Археолога спрашивают: – Сколько лет этому каменному топору? – Примерно восемь-десять тысяч лет. – А как вы узнали? – Элементарно, ведь топор найден в слое, возраст которого составляет восемь-десять тысяч лет. – Но как же вы узнали возраст слоя? – Это же очевидно: в этом слое находят орудия, возраст которых восемь-десять тысяч лет…
Из школьных уроков истории мы знаем, в каком году Александр Македонский поколотил персов, а в каком Авраам родил Исаака… Так нам говорили наши мудрые учителя, а мы, tabula rasa, принимали это как должное. А что если все было совсем иначе? И ведь есть все основания так считать – в последнее время все чаще археологи натыкаются на нечто, что не вписывается в давно устоявшиеся представления о хронологии исторических событий. Но обо всем по порядку.
Начнем с самого начала, а именно – с физики. Почему именно с нее, и при чем тут археология? Минуточку терпения. Итак, конец XIX – начало XX века. От Галилея и Ньютона до Максвелла и Больцмана создавалась картина нашего с вами физического мира, казавшаяся во второй половине XIX века безупречно точной и исчерпывающе полной. Все логично и последовательно, все объяснено и не подкопаешься, словом – полная победа человеческого разума над загадками мироздания. Но в ходе новых физических экспериментов сначала неуверенно, тихо, а потом все громче и настырнее начинают звучать вопросы, на которые классическая физика, хоть ты тресни, но не может дать ответы. Поначалу ученые мужи отмахиваются от неудобных вопросов, обвиняя экспериментаторов то в неправильно проведенном эксперименте, то в ошибке, то в подтасовке. Наконец, ситуация обостряется до предела: объем вопросов, на которые нужно дать ответ, уже категорически не влезает в рамки классической физической науки. Кризис, как вы помните, завершился открытием квантовой теории и теории относительности, с помощью которых и были разрешены те вопросы, которые не могла объяснить «устаревшая» ньютоновская физика.
В последнее время ситуация в археологии как-то подозрительно начинает напоминать кризис классической физики. Довольно стройная и понятная вереница событий от Сотворения мира до наших дней, раз и навсегда уложенных археологами на линейку времени, начинает испытывать давление со стороны новых фактов, полученных в результате многочисленных археологических экспедиций конца XX – начала XXI века. Причем не просто фактов, а фактов, которые современная археология не может объяснить. Эти факты даже получили соответствующее название – «неуместный артефакт» – что-то, не вписывающееся в устоявшиеся представления о каком-либо аспекте мироустройства, но реально существующее, нечто, что можно увидеть и пощупать. Что, в конце концов, из этого получится – неизвестно, но, может быть, совершится переворот в археологии.
А может, и не совершится.
Большая проблема Гебекли Тепе
Древние артефакты (кремневые ножи, скребки и прочее) на холме Гебекли Тепе, находящемся в Турции, были впервые обнаружены в 60-х годах прошлого века. Но детальное исследование холма началось только с 1995 года, когда сотрудник Германского археологического института, профессор Клаус Шмидт, занимавшийся изучением кремневых орудий, пришел к выводу, что скопление на холме таких артефактов аномально высоко и что это – явно неспроста.
Что скажет правильный, классический археолог, взглянув на результаты раскопок? Что это не раскопки, а одна большая проблема! И будет прав.
Одну из таких проблем современной археологии можно заметить на боковом столбе. Она весело размахивает хвостом, спускаясь вниз по отвесной плоскости. Другая проблема – в виде опорной плиты для столба – располагается в центре постройки. И таких проблем в раскопках – почти на каждой обработанной каменной поверхности.
Дело в том, что эти фигуры вырезаны прямо в каменном блоке и представляют собой барельеф, то есть лишний камень стесан на всю его высоту. А блоки – различного размера и веса, причем некоторые из них достигают, так, на минуточку, 50 тонн. В случае с центральной опорной плитой положение усугубляется тем, что она составляет единое целое со скалой, на которой лежит, и лишний камень стесан по всей площади сооружения. Ну, и в чем проблема? – спросите вы. Отвечаю: проблема во времени постройки сооружения. Датировка древесного угля в нижних слоях раскопок по радиоуглеродному методу показывает 9500 лет до нашей эры.
Так вот, 9500 до нашей эры – это мезолит, средний каменный век согласно современной археологии. Еще раз обращу ваше внимание – век каменный. Характеризуется постепенным переходом кочевых племен к оседлому образу жизни, изобретением лука, началом приручения животных, изготовлением небольших составных орудий из кремня. Получается, что за 7000 лет до Стоунхенджа, за 5500 лет до самых первых городов Месопотамии некое племя (племя, не народ, там до народов еще очень далеко) в перерыве между охотой и собирательством решило построить себе храм каким-то неопределенным богам или богу, личность которого так и не выявлена. Ну а если уж строить, так строить на века! И дружно всем племенем тесали кремневыми инструментами многотонные каменные глыбы и так же коллективно таскали их на руках от каменоломни до места постройки. Таких сооружений в Гебекли Тепе насчитывается 16 штук (по предварительной георазведке холма – еще пока не раскопанных).
Для усиления безумия можно провести мысленный эксперимент и представить, что вы обращаетесь к какому-нибудь современному племени, типа бушменов, застрявшему в неолите (а эта эпоха прогрессивнее, чем мезолит), и призываете их построить такой же храм. Было бы интересно послушать, что они вам скажут. Перед тем, как съедят.
Вольдемар Джулсруд (Waldemar Julsrud) был выходцем из Германии, перебравшимся в Мексику в конце XIX века. Жил неприметно, занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро – небольшом городке, примерно в трехстах километрах к северу от Мехико. Как утверждал сам Джулсруд, летом 1944 года, совершая конную прогулку по склонам холма Эль Торо, он увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы. Джулсруд заинтересовался необычной находкой и начал собственные раскопки. Правда, не будучи профессиональным ученым, он поступил просто – нанял местного крестьянина, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Так начала формироваться коллекция Джулсруда, в конце сборки достигавшая, по одним данным, 33,5 тысячи, по другим – 37 тысяч находок. Это были керамика, каменная скульптура, нефритовые и обсидиановые предметы, различные маски. Однако больше всего было найдено статуэток из разного сорта глины, выполненных вручную и обожженных на огне. Размер статуэток варьировался от нескольких сантиметров до полутора метров. Самое удивительное, что, наравне с посудой, музыкальными инструментами, изображениями людей и обычных животных, в земле Эль-Торо находили фигурки динозавров и прочих вымерших животных! Причем разнообразие типов динозавров вызывает шок: есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды типа брахиозавра, игуанодона, тираннозавра-рекс. Но есть также и огромное число статуэток, которые современные ученые идентифицировать не могут, и в их числе – крылатые «динозавры-драконы». Таких фигурок в коллекции в целом около нескольких тысяч.
Сначала научная общественность старалась не замечать раскопки сумасшедшего торговца, но и проигнорировать эти «неуместные артефакты» было невозможно. В конце концов, начались какие-то подвижки: в 1950 и 1952 годах Джулсруда посетили два американских журналиста, затем приехал известный ученый Чарльз Ди Песо, заключивший, что коллекция является подделкой, после него «копали» уже несколько групп ученых… В конечном итоге, в 1972 году две статуэтки были переданы в Пенсильванский музей на термолюминесцентный анализ.
Результат анализа – 2700 год до н. э. Доктор Рэйни, проводивший исследования, заявил, что погрешность датировки не превышает 5–10 % и что каждый образец тестировался по 18 раз. Однако через некоторое время, когда Рэйни узнал, что в состав коллекции входят статуэтки динозавров, он заявил, что полученные им результаты являются ошибочными. Это произошло, якобы, из-за искажения световых сигналов при анализе, и возраст образцов не превышает 30 лет. Вот такие зигзаги датировки.
Выводы противников этого открытия – подделка. Сторонники же предъявляют свои аргументы, и вот некоторые из них.
– Все глиняные фигурки прошли открытый обжиг. Для этого необходима древесина, которая в засушливом районе Акамбаро является крайне дорогой.
– В районе Акамбаро никто никогда не занимался производством керамики, а для таких масштабов необходимо целое производство.
– Утверждается, что коллекция Джулсруд включает значительное число фигурок из камня, причем все они несут следы эрозии, что подделать невозможно.
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь, остров Пасхи в океане есть… Вернее, был раньше. Сейчас остров Пасхи представляет собой каменистую поверхность с редкими вкрапления кустарников. Но 30 тысяч лет назад, как показал радиоуглеродный анализ органических остатков в озёрах и болотах острова, на острове была буйная тропическая растительность. Понятное дело – до появления на острове человека. Человек появился, и пошло-поехало: через относительно короткое историческое время на острове одна за другой поднялись вверх каменные статуи с печальными глазами и большими ушами. А растительности не стало – все большие деревья были вырублены для транспортировки статуй из каменоломен к месту установки. Вот такая печальная экологическая история.
Археологи, исследующие историю народа острова Пасхи, нуждались в точной датировке времени возведения статуй. Радиоуглеродный анализ оказался тут бессилен – в камне нет органических остатков, поэтому выбор пал на метод лихенометрии.
Среди лишайников наиболее пригодными для датировки оказались Лецидея пасхальная (Lecidea paschalis), Диринария плоская (Dirinaria applanata) и Диплошистес нелучистый (Diploschistes anactinus), которые образовывали округлые розетки. Некоторую трудность представляло определение скорости роста лишайников, но и она была вычислена по изучению фотографий, сделанных в период с 1914 по 1961 год. Было обнаружено, что эти три вида лишайника росли со скоростью 12, 17 и 8 мм в год соответственно. Затем ученые измерили наибольший диаметр розеток лишайников на природной вулканической скале, и оказалось, что данные виды позволяют вычислить возраст статуй – не менее 800 лет. В конце концов, историю острова Пасхи разделили на три периода: ранний – 400–1100, средний – 1100–1680 и поздний – 1680–1868 годы нашей эры. Это официальная версия.
Правда, есть одно маленькое «но». В исследованиях ученых основное внимание уделяется статуям как наиболее эффектному артефакту. Но в тени статуй затерялись и другие строения – платформы, на которых они покоятся (статуи низвергли с платформ в третьем, позднем периоде, когда на острове случилась экологическая катастрофа и начались войны между жителями острова). А платформы, именуемые аху, оказались весьма прелюбопытнейшими сооружениями. Мало того что они сами по себе разных размеров, от нескольких десятков до двух сотен метров. Объем работ для возведения одной такой аху зачастую превышает объем работ для создания статуи, для которой эта платформа была предназначена. Более того, на больших аху просматривается так называемая мегалитическая полигональная кладка! А полигональная кладка – это Южная Америка. А до Южной Америки 3,5 тыс. км. И вид этой кладки – один в один как у южноамериканских мегалитов. Вот и получается, что время появления человека на острове начинает сдвигаться далеко в прошлое. А как далеко – это надо еще выяснять.
В статье мы коснулись лишь нескольких из многих десятков способов датировки археологических находок. Увы, среди всего этого многообразия не нашлось ни одного универсального метода, который бы позволил точно определять возраст найденных артефактов. Скорее всего, дальнейшее развитие археологической науки пойдет одновременно по двум направлениям: улучшение существующих и разработка новых способов датировки, основанных на совершенно иных принципах. Если это произойдет в скором будущем, то есть надежда, что появится единая хронологическая шкала, с помощью которой археологи наконец-то смогут разрешить многочисленные противоречия в датах. А мы с вами станем свидетелями множества удивительных открытий.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.