На чем сегодня в булочную ездят?

Пропасть между классическим такси и общественным транспортом сегодня заполнили вполне экономичные и мобильные виды автомобильных перевозок, доступные каждому. Разбираемся, что такое таксишеринг, UberPool и карпулинг.

Времена, когда можно было приехать на новеньком «Москвиче» и удивить весь двор, давно прошли. Новая машина точно вызовет меньше разговоров, чем щенок корги у соседей. Да и парковочное место так просто не найти. В общем, лучше собака и альтернативные собственному автомобилю способы передвижения.

ИТАК, МЫ ХОТИМ С КОМФОРТОМ ДОЕХАТЬ от точки А до точки Б, чтобы не пришлось толкаться в метро, мокнуть под дождем на остановке или искать мелочь для оплаты проезда в маршрутке. Первым на ум приходит такси. Да, пожалуй, оптимальное решение: вызвать, дождаться подачи машины и уехать. В Санкт-Петербурге стоимость 13 км составляет 300–400 рублей (если днем и не в час пик). Если надо совершать такие поездки каждый день и в обе стороны, то личное авто уже не кажется таким дорогим в обслуживании. Однако не стоит сбрасывать такси со счетов, потому что оно эволюционирует, подстраивается под нужды современного человека. А современный человек хорошо научился сравнивать предлагаемые услуги и быстро выбирать самую выгодную. Конечно, все это благодаря развитию Интернета и портативной электроники, которые и стали причиной возникновения нового формата пассажирских перевозок, известного всему миру как Uber.

Революционер среди таксопарков 
Революционность Uber заключается в том, что это такси без таксопарка. Это сервис, который связывает таксиста и заказчика напрямую, часть стоимости поездки Uber забирает себе, но большая остается водителю. Появление Uber потрясло классическую систему такси, значительная часть перевозчиков осталась не у дел, потому что стоимость поездки в Uber была дешевле на 15–20 %. В архаичной и неповоротливой системе такси появился игрок, который мог предоставить более дешевые и прозрачные услуги: приложение Uber показывает, где находится ваш водитель, и отображает точную стоимость поездки без необходимости звонить оператору. Таксисты же восприняли революцию в лучших традициях: они попытались саботировать инновационный стартап. В некоторых странах Европы Uber до сих пор подвергается сильным ограничениям по сравнению с обычными такси. Но помимо ожидаемых реакционных действий последовали и положительные изменения: стоимость получения лицензии на работу такси снижалась, многие таксопарки обзавелись собственными приложениями и стали куда более щепетильно относиться к своему сервису, чтобы разница в цене оправдывала себя. 
Интерфейс приложения Uber

Поделись своим такси 
Однако на этом Uber не остановился. Он реализовал еще одну простую идею, которую назвал UberPool. Многие помнят студенческие вечеринки. Зачастую общественный транспорт перестает ходить гораздо раньше, чем утихает праздник. И иногда бывает, что группе студентов ехать в одну сторону, поэтому они заказывают одно такси, разделяя стоимость на всех. Примерно такой таксишеринг (taxi sharing) и предлагает UberPool. Отличие же в том, что водитель является работником службы перевозок, вы не договариваетесь о поездке заранее, а просто заказываете такси со случайными попутчиками. Вы как обычно выбираете точку назначения, за вами так же приезжает машина – правда, там уже могут быть пассажиры, с которыми вам по пути. Стоимость такой поездки в разы меньше, чем классической. Конечно, вы не сможете почувствовать себя хозяином положения, рядом будут находится незнакомые люди, но если это относительно короткая поездка, то почему бы и нет? Пожалуй, нарушение личного пространства – это самый главный недостаток таких поездок. 
Интерфейс UberPool, www.droider.ru
Помимо экономии для пассажиров, этот формат перевозок может разгрузить трафик в крупных городах, которые уже несколько лет задыхаются от пробок в прямом и переносном смысле. Для Манхэттена, например, курсирование такси такого типа могло бы быть на 40 % эффективнее, в отличие от классической схемы, когда таксисту приходится специально ехать за пассажиром. В самом удачном случае его полнодневный маршрут представлял бы собой одну длинную поездку с постоянно меняющимися пассажирами. К сожалению, у нас в стране UberPool не работает, и аналогов пока нет.

Передавайте за бензин 
Еще более радикальный способ сэкономить на поездке – это райдшеринг (ride sharing), то есть разделение поездки: машина принадлежит частному владельцу, не являющемуся работником службы перевозок, попутчики – случайные люди, и водитель заранее решает, поедите ли вы в его машине. Самый известный сервис в России – BlaBlaCar, специализирующийся на междугородних перевозках. В идеальном райдшеринге вы не платите за услугу. Водителю в принципе по пути, и он поедет в нужном ему направлении в любом случае, с вами или без вас. На практике при поиске подходящего попутчика вам предложат цену, которую необходимо заплатить водителю в качестве компенсации за топливо. 
Нарушение личного пространства для некоторых не такая уж и проблема! www.bharathautos.com  
С этим видом перевозок возникают самые большие трудности в сфере законодательства. Это не такси, не аренда автомобиля, это практически автостоп, который обзавелся интернет-координацией и приложением для смартфона. Доказать, что водители райдшеринговых автомобилей получают прибыль, которую необходимо обложить налогом, практически невозможно. Поэтому чаще всего ассоциации перевозчиков выступают с единственной инициативой – запретить. Аргументы классические: отсутствие налогов и лицензии, сомнительное качество услуг, опасности криминального характера. При этом BlaBlaCar однозначно выгоднее любого лицензированного перевозчика, и противостояние между ними пока не стремится к завершению. 
На практике в каршеринге компенсацию з абензин все же придется заплатить, www.actu.fr

Можно просто взять в аренду 
Если становиться попутчиком в чужой машине, с незнакомыми людьми и неизвестным водителем для вас слишком радикально, то можно воспользоваться сервисом каршеринга (car sharing). В каршеринге автомобиль принадлежит компании или частному лицу, с которым вы заключаете договор краткосрочной аренды, и пользуетесь автомобилем для своих нужд. Стоимость поездки рассчитывается поминутно, а некоторые сервисы предлагают скидки за ваш рейтинг. Конечно, чтобы сервис начал влиять на жизнь города, количество машин должно исчисляться тысячами. Плюс необходимы преференции на парковки, чтобы для каршеринговых автомобилей всегда были свободные места. Все это позволило бы многим отказаться от собственного авто в пользу каршеринга. Однако парк таких автомобилей по информации Forbes на май 2018 года в Москве исчисляется 8000 единиц. А всего зарегистрировано в столице 5 600 000 автомобилей. Таким образом, кардинально изменить дорожную обстановку в городе они не способны. 
Сотрудники компании ebm-papst A&NZ пользуются карпулингом, чтобы добраться до работы, www.flickr.com
Трудно не заметить, что во всех услугах присутствует слово «share» («делить»). Получается своеобразная «шерномика», в которой покупатель может получить максимальную экономическую выгоду, немного снизив запросы. Ученые MIT, например, посчитали, что для Нью-Йорка 95 % потребностей в перевозках в 2017 году могли покрыть 2000 десятиместных минивэнов вместо 14 000 такси. Все способы собрать как можно больше людей в одном автомобиле для перевозок называются карпулинг (carpooling). В принципе, если вы в своем автомобиле везете всю семью, это уже карпулинг, и в некоторых странах для автомобилей с двумя и более пассажирами выделена крайняя левая полоса. Несомненно, собственный автомобиль обеспечивает соответствующий уровень комфорта и личное пространство. Но вместе с тем требует расходов на обслуживание, страховку, налог. Ну и пробки, конечно же. Возможно, когда в пробках люди будут проводить еще больше часов, сжигая бензин, опаздывая на работу или встречу, тогда и настанет рай урбаниста, в котором человек начнет делать выбор в пользу «шерномики», пожертвовав капелькой своего комфорта ради комфорта целого города. 

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ