"Затуманенность" мозга детей с аутизмом может объяснить их сложности в социальном взаимодействии

Область мозга, ответственная за обработку визуальных наблюдений за движениями других людей и последующее «картирование» этих движений относительно собственного тела, у детей с расстройствами аутического спектра (РАС) активируется меньше, чем у нейротипичных детей и детей с другими нарушениями моторного развития.

Сделанное открытие дает более полное представление о паттернах мозговой активности, характерных для детей с РАС, а также новое нейробиологическое объяснение таких типичных особенностей аутичных людей, как сложности в проявлении эмпатии, неумение распознавать намерения других и непонимание неписаных правил социального взаимодействия.

В ходе исследования специалисты Университета Южной Калифорнии и Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе проводили функциональное МРТ-сканирование 86 детей, которым показывали фото и видео мимики лица и движений рук. Глядя на изображения, дети должны были предположить, что вызвало определенные жесты и выражения лиц, или воспроизвести их. Все участники эксперимента были разделены на три группы: дети с РАС, дети с диспраксией (расстройство координации развития) и нейротипичные дети. Исследователи сравнивали полученные с помощью фМРТ данные, чтобы выяснить, какие сети нейронов активировались во время заданий.

Оказалось, что у детей с РАС отмечалась существенно меньшая активность определенной области мозга – покрышечной части нижней лобной извилины, которая отвечает за обработку визуальных наблюдений за движениями других людей и последующую бессознательную способность к мысленному соотнесению этих движений с собственным телом. Подобного снижения активности не наблюдалось у детей с диспраксией, хотя это заболевание может влиять на социальное и эмоциональное развитие.

По словам Лизы Азиз-Задех, ведущего автора исследования, эксперта по зеркальным нейронам, сделанное открытие доказывает, что некоторые особенности, присущие людям с РАС, связаны с работой мозга: проще говоря, аутичным детям сложно отражать групповое поведение, поскольку «зеркало» их мозга затуманено. В дальнейшем Азиз-Задех и ее коллеги планируют изучить белое вещество мозга у детей из трех групп, чтобы найти возможные подобия и различия.

«Принятая сегодня теория гласит, что развитие аутизма можно объяснить нарушением взаимосвязности белого вещества: гипоактивность в одной области мозга, вероятно, является результатом того, что она не получает необходимой информации от другой области», – комментируют исследователи. Фото: Unsplash

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ