А помните, вы пытались объяснить бабушке про компьютер? Вот теперь на примере криптовалюты прочувствуйте ее ощущения. Биткойн – как добрый Ээх: все про него слышали, но никто не видел, а главное – большинство вообще не понимает, что это такое. Это при том, что сегодня многие кинулись его покупать. Разобраться в этом и многих других вопросах нам помог известный экономист Олег Шибанов.
– Олег, что же такое биткойн, и как его получить?
– Биткойн сам по себе – всего лишь электронная запись. Сегодня существуют два метода его появления в вашем личном кошельке. Первый – заниматься так называемым майнингом, то есть подтверждением транзакций, которые проходят в сети. Представьте, что вы хотите хранить данные. Это возможно разными способами, в том числе довольно популярным является хранение данных в Облаке, потому что позволяет вам легко и приятно обмениваться информацией.
Но блокчейн (цепочка блоков транзакций; эта технология возникла вместе с появлением биткойна. – Авт.) – тоже некая единая база данных, которая находится во всех узлах сети и принадлежит всем участникам, готовым на нее работать. А майнинг – как раз такой процесс, когда все компьютеры-участники сети будут подтверждать транзакции путем решения некоторых математических задач. То есть вы – участник сети – будете работать как провайдер услуг, как тот компьютер, который будет поддерживать качество информации в этой сети и связность этой базы данных. Эта работа оплачивается, и «деньги» за нее называются биткойнами.
Олег Шибанов – профессор финансов Российской экономической школы, академический директор по экономике Корпоративного университета Сбербанка России.
Но такой способ добычи биткойнов – довольно тяжелый. Во-первых, он требует больших компьютерных мощностей. Во-вторых, в решении компьютерных задач вы будете соревноваться с огромным количеством других компаний и людей. И чем больше компьютерных мощностей у них, тем меньше ваших шансов решить математические задачи первым и быть вознагражденным. То есть в этой ситуации вы можете получить биткойны только при каком-то удачном для вас стечении обстоятельств. Поэтому такой способ – непростой, хотя в России все еще достаточно прибыльный. И если вы можете создать очень большую ферму, как их сейчас называют, где-нибудь на севере страны, где относительно дешевое электричество, то вы все еще можете зарабатывать на таких операциях.
Но это решение не очень разумно с точки зрения инвестиционной привлекательности. В 2009 году майнить было легко – компьютеров в этой сети было немного, да и мощности у них были не очень большими. Поэтому новичок мог на что-то надеяться. Сегодня, как я уже сказал, это совсем не так. Поэтому наиболее эффективный способ обретения биткойнов – не покупка оборудования для майнинга, а покупка самих биткойнов – за реальные деньги. То есть вы не добываете новые биткойны, а просто инвестируете в уже имеющиеся, рассчитывая на рост их цены.
Во Внутренней Монголии (Китай) находится одна из крупнейших биткойн-ферм мира Фото: Stefen Chow www.bitcoinfyi.com
Сегодня биткойн стоит порядка 8 тыс. долларов. При этом их можно продавать, неограниченно деля: можно купить как одну десятую, так и одну сотую биткойна. Хотя покупка этой валюты в России находится в серой зоне, а вскоре для тех, кто не относится к квалифицированным участникам финансовых рынков, вероятно, будет в черной. Это можно будет делать, размещая свои обычные – так называемые фиатные – деньги в соответствующие кошельки. Например, в рамках онлайн-биржи, обменивая свои рубли на биткойны.
– Имеют ли математические задачи, которые решают компьютеры, какую-то практическую ценность?
– Было бы, конечно, лучше, чтобы с этими математическими задачами решались какие-нибудь мировые проблемы, но, увы, сегодня их решение абсолютно бессмысленно.
– Появление криптовалюты на рынке – это революция или финансовый пузырь?
– Здесь надо разделить технологию блокчейна в целом и биткойн в частности. Сам по себе блокчейн довольно революционен и интересен. С точки зрения финансовых приложений такой подход способен изменить некоторые направления денежной сферы. Например, сделать обмен данными более быстрым, а хранение данных распределенным. Но если говорить про биткойн как валюту, надстроенную над этим блокчейном, то здесь вопросов очень много. Оценки при этом радикальные: от того, что через какое-то время он не будет ничего стоить, до роста его цены до 100 тыс. долларов. Такие прогнозы понятны, ведь биткойнов – ограниченное количество, и даже математически вычислено, что их не может быть больше чем 21 млн.
Биткойнами можно даже расплатиться за кофе Фото: Will Sanders, www.bloomberg.com
Лично мое мнение – лет через 20 биткойн сам по себе вряд ли будет существовать всерьез. Технологии будут меняться, и, наверное, мы придем к каким-то другим или валютам, или идеям применения этих валют. Но какое-то время биткойн еще будет расти в цене, потому что на него будет увеличиваться спрос и потому что он – первая криптовалюта. В ней еще есть потенциал и для использования, и для того, чтобы она некоторое время продолжала быть участником рынка.
– А какая судьба ждет другие криптовалюты?
– На мой взгляд, она должна быть еще более печальной, чем у биткойна. Дело в том, что большинство криптовалют, которые сейчас есть на рынке (их уже больше двух тысяч), – это всего лишь электронный токен, выпущенный компанией, которая выходила на ICO, initial coin offering. Что это значит? Токен – это электронный ключ к некой базе данных. Допустим, есть какая-то компания, у которой ограничен бюджет, но она хочет развиваться. Она выходит на так называемое первичное предложение токенов – это и называется ICO.
Большинство криптовалют, которые существуют сегодня на рынке, это и есть такой электронный токен, который был предложен той или иной компанией. В процессе первичного размещения на рынке они обменивают свои токены на биткойны или эфириум – это другая альтернативная и довольно важная валюта – и осуществляют свою деятельность. То есть созданные этими компаниями криптовалюты – это что-то вроде акций, которые перестанут быть действительными после исчезновения самой фирмы.
Майнинг требует больших компьютерных мощностей. www.gedabox.com
А вот эфириум (или ethereum по-английски) сегодня является, наверное, второй по важности криптовалютой после биткойна. Просто у него более гибкая система возможностей использования, чем у биткойна. Поэтому эфириум, возможно, будут использовать даже дольше, чем через 20 лет.
– Как криптовалюта защищается от взлома?
– За технологией блокчейна стоит криптошифрование, которое позволяет договориться о том, как именно вы будете подтверждать, что эта база данных единая для всех, и как именно вы будете подтверждать новые транзакции. То есть чтобы продажа одного и того же биткойна не могла происходить одновременно в разные руки. В нынешних условиях такую защиту практически невозможно взломать – математические задачи решаются фактически перебором всех возможных значений переменной, и в этом смысле они не взламываются.
– Что такое «физические» биткойны?
– Никакого физического биткойна не существует – есть только электронные. «Физическим» биткойном можно назвать ситуацию, когда мы говорим об инвестиционных фондах. Представьте себе компанию, работающую с финансовыми инструментами, которые связаны с ценой на нефть. 80–90 % таких инструментов не будет подразумевать, что в ваш дом привезут галлон нефти и поставят его в уголок. В большинстве своем такие инструменты подразумевают оплату в долларах. Очень похожим образом работают другие инвестиционные инструменты, в том числе и биткойн. То есть «физического» биткойна, который можно положить в кошелек и носить с собой, не существует. Но биткойн с точки зрения инвестиционного инструмента в каком-то смысле можно назвать «физическим».
– Фактически это история со спросом и предложением. Сам курс определяется по отношению к доллару и зависит только от того, насколько сильно люди хотят купить биткойн. В принципе, у него есть какое-то применение для покупок товаров и услуг, в некоторых странах его все-таки принимают в отдельно взятых магазинах или организациях. Но в целом на данный момент курс биткойна определяется только спросом и предложением.
– То есть поведение этого курса непредсказуемо, и государственные меры регулирования здесь тоже отпадают?
– Да, рост или снижение курса биткойна – практически непредсказуемая вещь. А по поводу государства – тут вопрос в том, насколько легко отслеживать биржи, на которых он торгуется. Простой пример – спортивные ставки, которыми когда-то можно было заниматься на каких-то подпольных площадках. С другой стороны, существовали и официальные букмекерские конторы, которые честно регистрировались, честно регулировались и честно платили налоги. Здесь похожая ситуация. Биржи, которые продают и покупают биткойны, известны, и отслеживать их легко: есть большое число крупных площадок, регулировать которые достаточно просто, потому что в целом это честные организации. Но ведь и серых площадок тоже хватает (их много и в нашей стране), и отследить там что-либо нелегко. Так что нормально отрегулировать потоки биткойнов в российской зоне пока не получается.
– Но почему в разных странах такое противоречивое отношение к биткойну?
– Как я уже сказал, криптовалюта часто действует в зоне серого рынка. Но бывает еще хуже. Известно, например, что, когда эта валюта только появилась, ею активно пользовались наркоторговцы. И, видимо, очень много биткойнов теперь у американского государства, которое совершало рейды против наркодилеров и изымало все их материальные ценности, включая биткойны. Поэтому осторожность здесь, конечно, нужна. И это естественно для государства – не хотеть, чтобы у вас был какой-то теневой рынок оплаты нелегальных услуг. С другой стороны, для многих стран, например для Сингапура, финансовые инновации – если не основа экономики, то, по крайней мере, способ облегчить взаимодействие бизнеса и потребителя. Поэтому они готовы мириться с тем злом, которое может нести в себе криптовалюта, в сравнении с тем благом, которое она может дать.