Считай, что тебя продуло. Что интересней на свете стены и стула? Особенно если они смоделированы в виртуальной реальности. Переклеить все обои в квартире, не покупая новые. Подобрать себе мебель, не ожидая доставки из «Икеи». Примерить 25 пар обуви, не выходя из дома. Возможно? Вполне, если вы знакомы с технологиями VR. Разбираемся, где они появятся в ближайшем будущем и где существуют уже сегодня.
Специалисты выделяют три вида таких технологий: VR, или виртуальная реальность, AR, или дополненная, и MR – она же смешанная. Их отличие – в разнице подходов к взаимодействию пользователей и виртуального, и реального миров. Там, где VR предполагает полное погружение человека в компьютерную реальность, AR пытается объединить две вселенные. Смешанная же реальность, или MR, куда более сложное понятие, предполагающее объединение VR и AR в единых структурах, где физический и цифровой объекты сосуществуют и взаимодействуют в реальном времени.
Для развлечения
В первую очередь виртуальная реальность нужна для развлечения. Поэтому популярнее всего она стала в видеоиграх – комплекты из шлемов и трекинговых устройств при подключении к компьютерам или игровым консолям позволяют пользователям взаимодействовать с игровыми мирами с помощью поворотов головы и движений контроллеров. Так, в одном из самых ярких и прорывных эксклюзивов 2020 года, игре Half Life: Alyx игрок надевал шлем и «переодевался» в своего персонажа. Ему приходилось вертеть головой, чтобы осмотреться, перемещать руки с зажатыми в них контроллерами, чтобы брать предметы, прицеливаться и перезаряжать оружие. У обладателей специального комплекта Valve Index игра распознавала даже движения их пальцев. По оценкам журналистов, Half Life: Alyx стала продуктом, максимально реализующим игровой потенциал существующих сегодня технологий.Другая безделушка, связанная с дополненной, а иногда и смешанной реальностью, – «маски» и другие эффекты в мобильных приложениях. Популярнее всего эта «фича» стала в Инстаграме, когда миллионы блогеров цепляли на себя самые странные и красивые маски. Последним «ноу-хау» в этой сфере стал фильтр для сети TikTok, использующий датчик LiDAR в iPhone 12 Pro и 12 Pro Max. Впервые появившись в смартфонах 12-го поколения Apple, новинка работает по принципу, схожему с эхолокацией: инфракрасные и ультрафиолетовые лучи отражаются от препятствий, позволяя телефону определить физическое присутствие объектов в кадре. Стоит отметить, что в смартфонах на базе Android за аналогичный функционал с чуть более скромными характеристиками отвечает схожий по принципу работы датчик времени полета (ToF). В фильтре для TikTok технологию использовали для более реалистичной симуляции эффекта падения конфетти на отдельные предметы в месте съемки. В будущем подобные разработки могут позволить создавать смешанную реальность, где трехмерные объекты из реального и виртуального миров будут переплетаться в единое целое с помощью всего лишь телефона.
В работе
Избавиться от необходимости переключаться между реальным миром и компьютером все чаще предлагают новые виды «умных устройств». Например, проект Google Glass. Эти умные очки на базе Android могут выводить на линзы перед глазами пользователя информацию из встроенного компьютера и анализировать окружающую его обстановку, как бы «дополняя» реальность. Работник склада, надев Google Glass, сможет видеть заранее запрограммированную информацию об объектах в помещении. Среди более «прикладных» функций очков – мини-карта с маршрутом, которая выводится на правую линзу. К сожалению, после первой реализации в 2013 году проект так и не достиг успеха в потребительском сегменте, и сегодня Google Glass чаще всего поставляются как корпоративный продукт для разработчиков на промышленных предприятиях. Однако о разработке своих умных очков рассказывает и Apple.
Виртуальную реальность постепенно начинают применять в обучающих программах. Такой подход использует компания Mercedes-Benz – с помощью очков смешанной реальности Microsoft HoloLens и корпоративного приложения Global Training App работникам демонстрируются трехмерные проекции с информацией на отдельных участках реальных автомобилей. Технология VR находит свое применение и в медицине. Так, исследователи из Самарского медицинского университета в 2018 году создали приложение Surgera VR, которое они предложили использовать для обучения хирургов. Среди крупных игроков обучением своих работников с помощью VR-систем также отличилась компания Boeing. В одном из образовательных модулей для инженеров компания использовала созданные в виртуальной реальности копии корпусов самолетов с видимыми подробными схемами соединяемых в них проводов. В Boeing также не обошли вниманием Microsoft HoloLens: этот умный шлем используют, чтобы демонстрировать работникам реальные части оборудования на фоне 3D-моделей сборки этих элементов в единое целое.
Технологии дополненной реальности популярны благодаря легкости их реализации на мобильных устройствах. Так, мобильное AR-приложение IKEA Place, разработанное в 2017 году торговой сетью по продаже мебели и товаров для дома, позволяет увидеть, как будет смотреться мебель шведского производителя в вашей квартире. Для гордых владельцев систем «умного» дома полезной будет программа Smart AR Home от компании Binary Banana. Это мобильное приложение «привязывает» пункты управления подключенных к одной сети устройств к реальным объектам, точь-в-точь как обычные переключатели, но видимые лишь на экране смартфона. Список интересных применений технологий VR, AR и MR уже сегодня измеряется сотнями, и в дальнейшем граница между нашим и виртуальным мирами будет становиться тоньше и тоньше.
Взгляд в будущее
Пессимисты опасаются, что при доработке технологий VR через пару десятков лет мы заляжем в спячку, в то время как умные машины захватят планету и воссоздадут для нас реальность, как в «Матрице». Менее апокалиптичные и более похожие на реальность картины будущего демонстрирует британский научно-фантастический сериал «Черное зеркало». Авторы предположили, что технологии смогут позволить нам записывать окружающую действительность и позже воспроизводить моменты из прошлого прямо у нас перед глазами – привет, те самые Google Glass с камерой и микрофоном из 2013-го! В рамках другого эпизода авторы смоделировали ситуацию, в которой наши поступки в виртуальной реальности могут заставить нас оказаться в поиске баланса между потребностями в игре и жизни.
Чаще о будущем VR все же говорят и в позитивном ключе. Эта технология действительно может сыграть важную роль в обучении, имитирующем реальные условия, а также улучшить наше восприятие кино и игр. Но главный вопрос останется тем же: будем ли мы готовы к тому, чтобы найти баланс между виртуальным и реальным?Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.