НЕВАжная вода: насколько чистая вода в главной реке Петербурга

Как много вредных веществ содержится в Неве и ее притоках, что это за вещества, как горожане могут помочь оберегать главную артерию северной столицы от загрязнений, правда ли, что зимой вода становится чище, и что писали монахи Валаамского монастыря о петербургской погоде в 1830-х годах? Об этом ММ рассказала врио начальника «Северо-Западного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Инна Сазонова.

Фото: Hans Reniers, unsplash.com

– Инна Леонидовна, как вы контролируете качество воды в городских водоемах?

– Мы наблюдаем за гидрохимическим составом вод, проводя анализы по утвержденной программе Гидрохимического института (ФГБУ «ГХИ»). Такие анализы производятся зимой, весной, летом и осенью. Отбор проб проводится в 22 точках 15 водных объектов в пределах Санкт-Петербурга и в 50 точках Ленинградкой области – на 23 реках и двух озерах. На приоритетных для мониторинга водотоках Петербурга, таких как Нева (где расположены городские водозаборы) или Охта (протекает через территорию промзоны), наблюдения проводятся ежемесячно. На малых водотоках для получения полной картины достаточно делать отбор проб и анализ раз в квартал.

Инна Сазонова, ВРИО начальника «Северо-Западного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», фото из личного архива

– Какие загрязнители вы ищете?

– Определяем содержание тяжелых металлов, в том числе меди, цинка, марганца, железа общего, а еще органических веществ, таких как азотные и фосфорные соединения. Но это далеко не весь список. Для оценки качества вод используем наиболее жесткие нормативы – рыбохозяйственные. В случае обнаружения высокого или экстремально высокого уровня загрязнения воды в пробе мы передаем эти данные по схеме оповещения – в МЧС, Росприроднадзор, Природоохранную прокуратуру и так далее. В свою очередь, они стараются обнаружить источник загрязнения, возбуждают дела об административной ответственности.

– Как выглядит процесс отбора проб?

– Зависит от сезона. Летом мы выходим на катере или лодке непосредственно на середину реки, в том месте, где находятся точки отбора. Затем с поверхности набираем воду, разливаем ее по специальным емкостям и отправляем в химическую лабораторию. Некоторые параметры, такие как температура и рН, фиксируются на месте. В Неве забор осуществляется не только с поверхности – есть несколько придонных точек.

– И как показал себя 2022 год?

– В прошлом году на территории Петербурга было зафиксировано 13 случаев высокого загрязнения. Впрочем, это были традиционно самые неблагополучные с точки зрения экологии городские водотоки. Превышение допустимых норм по содержанию азота нитратного, кадмия и марганца, а также недопустимо низкие значения растворенного в воде кислорода были отмечены в таких реках, как Каменка, Ижора, Славянка и Охта, а еще в канале, соединяющем Сестрорецкий разлив и Финский залив.

Поскольку наше управление отвечает и за сбор данных территориальной сети, то есть организаций, имеющих лицензию Росгидромета, то мы также должны реагировать и на случаи высокого загрязнения, о которых к нам поступает информация извне. Если сторонние лаборатории сигнализируют о подобных инцидентах – мы передаем всю информацию по указанной выше схеме. Например, в прошедшем году одна из лабораторий, выполняющих регулярный контроль на водотоке, заметила один случай экстремально высокого загрязнения и пять случаев высокого.

Река Славянка, Павловский парк. Фото: Федор Лашков, 35photo.pro
– А где можно посмотреть эти данные неспециалистам, которых волнует состояние воды в городе?

– В конце года вся полученная информация по мониторингу аккумулируется, проверяется, анализируется и передается для учета в общероссийскую базу данных. Составляются ежегодники качества поверхностных вод, которые находятся в общем доступе на сайтах методических институтов. На нашем сайте (www.meteo.nw.ru) ежемесячно публикуются статьи о результатах мониторинга и случаях высокого и экстремально высокого загрязнения, которые позволяют жителям Петербурга ознакомиться с информацией по загрязнению наших водоемов.

Безымянное озеро в Красном Селе. Фото: Galina Kunich, google.com/maps
– Чем обычно вызвано загрязнение?

– Как правило, сказывается совокупность факторов: природных и техногенных. Но нельзя отрицать и роль антропогенной нагрузки: крупные предприятия, фабрики, транспорт – мы живем в очень большом и развитом городе. Правда, хочу еще раз подчеркнуть: наша служба только констатирует факт загрязнения в случае его обнаружения, мы не выясняем причину, это вне нашей компетенции. Также мы не можем разрешить или запретить горожанам купаться в воде (за это отвечает Роспотребнадзор) и не можем определить, как то или иное загрязнение влияет на жизнедеятельность рыб и прочих водных обитателей, – это сфера ответственности Росприроднадзора.

В июле 2022 года Роспотребнадзор отобрал на территории Петербурга 528 проб воды на санитарно-химические, микробиологические и паразитологические показатели. Гигиеническим нормативам соответствовала вода только на двух пляжах – Верхнего Суздальского озера и озера Безымянное.

– А где в основном концентрируются вредные вещества?

– В Неве, как правило, самые загрязненные участки – это те, что расположены ниже мест, где в нее впадают наиболее загрязненные притоки, например, Славянка, Охта и Ижора. То есть вредные вещества переносятся постепенно из одного водотока в другой.

– Что же сама Нева, чистая?

– Нева по своим обобщенным характеристикам считается загрязненной, но в основном у нее все стабильно, и по сравнению с оценкой прошлых лет в 2022 году никаких существенных изменений не произошло. Как и раньше, присутствуют те же загрязняющие вещества – железо, медь, марганец и органические соединения.

– А как «чувствуют» себя мелкие водоемы?

– В 2020 году ситуация с ними была гораздо лучше. Наше субъективное мнение – это связано с пандемией и снижением антропогенной нагрузки. Потому что транспорта было мало, нагрузки от ливневых стоков с магистралей меньше, предприятия работали не так активно, как в предыдущие годы. В 2022 году по сравнению с 2021-м состояние воды в небольших реках несколько ухудшилось. Речь идет про воды Карповки, Черной речки, Мойки, Ждановки, Мги и Славянки. Нева же справляется со своей нагрузкой за счет полноводности, протяженности и течения. Как будет меняться годовая динамика, и вернемся ли мы к значениям до 2020 года, покажет время. Предлагаю обратиться к этому вопросу через год, чтобы рассмотреть хотя бы трехлетний период.

Река Карповка. Фото: Михаил Тихонов, dp.ru
– Как обычные горожане могут повлиять на то, чтобы вода не становилась еще более грязной?

– Во-первых, и это очевидно, не надо загрязнять мусором берега рек и водоемов. Во-вторых, каждый, кто увидел какое-то загрязнение на воде, скажем, маслянистое пятно, может сообщить об этом нам или по горячей линии Росприроднадзора. Организация отреагирует на сигнал и официально поедет на место предполагаемого загрязнения. В прошлом году у нас был подобный случай. В Финском заливе произошел незначительный разлив нефтепродуктов. К счастью, слой на поверхности был очень тонкий и не угрожал благополучию водного объекта.

Также на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в Муринском жилом массиве летом в рамках экспедиционного выезда в Капральевом ручье обнаружили высокое содержание марганца и экстремально низкое содержание кислорода. Благодаря своевременному оповещению всех ведомств источник загрязнения установили – надеемся, что экологическая ситуация там станет лучше.

Проба воды для анализа, makipa.ru

– Как быстро вы можете приехать на место после сигнала, поступившего к вам от неравнодушных граждан?

– У всех организаций, контролирующих качество природной среды, схема действий примерно одна и та же. После поступления сигнала о значительном загрязнении, например, водоема специалисты реагируют достаточно быстро – выезд или в тот же день, или – максимум – через два. Ведь чем больше времени пройдет, тем меньше вероятность, что будет возможность констатировать факт загрязнения.

– То есть у вас есть специальная мобильная бригада, как у пожарных?

– Да. У нас есть Центр мониторинга окружающей среды, который наблюдает за качеством не только воды, но и воздуха. В состав центра входит гидрографическая партия, специалисты которой и отвечают за отбор проб. При необходимости, например при ЧС, химики могут находиться в лаборатории круглосуточно. В целом, в обычном режиме, обработка проб, поступающих на анализ, происходит в течение дня. Как правило, оперативным реагированием на сообщения о сильном загрязнении занимается Росприроднадзор. Но и наше управление может привлекаться, потому что у нас есть специалисты в области гидрологии, гидрохимии, гидробиологии и передвижная гидрохимическая лаборатория.

– Какие-то интересные случаи были в вашей практике?

– У нас работа рутинная. В основном все интересное связано с теми условиями, при которых происходит отбор проб. В прошлом году очень интенсивно «цвел» Финский залив из-за жаркого лета. И хотя такое происходит каждый год – вообще-то это не норма. В июле зрелище было особенно необычным, и это запомнилось. К сожалению, несмотря на незабываемый цвет и величественность увиденного (в том числе со спутниковых снимков), на акватории присутствовал еще и удушающий запах, который ставил выполнение работы под угрозу.

Данные предоставлены «Северо-Западным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

– А вам, как эксперту, помогают знания о качестве воды в обычной жизни?

– Нам самим было интересно проверить качество питьевой воды на Васильевском острове. Поэтому мы отдали образец водопроводной воды в специализированную лабораторию и получили ответ: количество загрязняющих веществ не превышает предельно допустимые концентрации. Так что на работе воду в чайник я наливаю без фильтра. Это при том, что водоснабжение Петербурга почти полностью обеспечивается водой из Невы.


– А в пригородах откуда берется вода?


– Скажу по опыту, поскольку я сама из поселка Сиверский, у нас вода берется не из реки Оредеж, а из скважин.


– То, что зимой вода в открытых водоемах становится чище, – правда или миф?


– Зимой органических веществ образуется меньше, они быстрее оседают. В то же время, из-за льда в воде снижается концентрация кислорода. Сказать, что зимой вода становится чище, нельзя.


– С какого года Росгидромет осуществляет мониторинг состояния воды?


– С 1960-х годов. Данные с того времени сохранились. Об истории нашей службы я могу говорить часами: на ней я состою 30 лет и ровно 20 лет работаю в историческом здании на Васильевском острове, на 23-й линии. Оно было построено для Главной физической обсерватории в 1849 году, которую возглавил академик Адольф Купфер. Вообще метеорологические наблюдения в России по Указу Петра I начали проводить с 1724 года. В 1872 году был выпущен первый метеорологический бюллетень, а через два года – составлен первый прогноз погоды.


У нас в фонде данных хранятся, например, записи монахов Валаамского монастыря, которые наблюдали за погодой, ледовой обстановкой и за гидрометеорологическим состоянием окружающей среды.


– Их записи различимы? О чем они писали?


– Я совсем недавно поднималась в фонды и смотрела их. Они написаны на такой плотной и ломкой бумаге, что только в перчатках можно страницы переворачивать. Писали в таком духе: «Лед встал такого-то числа, двинулся такого-то числа». Мы сейчас говорим про наблюдения 1833 года. Температура воздуха, направление ветра, все уже фиксировалось в журналах наблюдений. Причем данные у нас имеются из разных мест России.



Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ