Осенью в Петербурге прошел фестиваль научно-популярного и образовательного кино «Мир Знаний», где в центре художественного исследования стоит не человек, но научное знание.
Направляясь на просмотр конкурсной программы, я наивно полагала, что в лучшем случае в кинотеатре будет два с половиной человека. Однако залы были до того заполнены, что зрителям приходилось сидеть на ступеньках. Даже на церемонии открытия, проходившей в Большом зале Михайловского театра, свободных мест практически не было. И что особенно замечательно, основной публикой стала именно молодежь. Та самая, которая, по мнению президента фестиваля Михаила Ковальчука, «наверно и не знает, кто такой Ленин». Думаю, эти опасения были напрасны.
«Мир знаний» пока единственный в своем роде проект, позволяющий смотреть научно-популярные фильмы на большом экране. И несмотря на организационные «ляпы», впрочем, достаточно незначительные, фестиваль достигает поставленных перед ним целей. Самая же главная цель, по мнению Антона Смирнова, генерального директора «Леннаучфильма» и соучредителя фестиваля, это «поднять престиж научной деятельности в обществе и тем самым разбудить интерес к знанию». Довольно сложно судить, насколько повышается значимость науки после кинофестиваля, но то, что интерес к знанию есть, и к научно-популярному кино в том числе, это несомненно.
Научно-популярный жанр не стоит на месте и постоянно развивается, ломая рамки строго научного и экпериментируя с другими видами кинематографа. Это довольно непросто в исполнении, ведь перед режиссером встает задача передать сложное научное знание/открытие простым «человеческим» языком, так чтобы людям, далеким от науки, было и понятно, а, самое главное, интересно. Один из членов жюри, научный кинематографист, кандидат биологических наук, основатель и арт-директор Фестиваля научного кино Imagine Алексис Гамбис высказал на этот счет свою точку зрения: « Чтобы быть интересным, научно-популярное кино не должно быть всегда построено только на научной работе, на научных открытиях. Оно может быть об исследователях, ученых, об их взаимоотношениях с окружающими и наукой… От этого картина не выходит за рамки жанра, но освещает науку и процесс исследования с другой точки зрения, позволяя обычному человеку не только узнать факты, но и понять, окунуться в мир ученого и научного знания».
Из 300 фильмов отборочная комиссия выбрала 22 картины из 11 стран мира. Однако разнообразие представленных фильмов не ограничивается географическим положением, поражает и количество затронутых тем. Что скрывается за Теорией Большого взрыва, как роботы изменят нашу жизнь в ближайшем будущем, захватят ли аргентинские муравьи мир и есть ли среди животных алкоголики? Словом, каждый смог найти для себя что-нибудь интересное.
Второй раз подряд гран-при фестиваля, статуэтка «Древо Познания» уезжает в Австралию. В этом году Рэндалл Вуд взял ее в тандеме с режиссером Майклом О’Нилом за киноленту «Грамматика счастья». В фильме повествуется о необычном индейском племени Пираха, говорящем на уникальном языке, который не только поставил под сомнение главную лингвистическую доктрину, но и расколол ученых всего мира на два лагеря. Люди этого племени не умеют считать, они не могут сказать, сколько у них детей, но на удивленные взгляды отвечают, что им достаточно знать их имена. У них нет понятий «вчера» и «завтра», они живут здесь и сейчас, не волнуясь о завтрашнем дне. Их мир оказывается настолько притягательным и невероятным, что молодой миссионер Дэниэл Эверетт отказывается от всего, во что верил и чему сам хотел научить Пираха, вновь и вновь возвращаясь в затерянные леса Амазонии. Перед зрителем разворачивается самая настоящая драма, оставляющая сильное и яркое впечатление.
Еще никогда научно-популярное кино не было настолько увлекательным и захватывающим. Зрители, приходя в кинотеатр на один фильм, оставались на два, три, четыре следующих за ним, бурно обсуждая увиденное на экране и в нетерпении ожидая следующую киноленту. Это ли ни успех?! Безусловно, существует огромное количество проблем, особенно в отечественном научно-популярном кинематографе, главные из которых недостаток финансирования и профессионалов, способных снять качественное кино, а также сложности с прокатом, но фестиваль существует, кино-таки снимают, а люди с удовольствием приходят и смотрят. А это значит, что у научно-популярного кино есть будущее и ему есть куда развиваться.
Смотерть полную версию фильма можно вот здесь: http://viooz.co/movies/15612-the-grammar-of-happiness-2012.html
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.