Разные войны порождают разные виды техники и вооружения. С началом нового тысячелетия мир вновь стал погружаться в пучину причудливо трансформированных колониальных войн: армиям приходится сражаться с террористами и партизанами, для которых главным оружием являются мины и фугасы. Поэтому едва ли не самым востребованным видом бронетехники становятся так называемые MRAP – Mine Resistant Ambush Protected, «защищенные от подрывов и атак из засад».
В годы Второй мировой войны о создании специальных бронированных машин с усиленной противоминной защитой никто и не помышлял, хотя инженерные средства разминирования развивались активно. Против партизан же, если требовалось, использовали вполне обычные танки, бронетранспортеры и автомобили.
Впервые о машинах с усиленной противоминной защитой всерьез задумались в Южной Родезии – небольшом африканском государстве, ныне носящем название Зимбабве. В конце 1960-х годов президент этой британской колонии Ян Дуглас Смит объявил ее недра не достоянием метрополии, а собственностью самой страны. После чего Лондон по каким-то каналам, неведомым простым смертным, озаботил Москву и Пекин необходимостью борьбы с белыми колонизаторами Южной Родезии, а сам на пару с Вашингтоном изготовился извлечь выгоду из предстоявшего кошмара...
В Южной Родезии разгорелась гражданская война, в которой мины стали едва ли не главным оружием чернокожих партизан, подготовленных советскими, китайскими и северокорейскими инструкторами.
Белые родезийцы кустарными методами пытались повышать устойчивость джипов «Лендровер» к подрывам, но вскоре поняли, что переделка стандартной машины в противоминную малоперспективна. Требовалось создание специальной боевой бронированной машины с особенными характеристиками. Ей была необходима V-образная форма днища и максимально возможный подъем бронекорпуса над дорогой (это позволяет отвести энергию взрывной волны), а также удаление от корпуса двигателя, трансмиссии и подвески, которые при подрыве сами становятся поражающими элементами.
ПРИ ЭТОМ желательно было использовать шасси серийных коммерческих грузовиков, дабы снизить стоимость машины и затраты на эксплуатацию. В Южной Родезии, зажатой в тиски международного экономического эмбарго и не обладавшей развитой промышленностью, использовали любое шасси – будь то «Бедфорд», «Лендровер», «Самил», «Унимог» или «Исудзу». Неведомо, что за мастерские превращали их в боевые машины, но разнообразие неуклюжих первобытных MRAP поражало воображение. За какой-нибудь десяток лет были произведены машины самых разных конструкций и наименований: «Крокодил», «Леопард», «Рино», «Оджай», «Пуки» (машина разминирования), «Куду», «Зебра», «Гиена», «Ошипога» (с трофейной советской спаренной 23-миллиметровой зениткой), «Хиппо», «Волф», «Пантера», «Риббок»… Но выпускались они мелкими сериями в несколько десятков экземпляров. Массовым стали разве что маленькие «Леопарды», которых не только использовали в армии и полиции, но и пустили в свободную продажу – для семей белых колонистов, боявшихся свободно передвигаться по дорогам.
Первой серийно производимой боевой бронированной машиной, при создании которой были учтены все приведенные выше требования, стал забавный южноафриканский драндулет «Буффель», принятый на вооружение в 1978 году. В современном понимании это был самый настоящий MRAP, хотя за отсутствием специального термина его называли бронетранспортером. Дизайн «Буффеля» был просто ужасен: этот БТР массой 6,14 тонн походил на гибрид мусоровоза и коммунальной машины, посыпающей заснеженные дороги подсоленным песком. Строился он на серийном полноприводном шасси западногерманского грузовика «Унимог» на некоем заводе близ Кейптауна. Отличительной особенностью «Буффеля» стал V-образный «киль» из броневого листа вдоль всего днища. Внутри «киля» находилась силовая установка с трансмиссией, а также два бака: топливный на 200 литров и 100-литровый водяной. Последний предназначался для снижения центра тяжести, гашения перегрузок и для питья десанта. 500 литров воды, закачанные в каждое из четырех колес, серьезно увеличивали массу ББМ, зато очень серьезно гасили взрывную волну. Было произведено порядка 1400 «Буффелей», в том числе 93 модернизации «Уникорн» («Единорог») на экспорт в Шри-Ланку, где они до сих пор используются для борьбы с местными боевиками.
В ЮАР для истории бронетанковой техники значимым стал лишь «Касспир», запущенный в серийное производство в 1981 году. Внешне он во многом походил на удлиненный «Буффель». Двухместную кабину объединили с десантным отделением, в котором размещалось до 12 пехотинцев. Первоначально оно было открытым сверху, но затем на нем установили крышу, а в бортах появились узкие длинные окна из пуленепробиваемого стекла, придающие машине хоть какой-то шарм. Поверх кабины размещался один пулемет калибра 7,62 мм, еще два-три могли вывешиваться на шкворнях по бортам десантного отделения.
Позже на основе «Касспира» американской фирмой «Форс Протекшн Инк.» был разработан MRAP «Буффало», предназначенный для разминирования местности. Машина, принятая на вооружение американской армии в 2003 году, была значительно удлинена и получила колесную базу 6×6. Масса увеличилась до 36 тонн (по сравнению с 12,5 у «Касспира»). Размеры «Буффало» просто поражают: длина – 8,2 м, ширина – 2,6 м, высота – 4 м. Но благодаря 450-сильному дизельному двигателю (против 170-сильного у «Касспира») скорость «Буффало» даже увеличилась – 105 км/ч по сравнению с 90 км/ч. Главной же особенностью стал раздвижной манипулятор длиной до девяти метров. В передней его части укреплена специальная «вилка», с помощью которой оператор может извлекать мины из земли, а лучше разглядеть их помогает видеокамера с большим увеличением, способная действовать даже ночью. Шасси было усилено, и «Буффало» выдерживал подрыв 21 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте под любым колесом или 14 кг в любом месте под корпусом. 200 таких MRAP поступили на вооружение армий США, Великобритании и Франции.
В НАЧАЛЕ ДЕВЯНОСТЫХ В ЮАР появилась похожая на обычный внедорожник бронированная машина «Мамба» для сопровождения транспортных колонн. При весе 6,8 тонн она могла перевезти в десантном отсеке отделение из 10 пехотинцев и выдерживала взрыв 14 кг тринитротолуола под любым из колес (столько же, сколько втрое больший по весу колесный БТР традиционной схемы). Конструкция «Мамбы» учитывала угрозу бокового взрыва, чему в конструкции других боевых машин, как правило, уделялось мало внимания. «Мамба» же оказалась способной выдержать взрыв, эквивалентный 30 кг тринитротолуола на расстоянии пяти метров от бортов. Машину охотно закупали многие африканские страны. Мало того, для своих миротворцев партию «Мамб» приобрела Швеция, а затем маленькая Эстония. С усовершенствованной версией под названием RG-31 «Ньяла» южноафриканцы ухитрились выйти даже на американский рынок в 2007 году.
Тогда же на вооружение иракской полиции стали поступать сконструированные на основе «Мамбы» противоминные машины «Рева».
Приблизительно в то же время южноафриканское отделение транснациональной корпорации BAe Systems, штаб-квартира которой находится в Великобритании, было задействовано для проектирования MRAP MPV-I и OFB для индийских фирм ТАТА и «Махиндра». Любопытно, что базой для OFB послужил российский «Урал-4320». Позже, весной 2012 года, BAe Systems Land Systems South Afrika представила разработанный на базе того же грузовика «Касспир» Мк-6 с российскими двигателем ЯМЗ-236НЕ2 и 5-ступенчатой механической коробкой передач ЯМЗ-236У. При этом было отмечено, что использование нашего шасси позволило разработчикам снизить стоимость MRAP до 350 000 долларов.
Мало того, южноафриканская компания «Парамаунт Груп» исхитрилась разместить производство MRAP «Матадор» и «Мараудер» в постсоветском Азербайджане, используя производственные мощности Бакинского завода. Планировалось, что машины получат спрос на рынке СНГ… Но даже соседняя Грузия предпочитает приобретать MRAP в США. Для армии же самого Азербайджана с весны 2010 года выпущено по 30 «Матадоров» и «Мараудеров». В значительной степени детали их унифицированы, но «Матадор» рассчитан на перевозку 12 десантников, а «Мараудер» – восьмерых. Максимальная скорость обеих машин достигает 120 км/ч. Их можно вооружать пулеметами калибра 12,7 либо 14,5 мм.
НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, что индустриально развитые страны при создании автомобильной и бронированной техники совсем уж пренебрегали минной опасностью. Поступать так было просто нельзя, поскольку еще в 1970-х годах получили бурное развитие дистанционные средства минирования. В силу того, что боевые бронированные машины рисковала встретиться с минами даже в собственном тылу, американцы при создании «Хаммера» М998 придают ему невиданно высокий для джипов клиренс – 406 мм, почти столько же, сколько у большего по размеру советского грузовика «Урал». Англичане делают дно своей БМП MCV-80 «Уорриор» двухслойным, и этот метод защиты позже подтверждает свою эффективность в Ираке и Югославии. Днище нашего БТР-90, ныне заруганного за отсутствие кормовой аппарели, получает характерную для MRAP V-образную форму. Но все-таки защита от мин не становится главным приоритетом.
КОГДА В НОВОМ ТЫСЯЧИЛЕТИИ американцы появляются в Ираке и Афганистане, в их армиях преобладает техника для «настоящей», полномасштабной войны. Впрочем, ситуация в обеих странах на первых порах складывается достаточно спокойная – она принимает угрожающий характер позже. В 2004 году на дорогах Ирака партизаны начинают настоящую минно-взрывную войну, а их вылазки происходят даже в городах. Тогда и становится понятно, что старина «Хаммер» в этих условиях ни на что не годен. И янки начинают решать проблему силами армейских ремонтных мастерских. Дополнительной броней приходится обвешивать даже бронетранспортеры М113 и М1126 «Страйкер». Российские острословы это время кустарщины в шутку называют «периодом безумного Макса», очевидно, находя параллели с «техническими шедеврами» из одноименного фантастического фильма. Бравым джи-ай оставалось лишь завидовать австралийцам, чей воинский контингент в Ираке и Афганистане по большей части передвигался на «легких бронетранспортерах» «Бушмастер», конкурс на разработку которых провели еще в 1990-х. Эти машины представляли собой типичные MRAP со всеми их конструктивными особенностями.
К концу 2004 года корпус морской пехоты США сообщил, что при 300 подрывах их «Кугаров» на самодельных взрывных устройствах не погиб ни один военнослужащий. Это обстоятельство значительно укрепило репутацию новой разновидности бронетехники. Поэтому Пентагон загрузил работами по разработке MRAP сразу несколько фирм. «Нэвистар Интернейшнл» сконструировала на основе своих грузовиков 4000-й серии MRAP MaxxPro, сегодня растиражированный в количестве свыше 6000 экземпляров. Бронезащита для него проектировалась израильской фирмой «Пласан», сделавшей ее соединение не традиционной сваркой, а на болтах. Это решение позволило облегчить ремонт машины в полевых условиях. При массе 18,65 тонн MaxxPro развивает скорость до 105 км/ч и способен выдержать взрыв мины с 7 кг тротила. Экипаж машины – два человека, количество десантников у разных модернизаций колеблется от 4 до 8. Хотя эта MRAP изначально предназначалась для замены «Хаммеров» в кишащем партизанами Ираке, ее, видимо на всякий случай, оснастили системой защиты от оружия массового поражения.
BAe Systems осчастливила Пентагон сразу двумя такими машинами: «Кайман» и RG-33. Обе предлагались в версиях 4×4 и 6×6, и обе способны развивать скорость до 105 км/ч. «Кайман», в конструкции которого использовано до 85% запчастей от стандартных американских армейских грузовиков, и чья стоимость составляет 685 000 долларов, США и Великобритания стали делать совместно. Производство RG-33, конструированием которого занималось многоопытное южноафриканское отделение, разместили в городе Йорк, штат Пенсильвания. Кроме того, был увеличен выпуск «Кугаров» в версиях 4×4 и 6×6.
В МАССОВОМ КОЛИЧЕСТВЕ новые американские MRAP, тесня «Хаммеры» и традиционные БТР, стали поступать в Ирак и Афганистан в 2007 году. Весь мир при этом охватила какая-то мода на MRAP. Их конструированием занялись в Германии, Великобритании, Франции, Израиле, Турции, Польше и даже Венгрии. Но все появлявшиеся на свет машины по сути оставались бронированными грузовиками, зачастую громоздкими, с сильно поднятым центром тяжести и высотой порядка трех метров, склонными к опрокидыванию и способными эффективно действовать лишь на дорожном полотне. Поэтому настоящей революцией стало появление в 2010 году разработанной фирмой «Ошкош» на оригинальном шасси MRAP M-ATV.
Работы над ее созданием обошлись в 1,6 млрд долларов. Эта машина, в отличие от более ранних MRAP, оказалась способной, благодаря независимой подвеске ТАК-4, уверенно передвигаться вне дорог. К лету 2012 года, по разным данным, в Афганистане действовало от 6900 до 8100 M-ATV.
При массе 14,74 тонны эта боевая машина может перебрасываться по воздуху вертолетами СН-47 «Чинук» и СН-53 «Си Стельен». Она может быть вооружена 12,7-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом, в том числе в дистанционно управляемом исполнении. Еще одна ее отличительная черта – наличие в кормовой части транспортного отсека на 1800 кг, на манер того, что есть у немецкой «Динго». Новейшая американская машина привлекла внимание иностранных покупателей: летом 2012 года «Ошкош» получила заказ от ОАЭ.
ДЛЯ РОССИИ тема MRAP вряд ли впервые стала актуальной вместе с американской MRAP-революцией. Еще в 1990-х отечественная промышленность производила целый ряд комплектов навесной брони для грузовых автомобилей, действующих в зонах локальных конфликтов. Видимо, тогда и возник термин «противоминный грузовик», который позже использовали и для настоящих MRAP. При этом наши конструкторы быстро поняли, что для создания по-настоящему эффективной машины желательно использование оригинальной базы.
В 2009 году, то есть даже ранее M-ATV фирмы «Ошкош», в России принимается на вооружение «специальная полицейская машина» СПМ-3 «Медведь», разработчиком которой стало ООО «Военно-промышленная компания». Ее тоже делают «с нуля», с использованием отдельных готовых агрегатов. Двигатель устанавливают ярославский, 330-сильный, трансмиссию – от «Урала», независимую торсионную подвеску и колеса – от БТР-90. Бронированный кузов – несущий и с V-образным днищем. За счет отсутствия жестких мостов высота клиренса достигает полуметра. Боевое отделение получается удобным, так что машину сравнивают с «бронемикроавтобусом» на 10 человек. Бронекорпус и стекла выдерживают попадание 7,62-мм бронебойной пули Б-32, выпущенной с расстояния 100 метров из снайперской винтовки, а также подрыв под любым колесом шести килограммов тротила. В течение ближайших лет «Медведи» должны заменить во Внутренних войсках МВД все устаревшие колесные БТР.
НО ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ в отечественном «мрэпостроении» еще предстояло: 10 июня 2011 года на выставке в Бронницах был впервые продемонстрирован не имеющий в мире аналогов КамАЗ-6396 «Тайфун», способный вместить до 16 десантников. Эта машина с колесной формулой 6×6 имеет весьма внушительные размеры: длина – 8,99 м, ширина – 2,55 м, высота – 3,3 м, масса – 24 тонны. При этом двигатель мощностью 450 л. с. и эффективная подвеска позволили ей даже на снежной целине развивать скорость свыше 100 км/ч. Конструкция КамАЗ-6396 обеспечивает круговую защиту от обстрела бронебойно-зажигательными пулями Б-32 калибра 14,5×114 мм. Для лучшей ориентации в бою на «Тайфуне» установлено пять видеокамер: пара спереди, две по бокам и одна сзади. Другая интересная особенность машины – изменяемый клиренс. «Тайфун» имеет модульную конструкцию, что позволит использовать его в качестве унифицированной платформы для «легких» бригад сухопутных войск. К 2014 году предполагается создание вариантов MRAP: разведывательной, командно-штабной, санитарной машины, машины для перевозки личного состава, машины огневой поддержки, инженерной разведки, а также машины для охраны и сопровождения колонн.
Помимо модульного варианта, создан корпусной КамАЗ-53889, похожий на классический БТР, только с усиленной противоминной защитой, с меньшей высотой и с большей приспособленностью к боевым действиям. Но и это еще не все. Предусматривается создание незащищенных версий машин с колесной формулой 8×8 для «легких» бригад: бортового грузовика КамАЗ-6398, понтоновоза, автомобиля-цистерны, эвакуационного тягача, транспортно-пусковой машины для беспилотных летательных аппаратов, передвижной радиолокационной станции, мобильных реактивных систем залпового огня и артиллерийской системы, автокрана, экскаватора, седельного тягача и машины для перевозки кузовов-контейнеров. Право, при высочайшей степени унификации будут производить столько всего, что и запомнить трудно!
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.