Сплошное надувательство – это когда ожидаемое с реальным расходится примерно как северный полюс магнита с южным. Но нас интересует фактическая, а не фигуральная возможность что-то надуть. Колеса, матрацы, шарики на День рождения, плавательные круги, мячи – это надувательство длится десятилетиями, но если я скажу, что появились новые виды надувательств? Не такие грандиозные, как у Джима Керри в «Маске», где он надул настоящий пистолет-пулемет Томпсона, но все же весьма интересные.
Фото: Gilbert McCarragh, dezeen.com
Надувной предмет всегда представляет собой некий контейнер для газа – форму, которая этот газ не выпускает. Разные надувные вещи рассчитаны на разный объем и давление, оказываемое на стенки. Например, давление в шинах легкового автомобиля приблизительно 250 кПа, а в колесах велосипеда – около 280 кПа, хотя объем тут в пользу автомобилей. Помимо колес надувается огромное количество вещей: спасательные жилеты в самолете, подушки безопасности, кайты для кайтсерфинга и даже военная техника. Последняя служит не для парадов, а для муляжей, хотя парад надувных «Тополь-М», которые парят на уровне пятого этажа, все бы посмотрели.
Никаких дополнительных свойств от самого предмета не требуется. Форма спасательного жилета, например, позволяет надеть его, а то, что он надут, – оставаться на плаву. Подушка безопасности тоже спасает человека благодаря тому, что мягче приборной панели или стоек автомобиля и успешно гасит удар. Надувной танк… Ну, ему просто не повезло. Конечно, можно прицепить к надувной лодке мотор, и она станет моторной лодкой, но самой конструкцией лодки можно пользоваться и без мотора. Эти два модуля настолько не зависят друг от друга, что считать их комплектом очень трудно.
Однако в Японии создали надувной гаджет, который оснащен мотором в комплекте, и без двигателя он бесполезен. Встречайте надувной скутер Poimo с размерами под ваш рюкзак. Poimo – это результаты работы исследователя Риосуке Ямамура (Ryosuke Yamamura) вместе со студентами Университета Токио и дизайнера Хисато Огато (Hisato Ogata). Согласно их данным, 60 % автомобильных поездок Японии совершаются на короткие дистанции, например от дома до вокзала или офиса. Конечно, это сказывается на чистоте воздуха и загруженности транспортных сетей. Индивидуальные устройства для такого типа перемещений уже довольно разнообразны – скейты, велосипеды, самокаты и их электрические версии, поэтому надувная версия скутера не выглядит чем-то чересчур экзотическим. К тому же надувная конструкция должна быть безопаснее как для водителя, так и для окружающих. Poimo состоит из надувного корпуса и модульных частей: это четыре колеса, аккумулятор, мотор, который соединяется с задними колесами, и рукоятки. Так как у него нет оси, чтобы повернуть с помощью рукояток, все управление осуществляется при помощи беспроводных датчиков. Весь этот комплект помещается в обычный рюкзак и весит 5,5 кг. Пока устройство находится на этапе прототипа, поэтому есть шанс, что, когда и если оно попадет на рынок, будет еще компактнее и легче.
Чего еще не хватает надувному скутеру? Только надувного байкерского шлема. И такой на самом деле существует. Шведская компания Hövding производит уже третье поколение надувных шлемов. Фактически это такая умная персональная подушка безопасности, которая надувается и принимает форму капюшона, чтобы защитить голову от удара. В состоянии, когда шлем не надут, Hövding 3 выглядит как массивный воротник. Внутри него располагаются непосредственно капюшон, аккумулятор и датчики, которые обрабатывают около 200 сигналов в секунду. Тренировался надувной шлем в 3000 различных стендовых ситуациях с манекеном и в течение 2000 часов классической велосипедной езды, чтобы исключить ложное срабатывание. В случае инцидента шлем надувается за 0,1 секунды, и по информации производителя в 2019 году их шлем помог велосипедистам в 4000 случаев. Аккумулятора должно хватить на 15 часов готовности, также внутри установлен GPS-датчик, а приложение-компаньон автоматически вызовет службу спасения в случае аварии.
Когда полный комплект райдера собран, можно немного передохнуть и расслабиться. Например, с помощью массажной подушки от Bork. Этот надувной гаджет также оснащен встроенным аккумулятором и мотором, который вращает массажные валики. Сеанс длится 10 минут, после чего моторчик выключается. Кстати, надувается подушка тоже с помощью встроенного компрессора, так что напрягать легкие и собирать губы в трубочку не надо. Полного заряда аккумулятора должно хватить на 3,5 часа или около 12 сеансов массажа вместе с надувом подушки. Помимо массажных функций есть еще опция подогрева. Идеально после поездки по зимнему Токио. Размер подушки в сдутом состоянии ожидаемо небольшой, поэтому легко помещается в ручную кладь, если вы путешествуете на самолете.
Надувные вещи обладают потенциалом, хоть и не таким большим, как различные высокотехнологичные материалы. Но в этом их преимущество – человечество надувает уже многие десятилетия мячи, плавательные круги, лодки, колеса. В большинстве случаев ключевым в современных надувных гаджетах является не сам надувной корпус, а то, что идет с ним в комплекте. Компактный двигатель и аккумулятор, точные датчики, умный софт. Развитие электроники позволяет нам добавить новые функции к уже давно существующим концептам, как надувной скутер, или создать компактную версию чего-то давно существующего, как, например, воздушная подушка.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.