Балто, Того и Фритц. Таро и Дзиро. А также Муклук. Они – известные всему миру собаки породы хаски. Расскажем обо всех по порядку после небольшого вступления.
Откуда взялись хаски?
Само слово хаски – сокращение от «хаскимос», так раньше английские моряки с торговых судов называли самих эскимосов (а также инуитов, этнической группы народов Северной Америки). К собакам, которых они содержали, это название было применено впервые в 1852 году. Словом, «хаски» в нынешнее время обобщают несколько разновидностей пород собак, это: аляскинский хаски, сибирский хаски, сахалинский хаски, японский хаски и миниатюрный – кли-клай. Они все имеют генетическую близость с серым волком, а также вымершим таймырским волком из Северной Азии. А ближайшими предками хаски считаются сибирские ездовые лайки. Ученые исследовали ДНК собак и обнаружили, что хаски является одной из 14 древнейших пород и существует на Земле уже более 3000 лет.
Считается, что впервые эти собаки появились на территории Арктики и с тех пор уже сотни лет помогают народам Севера. Хаски выносливые и быстрые, они без труда преодолевают большие расстояния, перевозят в упряжке людей и грузы. Сибирскую породу вывели чукчи, коренной народ Чукотского полуострова, а за пределы своего ареала обитания собаки попали лишь в XX веке. В 1908 году ездовые собаки отправились покорять Аляску и успешно прижились там среди местных каюров (погонщиков оленей или собачьей упряжки).
Дифтерия в городе Ном
«Ном вызывает… Ном вызывает… У нас вспышка дифтерии… Нет сыворотки… Нам срочно нужна помощь… Ном вызывает…» – такое сообщение было передано в радиоэфир Доктором Велчем в январе 1925 года. Сам город Ном появился в 1899 году, в эпоху «золотой лихорадки», после найденного там большого самородка. Люди потянулись в это место, их не останавливала зима, длящаяся 7 месяцев кряду со своими морозами и снежными бурями. И вот вспышка дифтерии застала жителей города врасплох.
Ближайший запас вакцины был обнаружен на юге Аляски в одном из госпиталей, но из-за сильной снежной бури доставить лекарства по воздуху было невозможно. Новый план – поезд. По железной дороге спасительная сыворотка должна была доехать до станции Ненана, а затем было необходимо преодолеть больше 1000 км по санной почтовой дороге в суровых условиях. В обычное время каюры проезжали такой путь приблизительно за 25 дней пути, с остановками на ночлег на станциях, расположенных каждые 30–50 км. Но дело не терпело никаких отлагательств, поэтому была создана эстафета. Одновременно из Ненаны в сторону Нома и из Нома к Ненане выехали собачьи упряжки. Всего в эстафете было задействовано 20 лучших каюров и 150 собак. Это событие назвали «Великой гонкой милосердия». Путь отважных героев в конечном счете составил 1085 км.
От Ненаны с лекарствами первым в эстафете стартовал Билл Шеннон, который добрался до станции за 6 часов. Температура на тот момент составляла –52 градуса Цельсия. Четырех часов отдыха оказалось недостаточно для упряжки, и три собаки так и не смогли подняться, пришлось продолжать путь на оставшихся шестерых. Наутро груз был передан следующему участнику эстафеты.
От Нома навстречу вакцине выехал Леонард Сеппала. Каюр несколько лет подряд занимал первые места в гонках и впоследствии стал одной из самых значимых фигур «Великой гонки милосердия». Изначально встреча двух направлений планировалась на середине пути. Позже точка была скорректирована. Она сдвинулась на 200 км ближе к Ному, а на участке в 150 км до нее выставили еще 3 дополнительные упряжки. Но Сеппала об этом уже не узнал. Он был в пути, мчась сквозь бурю со своими верными псами. Вожаком его упряжки был Того.
Отец Того тоже раньше был лидером упряжки, однако щенку изначально такую честь не пророчили. Он был единственным в помете, своенравным, болезненным и сильно недобирал по весу. Сеппала даже отдал маленького Того другим хозяевам, но преданность победила. Щенок сбежал от них и вернулся к первоначальному владельцу, а впоследствии стал прекрасной ездовой собакой. Он преодолел расстояние в 417 км самого опасного участка всей эстафеты, а псу на тот момент было уже целых 12 лет! Умер Того в 1929 году от старости, оставив за собой многочисленное и высококачественное потомство.
Буран усиливался, врач и мэр города Ном пытались связаться со станциями, потому что дальнейший путь для упряжек был смертельно опасен, но из-за погодных условий это сделать у них не вышло.
Сверток с вакциной был передан Гуннару Каасену, вожаком чьей упряжки был пес Балто. Героям предстояло завершить гонку.
Балто на момент эстафеты было 7 лет. В 6-месячном возрасте щенок был кастрирован, из-за чего не оставил после себя потомства. Его телосложение было не совсем удачным, и, как и у Того, у Балто не было шансов встать в упряжку, а тем более стать ее вожаком. Но Каасена привлекли его квадратное тело и бочкообразная грудь, и в выборе поставить его во главе саней в гонке милосердия Каасен не ошибся. Во время сложнейшего маршрута сквозь метель Балто внезапно остановился и не подчинялся командам каюра. Оказалось, что упряжка была на самом краю свежей полыньи, присыпанной снегом. Не без трудностей был преодолен путь. Один раз сани перевернулись, и собаки вместе с каюром и ценным грузом угодили в глубокий сугроб. Тогда Каасен чуть не потерял вакцину в снегу, но смог ее раскопать. Хоть лекарство и было заморожено, это не повредило сыворотке и не ослабило ее лечебные свойства. Упряжка проехала 85 км и доставила вакцину в Ном. Вся дистанция у команд заняла 5 с половиной дней, что является просто невообразимым результатом!
Балто установили бронзовый памятник наряду с Шекспиром и Колумбом, но слава утихла, и через несколько лет пса продали в театр к Сэму Хьюстону. Собак мужчина не любил и содержал плохо, в таком состоянии и нашел Балто бизнесмен Джордж Кэмпбелл. Он выкупил собак из театра и пристроил в зоопарк в Кливленд с надлежащими условиями. Там о Балто вспомнили вновь. Закончил он свою жизнь в 1933 году в возрасте 14 лет.
Выжить в Антарктиде
Японский Национальный Институт Полярных Исследований в 1957 году начал большую программу по изучению Антарктиды. В январе 1958-го там была построена станция Сева. На нее отправилась команда исследователей, состоящая из 11 человек и 19 ездовых собак породы японский хаски. Во время экспедиции 3 собаки погибли, но одна из оставшихся родила 8 щенят. Таким образом японских хаски в Антарктиде стало 24.
В феврале того же года первая команда исследователей должна была возвращаться обратно, а им на смену приехать новая. Но из-за погодных условий возникло множество трудностей. Японское судно застряло во льдах и вызвало на помощь вертолет и ледокол. Забрать на большую землю удалось лишь людей и мать с малышами, остальные 15 собак остались в Антарктиде в ожидании следующей группы исследователей. Их посадили на цепь и оставили им пропитание на несколько дней.
Погода лучше не стала, и прибытие второй команды ученых было отменено, а люди вновь добрались до станции через целых 11 месяцев. Это была третья группа ученых, прибывшая в Антарктиду в январе 1959-го.
Они ожидали увидеть самый плачевный исход, который только мог произойти с собаками. Ведь цепь, отсутствие еды и помощи человека на протяжении почти года – непреодолимое испытание даже для таких стойких и сильных собак, как хаски. Но картину ученые увидели следующую. Семь собак так и погибли на своих цепях. Что примечательно, умирая бок о бок от холода и голода, собаки не стали есть друг друга. Остальные восемь сорвались со своих цепей. Шестерых из них обнаружить не удалось, ни живыми, ни мертвыми. А вот еще два кобеля – Таро и Дзиро – остались живы!
Таро и Дзиро были самыми молодыми из всех собак – обоим было по три года. Японских хаски нашли недалеко от станции. Профессор Ясукадзу Китамура предположил: «Я думаю, что сахалинские собаки ели пингвинов, фекалии тюленей, морских птиц и рыбу (застрявшую во льдах)».
Парочка выживших осталась в Антарктиде, чтобы помогать вновь прибывшим ученым. Дзиро погиб от болезни в 1960 году на станции Сева, а Таро пробыл там вплоть до 1961-го. В том же году он вернулся в свой родной город и жил в университете до самой старости. Умер Таро в 1970 году.
Плюшевая игрушка армии США
Во времена холодной войны был создан проект под кодовым названием «Ледяной червь». Группа инженеров выбрала ледники Гренландии для постройки «города» подо льдом. Больница, магазин, театр и даже церковь для 200 жителей были тоже запланированы к постройке.
Зачем? «В рамках усилий человека все глубже и глубже проникать в тайны Вселенной», – говорится в документальном фильме, снятом Военным министерством США в 1963 году. На тех же кадрах можно увидеть и маленького хаски. «Муклук, трехмесячная эскимосская ездовая собака, отправилась с нами в качестве талисмана лагеря», – говорит рассказчик.
Строительство шло успешно, но только предназначение у него оказалось не совсем исследовательским. В городке, поданном под «соусом» тестирования различных методов строительства в арктических условиях в тоннелях, длина которых составляла 4000 километров, еще должны были находиться около 600 межконтинентальных баллистических ракет, направленных на СССР. Проект был полностью выведен из эксплуатации после нескольких провалов в 1967 году. Но Муклук запомнился людям настолько сильно, что впоследствии стал прототипом мягкой игрушки-талисмана. Его можно с легкостью купить на любой интернет-платформе, он популярен по сей день.
С характером
Невероятная сила и скорость, высокий интеллект и преданность своему делу – то, о чем можно смело заявлять после истории о Балто, Того и Фритце. Высокая способность к выживанию, а также уважение к сородичам, даже покинувшим этот мир, – это про Таро и Дзиро. Ну, и способность умилить раз и навсегда, на долгие годы – это все наш дорогой друг Муклук. Несомненно, все вышеперечисленные качества присущи породе. И помимо героев статьи есть еще немало хаски, которые трудятся во благо человечества. Однако, если после прочтения вы влюбились и захотели немедленно завести себе щеночка, то поспешу развеять сей розовый туман и предупредить об особенностях породы.
Во-первых, жить в городской квартире собаке будет тяжело. Порода эта довольно крупная – до 60 см в холке, а вес взрослой особи может доходить до 28 кг. Но это еще не самое важное. Хаски всегда в движении, бегать по просторам бескрайнего Севера – их настоящая страсть. Только в случае, если вы сможете организовать питомцу ежедневные многокилометровые забеги по несколько часов, ваша собака будет по-настоящему здорова.
Шерсть. Много. Очень много шерсти. Раз в полгода вы сможете собрать из того, что вычесали из своей собаки, – еще двух-трех полноценных хаски. Порода выращена в морозах и для морозов, а за это приходится платить.
Хаски невероятно громкие, вы наверняка видели много роликов с воющими псами. Соседи точно не одобрят, когда пес, заскучав, будет докучать им своей сиреной. А после того, как это ему надоест, он переключится на разрушение вашей квартиры. И это все про ту же скуку – этим собакам очень нужны активность, друзья и пространство. Кстати, из-за нехватки оных пес на прогулке запросто может удрать от вас на свою собственную личную прогулку. Она будет длиться пару часов или пару месяцев. Тут как повезет.
Все же хаски, какими бы они ни были потрясающими, не подходят для городской среды. По-настоящему счастливы эти собаки будут в морозных снежных просторах, выполняя свою любимую работу и помогая человеку.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.