Первое майское воскресенье мы провели на фестивале социогуманитарных наук «Social Science Sunday», где слушали молодых преподавателей, лекторов и представителей интересных научных, исследовательских и образовательных проектов. Специально для увлеченных этой тематикой гуманитариев мы собрали ссылки на лучшие научные центры и лаборатории Санкт-Петербурга.
Но для начала... Что такое социогуманитарные науки и науки ли это?
Речь идет о науках, изучающих социум в широком смысле слова (экономических науках, политэкономии, правоведении, социологии, политологии, истории), а также о науках, изучающих духовный мир отдельного человека и общества (философии, психологии, искусствоведении, культурологии).
Раньше гуманитарные науки считались вспомогательными. Однако, как утверждает автор книги «Научная интеллигенция в новой России» Т.В. Наумова, «в последние годы положение изменилось. В условиях социальных трансформаций и реформирования гуманитарные науки вышли на передний план. Подобно тому, как XX век был веком физики, химии, биологии, так XXI век., по мнению К. Леви-Стросса, будет веком гуманитарных наук или его не будет вообще…».
Социогуманитарные науки преодолели отставание и встали наравне с естественными и техническими. Однако до сих пор встречаются высказывания о том, что в новой России нет гуманитарной науки, как не было ее и в СССР.
Собственно, все лекции и презентации на фестивале были направлены на опровержение подобных высказываний.
Обратимся еще раз к госпоже Наумовой, которая описывает суть этих наук. «Социальные и гуманитарные науки в состоянии обосновывать выбор оптимальных путей развитии общества, проводить серьезный анализ положения дел в стране. Давать событиям в России строгую оценку, обеспечивать обществу надежные социальные прогнозы, предсказывать возможные последствия развития страны, предоставлять научно обоснованные программы выхода России из кризиса.
Вместе с тем социогуманитарные науки обеспечивают воспитание и образование людей, участвуют в формировании духовных и нравственных ценностей человека, наработанных столетиями европейской и мировой цивилизацией, сохраняют и развивают общественную культуру, исторический опыт страны».
Что ж, может и правда мы несправедливо относимся к социогуманитарным наукам. В освоении космоса или в медицине мы уже зашли намного дальше, чем, скажем, в психологии или управлении... Нужно догонять.
Вернемся к фестивалю и трем интересным на наш взгляд проектам, на которые стоит обратить внимание.
1.Тьюторская ассоциация
Для тех, кто не может определиться с профессией будущего или уже выбрав свой профессиональный путь, вдруг застрял в непонимании своего предназначения.
Вообще, тьютор — это педагогическая специальность. В сегодняшнем понимании это педагог, который работает с образом будущего своего тьюторанта. Каким ребенок хочет вырасти? Что ему интересно в этом мире? Кем быть и где учиться?
Проводил мастер-класс и читал лекцию тьютор Максим Буланов, аспирант кафедры педагогики МПГУ.
Тьюторское сопровождение — это процесс, в результате которого учащийся — будь то школьник, студент или взрослый — осознает свою образовательную ситуацию, учится формулировать свой запрос к системе образования. Результатом сопровождения становится Индивидуальная Образовательная программа (ИОП) или Индивидуальная Программа Развития (ИПР), куда закладываются все возможные и необходимые для достижения образовательной цели ресурсы (места, люди, книги, сайты.)
Занятия с тьютором не похожи на занятия с репетитором, который учит определенному предмету. Во-первых, форма занятия может изменяться: тьюториал (индивидуальный/групповой), коуч-сессия, игра, съемки фильма или работа над проектом, образовательное путешествие, профессиональная проба. Во-вторых, позиция тьютора безоценочна — в работе с ним ребенку не надо давать правильные ответы, ведь когда разговор идет о создании программы развития Человека - может ли какой-то ответ считаться правильным?
В чем разница между учителем и тьютором? Интересная статья на этут тему "Тьютор" versus "учитель": http://cyberleninka.ru/article/n/tyutor-versus-uchitel
2. Междисциплинарное общение
В 2009 году группа студентов и аспирантов Санкт-Петербургского государственного университета решила запустить работу еженедельных научно-образовательных семинаров под названием «Междисциплинарное общение». Целью семинаров было знакомство участников с терминологиями, методологиями и предметными областями различных отраслей науки. Так можно научиться говорить на одном языке. К участию в семинарах привлекались уже состоявшиеся учёные – эксперты в своей области.
На основе этого возникли «Студенческие междисциплинарные семинары», как форма интеллектуального досуга. Семинары удовлетворяли потребности студентов в интеллектуальном общении и вводили их в проблематику различных отраслей науки и жизнедеятельности, направляя интеллектуальные ресурсы молодёжи на решение современных проблем.
Зачем все это? Окружающий нас мир составляют не отдельные изолированные друг от друга предметы, явления и процессы, а их взаимосвязанные и взаимодействующие между собой совокупности. В связи с этим, перед философией, общественными, естественными, техническими и математическими науками стоит чрезвычайно сложная задача – исследовать сложную систему в её разных аспектах и, самое важное, – в её целостности.
Междисциплинарные исследования стали сегодня реальностью, более того, сегодня зачастую сложно провести границу, например, между химией – физикой – биологией. Появились такие научные дисциплины как физическая химия, биохимия, биофизика и многие другие, чей объект познания лежит на пересечении областей традиционных наук. Для преодоления междисциплинарного барьера и познания Мира как единого целого был разработан целый ряд теоретических (общей теории систем, теория игр, теория решений) и практических дисциплин (системный анализ, системная инженерия, исследования операций и др.). Однако, многие ученые отмечают, что этот чрезвычайно пестрый набор постулатов и положений не является удовлетворительным инструментом целостного научного познания. "Трагическим" – в масштабе всего общества – следствием такого положения дел является невозможность адекватного долгосрочного социально-экономического планирования, так как науки об обществе – будучи в высшей степени междисциплинарными науками – не имеют проработанной аппаратной базы.
С другой стороны, благодаря успехам естественных и технических наук мы наблюдаем рост, постоянное усовершенствование и обновление технологической базы. В результате, человек в современном мире обязан постоянно учиться, приобретая все новые и новые знания и навыки, чтобы быть способным взаимодействовать с всё разрастающейся техносферой. Таким образом, назрела необходимость перехода от информационно кодирующего подхода в образовании, целью которого является передача суммы некоторых знаний, к методологическому, направленному на выработку культуры мышления и способности к освоению и выработке новых знаний по мере необходимости, в темпе жизни человека и на всем ее протяжении.
Подробней о проекте:
Сайт: http://in-communication.ru/
В ВК: https://vk.com/junivers
3. Проект Лекториум
Это массовые открытые онлайн курсы (МООC) – передовое направление в образовании, основывающееся на предоставлении академических курсов от ведущих мировых вузов в дистанционном режиме любому человеку из любой точки земного шара, с соблюдением четких сроков сдачи промежуточных и финальных проверочных заданий и возможностью организации свободного общения между преподавателем и сотнями тысяч его студентов.
На сайте у товарищей есть видеоархив академических лекций на русском языке. Коллекция постоянно пополняется ведущими учебными заведениями России. И, что приятно, доступ к материалам бесплатный.
Сайт: http://www.lektorium.tv/
В завершении дня гостям показали фильм «Труд и отдых», предоставленный проектом «Кинопоказы на «Леннаучфильме». Прекрасное завершение фестиваля и дня)
Не перегружайтесь и соблюдайте режим дня!
Приятного просмотра)
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.