Ночной охотник

Мерный рокот этих машин, спешащих на выручку окруженным подразделениям наземных войск, стал символом надежды и спасения, а сами они заслужили в войсках прозвище простое и ласковое – «вертушки». Речь идет, конечно же, о вертолетах, которые спасли жизни многих солдат в Афганистане, в Чечне и других «горячих точках». Сегодня самая совершенная из российских винтокрылых машин – Ми-28Н – «Ночной охотник».

Текст: Евгений Хацкельсон
Уже в начале 50-х годов советские ВВС впервые получили принципиально новую боевую технику, идеально подходящую для задач, связанных с точным десантированием и эвакуацией раненых из самых труднодоступных мест. И хотя возможности первого советского серийного вертолета Ми-1, разработанного ОКБ им. Миля еще в 1948 году, были весьма скромными, совершенствование боевых машин шло быстрыми темпами. В 1953 году был спроектирован десантный вертолет Ми-4, воплотивший в себе многие революционные технические решения в области вертолетостроения, а в 1957 году в воздух впервые поднялся тяжелый десантно-транспортный Ми-6, который в течение длительного времени был самым грузоподъемным и скоростным вертолетом в мире. В 1968 году появился самый массовый легкий десантно-транспортный вертолет Ми-8, прозванный пилотами за прекрасные летно-технические и пилотажные качества «Василисой Прекрасной», затем на его основе был создан противолодочный вертолет-амфибия Ми-14.

Созданный в 1970 году Ми-24 стал первым специализированным транспортно-боевым вертолетом, способным, благодаря своей оснащенности различными видами вооружений, выполнять функции мощной огневой поддержки пехоты. По классификации НАТО он почему-то называется Hind, что означает «лань». Зато на родине его неофициальное название звучит гораздо ближе к истине и значительно более грозно – «Крокодил». Подобно этому хищнику, Ми-24 отменно вооружен и защищен броней. По бортам кабины и капотов двигателей установлены бронеплиты, кабина также защищена бронестеклом. Экипаж состоит из летчика, оператора вооружений и бортмеханика. Ми‑24 стал первым винтокрылым штурмовиком, летающей боевой машиной пехоты. Однако он может также перевозить десантников и грузы. Его развитие, вертолет Ми-28, уже лишен этой функции в пользу значительного повышения степени вооруженности.

Этот ударный вертолет, получивший по классификации НАТО имя Havoс, что означает «Опустошитель», разрабатывался уже не как воздушная БМП, а скорее как летающий танк, и предназначался для поиска и уничтожения вражеских танков и другой бронетехники в условиях активного огневого противодействия. Примерно такая же концепция применялась при разработке легендарного штурмовика Ил-2, который в советской печати тоже называли «летающим танком». Разработка вертолета велась
на Московском вертолетном заводе им. М. Л. Миля с 1980 года. Однако у МВЗ им. Миля имеется серьезный конкурент – ОКБ им. Н. И. Камова, которое создавало свой одноместный ударный вертолет Ка-50, получивший громкое имя «Черная акула», а затем, на его основе, и Ка-52 – «Аллигатор». В итоге обе разработки были признаны удачными. Одним из преимуществ Ми-28 является то, что экипаж его состоит из двух человек – летчика, который может сконцентрироваться на пилотировании, и штурмана-оператора, управляющего сложным вооружением.
Собственно говоря, сам Ми-28 На вооружение не поступил. Их было построено лишь четыре экземпляра. Опытный образец вертолета совершил первый полет 10 ноября 1982 года. Предназначался он преимущественно для снятия летно-технических характеристик, и никакие системы вооружения на нем установлены не были. В 1987 году опытное производство МВЗ им. М.Л. Миля представило для испытаний
модернизированный вертолет Ми-28А, который через два года впервые был продемонстрирован на авиасалоне Ле-Бурже в Париже и на выставке в Ред-Хилл под Лондоном, где пользовался огромным успехом. В том же году первый опытно-экспериментальный вертолет Ми-28А впервые был официально представлен в России во время авиационного праздника в Тушино. Ми-28А был действительно хорош. В сентябре 1993 года проходили общевойсковые учения под Гороховцом, в ходе которых два экземпляра этой боевой машины наглядно продемонстрировали свои выдающиеся летные и боевые качества.

Однако и Ми-28А в серию не пошел. Причиной этого стало наличие у американцев ударного вертолета АН-64 Apache, предназначенного в первую очередь для борьбы с танками противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Ми-28А заведомо уступал американскому истребителю танков, поскольку не был предназначен для круглосуточного боевого применения. И тогда генеральный конструктор М.В. Вайнберг принял решение прекратить дальнейшие работы над Ми-28А и сконцентрировать все средства и усилия на разработке на его базе всепогодного круглосуточного боевого вертолета.
Новая, еще более совершенная и грозная винтокрылая машины получила имя Ми-28Н – «Ночной охотник». Этот двухместный многоцелевой ударный вертолет классической одновинтовой схемы с пятилопастным несущим винтом предназначен для поиска и уничтожения танков и другой бронетехники, малоскоростных воздушных целей в любое время суток и при любых погодных условиях. Работы над Ми-28Н возглавили двое заместителей генерального конструктора – В.А. Щербина и В.А. Синельников. Первый прототип Ми-28Н был создан в августе 1996 года, в апреле 1997 года начались заводские испытания, в первой половине 1999 года началось уже серийное производство новых боевых машин на Ростовском вертолетном заводе.

Конструкция нового вертолета в целом аналогична конструкции прототипа. Правда, в силовой установке применены более мощные двигатели ТВ3-117ВМА и новый главный редуктор ВР-29.

Мощности двигателей хватает для продолжения полета при отказе одного из них. Предусмотрена установка еще более форсированных двигателей ТВ3-117ВМА и ВК-2500. На Ми-28Н установлены новые лопасти, полностью изготовленные из композиционных материалов, выдерживающие попадание 30-мм снарядов, новая трансмиссия, новая система впрыскивания топлива, существенно увеличивающая мощность мотора. Максимальная скорость Ми-28Н составляет 324 км/ч, практическая дальность 500 км, скороподъемность – 816 м/мин, а практический потолок – 5700 м.
Вертолет вооружен 30-мм пушкой 2А42 с боекомплектом на 300 снарядов, может нести противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Штурм», ПТУР «Вихрь» или более новые сверхзвуковые высокоточные ракеты «Атака-В» с радиолокационной системой наведения повышенной помехозащищенности. Система наведения «Атаки-В» более эффективна, чем лазерная, поскольку лучше приспособлена к работе в дыму, пыли и сильном тумане, ракеты могут поражать танки с динамической защитой брони и низколетящие воздушные цели. На вертолет могут также крепиться контейнеры с гранатометами, 500-килограммовые бомбы, сверхзвуковые управляемые ракеты (УР) «Игла» класса «воздух – воздух», предназначенные для обороны от самолетов и вертолетов противника. Ракеты всех типов унифицированы с боеприпасами российских сухопутных войск, радиус применения управляемых ракет составляет 6 км, работает с ними штурман-оператор.
Управляемые ракеты – это очень эффективное оружие, но для стрельбы по некоторым объектам их применение окажется неоправданно дорогим, поэтому вертолет может быть вооружен также НАРами – неуправляемыми авиационными ракетами. НАРы – вовсе не устаревший вид вооружений, просто они предназначены для других целей – это ангары, склады, пункты управления, здания, сооружения, казармы, автомобили, живая сила противника. Вооруженные НАРами вертолеты могут устроить настоящий ад, к примеру, на авиабазе противника после того, как их коллеги управляемыми ракетами уничтожат с безопасного расстояния очаги ПВО. Причем если пуск управляемых ракет осуществляется штурманом-оператором, то неуправляемое вооружение может применять и пилот. На четырех узлах подвески машина может нести неуправляемые ракеты С-57, С-80 или С-13 калибра 57, 80 и 122 мм соответственно, а также 23-мм авиационные пушки ГШ-23.
Если компоновку, оборонительные системы и вооружение «Ночной охотник» в основном унаследовал от Ми-28А, то авионику (совокупность бортового радиоэлектронного оборудования – БРЭО) он получил принципиально новую. Комплекс БРЭО пятого поколения обеспечивает решение боевых задач днем и ночью, в ясную погоду и в плотном тумане, при нулевой видимости. При этом вертолет способен двигаться на предельно малых высотах, в автоматическом режиме огибая рельеф местности и облетая встречающиеся на его пути препятствия.
Очень интересен вопрос, каким образом «Ночной охотник» умудряется эффективно и безопасно для себя действовать в абсолютной темноте, да еще на сверхмалых высотах. Конечно, приборы ночного видения появились не сегодня и не вчера. Однако обычные очки ночного видения, тепловизоры и локаторы маловысотного полета не могли в полном объеме решить все поставленные задачи. Оснащенные системами ночного видения американские вертолеты «Апач» использовались армией США во время операции «Буря в пустыне» в Ираке, и как минимум пять из них были потеряны ночью из-за ошибок пилотирования. Необходимо было нечто большее, чем просто установка приборов ночного видения, чтобы вертолет стал по-настоящему ночным.
Задачу решил глобально интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, работу над которым возглавил главный конструктор приборостроительного КБ Г.И. Джангджава. Все органы управления бортовым оборудованием Ми-28Н интегрированы в единую управляющую систему. В результате их число сократилось до разумного минимума, и они компактно разместились в кабинах летчика и штурмана-оператора, где текущие параметры отображаются на многорежимных жидкокристаллических индикаторах. На случай аварийных ситуаций у каждого члена экипажа имеются резервные приборы. На вертолете создана единая вычислительная система, включающая в себя три центральные бортовые ЭВМ и целый ряд периферийных IBM-совместимых бортовых компьютеров. Последнее обстоятельство делает бортовую вычислительную систему «Ночного охотника» функционально расширяемой, т. е. при появлении новых задач нет необходимости модернизировать сам вертолет, но можно путем создания дополнительного программного обеспечения сделать его более «умным».
Ми-28Н - не просто ударный вертолет, оснащенный приборами ночного видения, бортовой радиолокационной станцией (РЛС) и системой инфракрасного (ИК) наблюдения. Это в определенном смысле мыслящая и даже обучаемая боевая машина, способная решать большинство стандартных пилотажных задач, к которым
относится и пилотирование в кромешной тьме на сверхмалых высотах. Многофункциональная бортовая РЛС «Арбалет» выдает информацию о препятствиях, в том числе о деревьях и проводах линий электропередачи, делая возможным круглосуточный полет на предельно малой высоте – 5 метров. Специально разработанные очки ночного видения в комплексе с пилотажной тепловизионной станцией нашлемной системы и бортовой ЭВМ обеспечивают летчику так называемое инфракрасное «окно в ночь», как прямо по курсу, так и в любом направлении,
которое пилот обозначает лишь поворотом головы. Система картографической информации на основе базы данных о рельефе местности в районе боевых действий с высокой степенью разрешения формирует трехмерное изображение участка местности, на котором находится вертолет. Причем интегрированный комплекс бортового оборудования (ИКБО) «Ночного охотника» обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режиме.
Группа «Ночных охотников» обладает, помимо всего прочего, еще и коллективным «искусственным разумом», который осуществляет автоматизированное распределение целей и многосторонний обмен информацией о целях между летательными аппаратами и наземными пунктами управления. Встроенная разветвленная система контроля Ми-28Н позволяет производить предполетную подготовку, послеполетное обслуживание и поиск неисправностей без применения специальной диагностической аппаратуры, что делает возможным эффективное применение вертолета вдали от оборудованных баз.


Еще один немаловажный вопрос – удобство и безопасность экипажа. К средствам пассивной обороны относятся системы выброса инфракрасных ловушек и дипольных отражателей УВ-26, предназначенные для защиты от ракет с головками самонаведения (ГСН), аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям, аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными
станциями и лазерными целеуказателями. При этом экипаж оповещается об опасности голосов посредством стандартных фраз типа «Противник сзади!». Кабина защищена алюминиевыми бронеплитами толщиной 10 мм, на которые наклеены керамические плитки толщиной 16 мм. Звучит не особенно впечатляюще, если не знать, что борта выдерживают попадание пуль 20-мм американского пулемета «Вулкан». Лобовые стекла, представляющие собой прозрачные силикатные блоки
толщиной 42 мм, выдерживают попадание пуль калибра 12,7 мм. Конечно, от пушечного снаряда и ракеты такое бронирование не спасет, но в критическом случае вступает в действие отработанная система спасения экипажа, которая работает по одному из двух алгоритмов в зависимости от высоты, на которой возникла катастрофическая ситуация.

На высоте более 100 метров отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери обеих кабин, перерезаются ремни принудительного притяга, и надуваются так называемые баллонеты – надувные трапы, позволяющие людям безопасно покинуть вертолет с помощью парашютов. Но если высота меньше 100 метров и прыгать небезопасно, то экипаж остается в кабине и идет подготовка к жесткой посадке.
Прежде всего срабатывает система принудительного притяга ремней, которая фиксирует пилота и штурмана-оператора в энергопоглощающих креслах. При ударе о землю энергию в первую долю секунды гасят неубирающиеся шасси, стойки которых деформируются. Затем в работу включаются специальные кресла, которые гасят вертикальную перегрузку и уберегают людей от серьезных травм.
Ми-28Н в настоящий момент самый совершенный российский боевой вертолет, находящийся в серийном производстве. По совокупности характеристик он превосходит ударный всепогодный вертолет армии США АН-64 Apache, заслуживший хорошую репутацию при применении в реальных боевых условиях. Однако вооружение российских ВВС этой совершенной боевой машиной происходит удручающе медленно. Шестого октября этого года компания «Роствертол», входящая в холдинг «Вертолеты России», передала Вооруженным силам партию из шести вертолетов Ми28Н, и это стало самой крупной поставленной партией «ночных охотников» в истории предприятия. Тогда же, в начале октября, стало известно, что Министерство обороны России решило закупить партию из двадцати Ми-35М (экспортный аналог Ми-24) вместо «ночных охотников», объясняя это тем, что Ми-35М дешевле и якобы значительно проще в освоении.
Истинные мотивы подобных сомнительных решений, как обычно, остаются в тени,
но хочется надеяться, что здравый смысл и интересы обороноспособности страны над ними возобладают.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ