами и это заканчивалось плачевно. В эпоху Средневековья во многих египетских гробницах стали жить отшельники и бедняки. Наследники древних египтян, копты, сохранили предания о всевозможных неприятностях, якобы вызванных древними злыми духами.
Когда в эти земли пришли арабы, с древнеегипетскими гробницами стали ассоциироваться джинны и ифриты – злобные духи, которые живут под землей, в пещерах и гротах. От Средних веков дошли истории о том, как человек сначала долго блуждает в гробнице (пирамиде), а потом, найдя, наконец, выход, сходит с ума. В общем, сюжет проклятья был традиционным всегда, а в XIX веке, когда европейцы начали знакомиться со страной на Ниле, перешел и в европейскую художественную литературу. При этом важно помнить, что во второй половине позапрошлого столетия в Европе в большой моде были всевозможные спиритические клубы, куда входили многие известные люди, в том числе писатели и журналисты. Неудивительно, что многие крупные катастрофы, которые происходили уже в начале XX века, эта публика любила связывать со всевозможными находками, привезенными из Египта: необязательно мумиями, порой и любыми другими артефактами. С древнеегипетскими проклятьями связывали гибель «Титаника», парохода «Луизитании» и даже начало Первой мировой войны.
– Есть много историй о том, как были «наказаны» и сами ученые, отважившиеся потревожить покои древних египтян.
– Понятно, что среда, в которой работают археологи в Египте, – далеко не курорт. И у групп, в состав которых я входил, тоже случались проблемы. Например, в 2009 году – это был для меня второй сезон в Египте – мы обнаружили под землей сразу несколько непотревоженных погребений, которые необходимо было зарисовать. Я делал зарисовки в течение восьми часов, а ночью у меня поднялась высокая температура. Это случилось из-за того, что я надышался мелкой пылью с остатками истлевшей органики и, возможно, спорами грибков. Потому что в камере, где долгое время находится тело весом 60–70 кг, а потом еще селятся летучие мыши, вполне может сложиться среда, пригодная для жизни грибков. Но уже очень скоро мое состояние нормализовалось, и я продолжил работу. Такие вещи при раскопках в Египте – не редкость, и сейчас мы просто пользуемся респираторами.
Тем не менее, за годы работы в Египте в нашей группе двое заработали хронический бронхит, двое – поранили руку. Вот так и действует «проклятье» фараонов. В целом, от него помогает соблюдение техники безопасности или хорошая страховка.
– Почему некоторые пирамиды поражают своим величием, а некоторые – маленькие и неказистые?
– К великим пирамидам Гизы египтяне шли довольно долго, постоянно экспериментируя, натыкаясь на трудности и испытывая неудачи. Поэтому первой истинной пирамидой стала гробница отца царя Хуфу – Снофру (годы правления – 2613–2589 гг. до н. э.). Второй удачной пирамидой такого типа стала Великая пирамида в Гизе. А до этого у египтян все время были какие-то оплошности: то потолок в погребальной камере потрескается, то съедут вниз внешние слои камня, то порушатся подземные помещения.
А первые пирамиды были ступенчатые. Дело в том, что египтяне долгое время не умели обращаться с большими блоками и строили из маленьких. Из таких строительных модулей высокую истинную пирамиду построить было нельзя: она бы развалилась, как куча песка на пляже. Приходилось строить ступенчатые сооружения, где кладка шла чуть под наклоном и давила в центр пирамиды. Эволюция пирамид очень хорошо прослеживается на протяжении двухсот лет египетской истории: от маленьких кривых построек к гигантам Гизы с правильными пропорциями, а затем к пирамидам поменьше. Поэтому пресловутый миф о том, что «они не могли» и на самом деле все сделали пришельцы, не имеет под собой оснований.
В связи с этим приводится аргумент о том, что блоки некоторых пирамид (например, Великой пирамиды в Гизе) настолько хорошо подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть даже нож. Блоки же других лежат неаккуратно, и в них зияют большие щели. Это тоже подогревает байки об инопланетянах. На самом деле, качество пирамид в Гизе преувеличено. Нож и в самом деле не пройдет между их блоками, но это касается только облицовок и нижних частей построек. Чем выше поднимаешься на ту же Великую пирамиду, тем шире становятся расстояния между блоками. Сначала в них можно просунуть руку, потом голову, а на самом верху – даже протиснуться самому. Можно также увидеть, что во внутренней части пирамиды эти блоки обработаны очень грубо. Не говоря уже о том, что чем выше, тем блоки меньше. Египтяне не были дураками, чтобы тащить на высоту в 100 метров такие же большие блоки, что они клали в основание. Поэтому в XIX веке было даже такое развлечение – сбрасывать камни с пирамиды Хуфу. Пространство между блоками египтяне просто заливали раствором, похожим на современный цемент, который со временем разрушался. То есть даже большие пирамиды, как видим, далеко не идеальны.
– Как строили пирамиды?
– Долгое время у нас не было никаких письменных свидетельств о том, как это происходило. Но со временем они появились. В первую очередь, это пометки на самих камнях, благодаря которым мы порой знаем, в какой день и месяц укладывался тот или иной слой некоторых пирамид, какие бригады рабочих трудились на стройплощадках. А в 2013 году на берегу Красного моря были найдены и знаменитые папирусы Мерера. В них подробно рассказывается о том, как с противоположного берега Нила, где были залежи качественного белого известняка, день за днем вывозились блоки к строительной площадке самой большой из египетских пирамид. Эти блоки предназначались для облицовки. Для перемещения одного блока требовалось, возможно, человек десять, которых необходимо было правильно организовать. Египтологи вообще давно пришли к мысли, что строительство пирамид – это, прежде всего, вопрос правильной организации труда, а не гигантского числа работников.
У строителей были деревянные катки и салазки, при помощи которых они и тащили блоки – по мокрой глине или влажному песку. Колеса у них еще не было. Каменоломни большинства пирамид находились рядом со строительной площадкой, и они хорошо известны. С противоположного берега доставлялись лишь облицовочные камни. По расчетам египтологов, чтобы перевезти все камни для облицовки пирамиды Гизы за 20–25 лет, нужно было всего 150–200 человек. В целом на площадке могли постоянно находиться от трех до пяти тысяч профессиональных мастеров. Для нас это не так много, а для Древнего Египта – серьезная сила. К тому же в сезоны разлива Нила туда прибывали еще 10–15 тысяч человек, задачей которых было просто перетащить готовые блоки из каменоломен. После этого они уходили, и работу продолжали строители, которые находились там весь год.
Тем не менее, подсчеты показывают, что в эпоху Древнего царства на строительстве пирамид и обеспечении рабочих могло быть задействовано примерно 5 % населения страны. Это много. Учитывая, что в конце Великой Отечественной войны в армии находилось 7,5 % советских граждан. Это была серьезная нагрузка для экономики, потому что эти люди были в значительной степени исключены из производства. Можно представить, что и древним египтянам такие вещи давались нелегко.
– Почему египтяне выбрали форму пирамиды и что она могла символизировать?
– В эпоху строительства пирамид египтяне фактически жили в медно-каменном веке, где ценность медной пилы или зубила даже трудно сегодня представить. У них не было таких же искусных архитекторов, как во времена античности, они не могли построить амфитеатр или Александрийский маяк, но они могли построить пирамиду. То же самое можно сказать и об индейцах Мезоамерики, которые тоже вынуждены были остановиться на форме пирамиды для своих храмов. Это наиболее устойчивая конструкция, которую можно собрать из кубиков.
Но был у этой формы, вероятно, и свой символизм, ведь это место погребения главного божества на земле – фараона. И по поводу символизма есть много версий. Одна из них связана с историей египетского народа. Дело в том, что значительная часть древнего населения нильской долины в свое время пришла туда из западных пустынных земель, где очень много скал, по форме напоминающих пирамиды. Поэтому, возможно, это некая память предков. Согласно другой версии, пирамида – это первозданный холм, который появляется из предвечных вод в момент творения. Образ этого творения египтяне наблюдали каждый год, когда Нил сначала разливался, а потом вода уходила, обнажая землю. Еще одна гипотеза связана с небом. Зимой в Гизе часто бывают облака. Если в них оказывается солнце, то падающие на землю лучи напоминают пирамиду, которая может символизировать лестницу к солнечному божеству. Проверить эти версии, конечно, очень сложно.
Зато мы знаем, что у египтян был символ, который точно связан с первозданным Холмом, поднимающимся из-под воды, – обелиск. На своей вершине он тоже имеет маленькую пирамиду.
– Почему египтяне почитали кошек и жуков-скарабеев – обычных навозников?
– Для них животные были символами определенных божеств, которые, быть может, порой вселялись в этих существ. Что касается конкретно кошек, то им не очень-то и везло. Спросом среди египтян, по крайней мере, на позднем этапе их истории, пользовались не столько кошки, сколько их мумии, так же как мумии бабуинов или соколов. Эти мумии можно было купить при входе в некрополь и преподнести в дар божеству, а взамен попросить исполнить какое-то желание. Тем не менее, к таким животным египтяне, конечно, относились довольно трепетно, что можно наблюдать и в наши дни.
Скарабей для египтян был интересен тем, что катает шарики из навоза и глины, необходимые для его личинок. Шар похож по форме на столь почитаемое египтянами Солнце, которое также прокатывается по небу. Самое интересное, что известны не только мумии скарабеев, но даже их гробики. Правда, они датируются не временем строительства пирамид, а позже, но они есть.
– Не думаю, что стоит говорить о мелочах, – поговорим о главном. Древние египтяне совсем по-другому ощущали время – оно было не линейным, как у нас, а циклическим, когда все в мире проходит некие циклы. У египтян было два термина, которые они использовали для обозначения времени. Первой категорией было время, в котором живут обычные люди: едят, спят, выращивают хлеб, рожают детей. Второй категорией считалось время, в котором живут боги и мертвые, – оно вечно, и там все находится в максимально созревшем состоянии. Что имеется в виду? Представьте себе яблоко, которое сначала завязывается, а затем зреет. Так вот, в циклическом времени яблоко может созревать и развиваться, а во времени богов и мертвых оно всегда в созревшем виде. Поэтому даже умерших детей египтяне могли изображать в виде взрослых – они «созрели».
А еще египтяне жили гораздо меньше, чем мы, – большинство в эпоху строительства пирамид умирало в возрасте 25–35 лет, шанс дожить до семидесяти был совсем невелик. Поэтому планировать жизнь нужно было исходя из этого рубежа: успеть обзавестись семьей и оставить потомство. Судя по всему, древние египтяне также очень мало путешествовали и вообще мало что видели помимо своей деревни или ее окрестностей, если не считать тех, кто ездил куда-то по долгу службы.
Еще одна категория – личная свобода. В Древнем Египте были рабы, но их было мало. Однако большинство населения так или иначе все равно находилось в зависимости от государства – людям приходилось то и дело отправляться на различные общественные работы: рытье каналов, укрепление дамб, строительство тех же пирамид, военные действия. В любой момент человека могли сорвать с места и направить на работу. Элита при этом была небольшой и довольно замкнутой, зато хорошо работали социальные лифты: из обычного воина можно было превратиться в серьезного военачальника.
С другой стороны, когда мы раскапываем древнеегипетские комплексы, мы понимаем, что во многом эти люди были похожи и на нас. Например, они вполне могли не утруждать себя там, где этого не требовалось. Об этом говорят технологии строительства тех же пирамид, когда у основания наводили лоск, а вверху строили как попало. Или в гробницах можно встретить что-то подобное: нижние рельефы, те, что на уровне глаз, выполнены очень тонко и искусно, а повыше и пониже – как курица лапой. То есть древние египтяне умели легко относиться к работе и втирать очки.
– Почему Древний Египет так интересен для нас?
– Потому что наша цивилизация имеет античные корни, а античность, в свою очередь, многое заимствовала от Древнего Египта. Обязательной строчкой в резюме любого уважающего себя древнегреческого философа была поездка в долину Нила и общение с местными жрецами, как у любой уважающей себя голливудской звезды сегодня – поездка в Тибет. В значительной степени из Древнего Египта, как известно, растет и христианство. Поэтому эта цивилизация нам интересна и значительно более близка, чем, например, цивилизации Китая или Индии.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.