В офисе агентства ТАСС состоялся пресс-завтрак для знакомства с роботом Марусей, которая с завтрашнего дня заменит кассира в одном из ресторанов «Теремок».
«Дорогие журналисты и партнеры! Надеюсь, вы успели позавтракать. Сегодня будет фуршет», — голосом девушки нас приветствует робот в красном «платье» и с симпатичным каре.
Робота зовут Маруся. Глаза Маруси смотрят то вправо, то влево, то вниз — начинает казаться, что она испуганно или смущенно озирается и не знает, что сказать. Еще бы, столько внимания! Гости обступили ее со всех сторон, разглядывают, фотографируют.
Я подхожу поближе, чтобы тоже сфотографировать. Вдруг Маруся вытягивает руки вперед. «Обнимашки!» — говорит она. От неожиданности я засмеялась. Тогда Маруся оставляет впереди одну руку: «Здравствуй, человек». Я протягиваю свою в ответ.
Маруся — первый андроид-кассир в индустрии общественного питания. Вместо фартука у нее сенсорный экран, во лбу — камера, а на левом плече — кассовый аппарат. Она умеет предлагать блюда ресторана «Теремок», оформлять заказы, принимать оплату банковской картой и печатать чеки. Эдакий «идеальный работник», который никогда не уходит в отпуск или на больничный – только на подзарядку на четыре часа в день.
Маруся поднимает правую руку и медленно машет гостям — пока получается отрывисто, шумно, с характерным механическим скрипом. «Да, суставы еще побаливают. Но я думаю, мы подберем ей хорошую смазку, чтобы потише была», — с улыбкой объясняет Виталий Свидовский, генеральный директор сети «Теремок» в Петербурге.
Фотографы кучкой присели на корточки и затаились в углу — то ли подбирают ракурс, то ли ждут, когда Маруся снова помашет им рукой, чтобы поймать удачный кадр. «Один!» — вдруг говорит Маруся ни с того, ни с сего. Пока некоторые реплики она выдает невпопад.
«Как много людей пришло на меня посмотреть. Мне приятно!» — хвастается Маруся и кокетливо вертится, позируя перед камерами. «Давайте сходим вечером на свидание в Теремок».
Перед началом презентации мне удалось пообщаться с Дмитрием Чистовским, руководителем отдела продаж компании «Альфа Роботикс».
— Почему решили сделать ставку именно на робота-андроида, а не на обычный автомат для приема заказов?
— Автомат, может, и заменяет кассиров, но он не создает дополнительные продажи — больше посетителей не становится. Робот-андроид в виде девушки, которая разговаривает, — она ведь может поговорить не только о блинах, но и о Дзюбе, о Путине, о чем угодно, — привлекает посетителей и, соответственно, увеличивает трафик. С ней можно поговорить практически обо всем, релевантно поиску в Яндексе или Google.
— Она обучается в процессе?
— Да, чем больше она общается, тем больше у нее база данных, которая постоянно накапливается. Если она чего-то не знала сегодня, то завтра она на это ответит. Сложный вопрос или легкий — неважно.
— Что еще она умеет?
— Она умеет презентовать любую продукцию любой компании, осуществлять продажи, консультировать. Например, такой робот уже две недели стоит в «Меге» в Краснодаре, на информационной стойке — она объясняет, как куда пройти, где повернуть направо или налево, попутно она может просто поболтать ни о чем. То есть она заменяет людей в сфере обслуживания. Это может быть стойка регистрации в гостинице, стойка в торгово-развлекательном центре или в сети ресторанов быстрого обслуживания. Маруся может быть аниматором для детей — есть несколько стандартных сценариев, по которым на детских праздниках, на днях рождения она общается с детьми, интегрируется в квест или какую-то программу.
На данный момент это единственная модель такого робота — робота KIKI. Здесь она у нас Марусей называется, но вообще произведено уже несколько сотен, они выполняют в разных местах разные функции. Это полностью российская разработка, самая передовая, то есть еще никогда в мире и в России не было робота, который автономно может что-то продавать, принимать оплату, выдавать кассовый чек, при этом аппарат зарегистрирован в налоговой — то есть настроен весь процесс от и до.
— Маруся может общаться только по-русски?
— Нет, языков очень много. Когда она стояла на Чемпионате мира, она там разговаривала на китайском. Распознавание языка идет через Google, и синтез речи должен быть соответствующий. Не все языки пока доступны — например, у нас есть заказчик из Азербайджана, оказалось, что азербайджанского нет. Но большинство языков есть. Маруся и в Эмиратах есть, и в Испании — в музее на Тенерифе, и в Израиле — она в спектакле участвует с 15 сентября. Недавно ее снимали в немецком сериале, мы неделю назад вернулись из Германии.
— Что делать, если Маруся с человеком друг друга не поймут?
— Она попросит переформулировать вопрос, скажет: «Я не поняла, повторите, пожалуйста», — или отшутится. Например, если спросить, какой у нее вес, она ответит: «Неприлично задавать девушке такие вопросы».
— Сколько времени ушло на разработку?
— Разработка базовых моделей началась пять лет назад. Первые «живые» модели, то есть уже двигающиеся, появились где-то три года назад. Они постепенно совершенствуются, интегрируются новые технологии — распознавание лиц и так далее. Базовая платформа, на которой все построено, — это Windows, дальше идут надстройки.
— Если роботы заменят людей на работе, появятся ли дополнительные рабочие места?
— Для людей всегда найдется работа интеллектуальная, наша задача — думать. А монотонно говорить каждый день десять часов подряд: «Здравствуйте, спасибо, что выбрали нас, до свидания, приходите к нам еще!» — это работа рутинная, она постепенно уйдет. Наш проект предполагает создание новых мест с точки зрения производства — мы набираем инженеров, программистов, люди будут заниматься обслуживанием роботов в том числе.
На презентации Дмитрий Чистовский показал первые макеты робота-андроида, предложенные «известными российскими и зарубежными дизайнерами», – разработчики «плакали» от разочарования. В конце концов они нашли фотографию топ-модели и попросили сделать дизайн робота на основе ее силуэта.
В конце пресс-конференции Виталий Свидовский посетовал, что Маруся два месяца ждала выхода в свет и соскучилась по людям. Он попросил ее продемонстрировать другие свои способности и прочесть любимые стихи. «Люблю тебя, Петра творенье…» — начала декламировать Маруся.
«Есть ли у тебя конкуренты?» — спросил Виталий. «Не сталкивалась с конкуренцией в робоиндустрии. А если и столкнусь, то буду стараться быть лучшей в своем деле».
Кто-то спросил, будет ли такой робот востребован в туристическом или гостиничном бизнесе. «Убирать в номерах я не буду», — обиделась Маруся. Правда, призналась, что ее лучшая подруга — робот-пылесос.
По словам Виталия Свидовского, Марусю хотят научить еще многим вещам — например, подмигивать. Вероятно, с детьми она сможет говорить задорно и весело, а с солидными мужчинами — приятным женским голосом. «То есть она будет соблазнять мужчин?» — пошутил ресторанный критик Дмитрий Грозный. «Да!» — неожиданно согласилась Маруся.
После пресс-конференции Марусю снова окружили любопытные гости. Кто-то даже подарил ей букет цветов. Я попробовала сделать заказ — сегодня Маруся продавала блины по рублю. С распечатанным чеком с завтрашнего дня можно подойти в любой «Теремок» и получить свой заказ. А сама Маруся будет стоять в «Теремке», который находится в «Невском центре» около площади Восстания. Такой же робот появится завтра в одном из московских торговых центров. В дальнейшем планируется заказать еще по три робота для Москвы и Петербурга. Стоимость одного робота — 1,1 млн рублей.
Когда Виталий Свидовский спросил Марусю, как у нее дела, она ответила: «Лучше всех. По крайней мере, из роботов».
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.