Мог ли «Титаник» затонуть из-за северного сияния?

Авторы нового исследования предполагают, что солнечная буря, породившая северное сияние, могла повлиять на навигационное оборудование и радиоаппаратуру корабля и стать причиной одной из крупнейших катастроф в истории.

«Титаник» затонул в безлунную ночь в апреле 1912 года, однако небо в ту ночь не было полностью темным – над океаном мерцали зеленые огни северного сияния. Это явление, возникающее при попадании заряженных частиц особенно сильной солнечной бури в магнитное поле Земли, превращает небо в изумительный вихрь цветов. При этом солнечная буря может нарушать магнитные сигналы и искажать радиоволны. По мнению Милы Зинковой, независимого исследователя катастрофы с «Титаником», именно это могло случиться в ту злополучную ночь.

В своей статье в журнале Weather Зинкова делится доказательствами того, что затопление «Титаника» может быть связано с небесными огнями. По ее мнению, заряженные частицы солнечной бури могли вывести из строя корабельный компас и сбить судно с курса, что привело к его столкновению с айсбергом.

«Отклонения даже на 1° могло быть достаточно для того, чтобы случилась катастрофа», – пишет Зинкова.

Именно солнечная буря могла отклонить стрелку компаса «Титаника» в неправильную сторону, сбив корабль с курса. По той же причине почтовый пароход «Карпатия» случайно оказался в районе бедствия и спас 705 выживших после кораблекрушения, в то время как сигнал SOS, посланный с «Титаника», направил специальное спасательное судно в другую сторону – почти в 12 км от места катастрофы. Помехи могли повлиять и на радиосигналы с «Титаника», ведь известно, что проходившая неподалеку от него «Ла Прованс» не получила сигнала с тонущего судна, а ответный сигнал с «Маунт Тэмпл» так и не дошел до «Титаника».

К слову, расследование в Конгрессе, проведенное в 1912 году, пришло к выводу, что причиной кораблекрушения стали ошибки в конструкции судна и неправильное поведение экипажа, а также действия радиолюбителей, которые заглушили используемые судами радиоволны. После этого был принят закон, согласно которому все радисты должны иметь федеральную лицензию, гарантирующую кораблям возможность оставаться на связи в случае получения сигналов бедствия и ограничивающую частоты, доступные для радиолюбителей.

Фото: Public domain via Wikimedia Commons

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ