Проект «Интерактивная обучающая платформа Российской Арктики» имеет практическую направленность, что стало необычной задачей для Европейского университета, поскольку чаще специалисты ВУЗа готовят теоретические материалы для людей, поступающих в магистратуру и выше. Цель проекта – визуально показать, что Арктика – это территория жизни. Для этого была создана обучающая платформа, которую учителя могут использовать для проведения в школе урока об Арктике. В основе платформы четыре основных элемента: интерактивная карта Арктики, раздел о стиле жизни в регионе, мультфильмы и методичка по арктическому уроку.
Интерактивная карта основана на статистических данных из базы Росстата. Каждый район на ней можно приблизить, и узнать о нем больше: плотность населения, среднюю зарплату по разным отраслям, погодные условия и другое. Рядом с картой живет интерактивный мишка, который задает различные вопросы, а, кликнув по нему, можно узнать на них ответы.
Раздел о стиле жизни рассказывает о быте в Арктике: как покупают продукты, как ходят в школу, как проводят свободное время. Здесь представлены шесть групп населения: жители арктических городов, жители поселков, жители тундры, полярных станций, экспедиторы и вахтовики.
Не менее важный элемент проекта – мультфильмы, ставшие одним из основных образовательных инструментов на сегодняшний день, поскольку вызывают у школьников и студентов эмоции и чувства.
В планах авторов проекта реклама карты, презентация ещё на нескольких площадках, перевод мультфильмов, возможный перевод самого сайта как минимум на английский язык. В практичности и необходимости проекта никто не сомневается. «Мне кажется, что получилось очень полезно» – резюмировал Николай Вахтин.
Перед началом презентации мне удалось пообщаться с Ольгой Бычковой, директором Центра STS.
– Почему вас заинтересовала проблема населения и инфраструктуры Арктической зоны?
– Николай Вахтин, руководитель Центра социальных исследований Севера в Европейском университете в Санкт-Петербурге, один из известных исследователей-антропологов севера начинал свою работу именно с Чукотки. К тому же, Николай – доктор лингвистических наук и очень хорошо знает языки, в том числе и эскимосский. Поэтому мы решили исследовать Арктику, потому что у Европейского Университета имеется очень большая экспертиза по этому району, у нас очень активно проводятся исследования, именно антропологические. Большая команда исследователей, которые ездят в разные регионы Арктики, в большие города, которые мы не считаем Арктикой, например, Мурманск, хотя официально он отнесен к Арктической зоне РФ, или в Норильск – это уже действительно Арктика. В маленькие поселки также ездят, где изучают, как живут люди.
– Для кого создан проект?
– Мы рассчитывали на молодежь, потому что идея нашего проекта, – заинтересовать Арктикой молодое поколение и показать ее не как место со снегами, белыми мишками, оленями, а как место с коренным населением. Арктика – это ведь на самом деле люди, там живет около 2 млн человек и только 700 тысяч из них коренное население. Остальные – обычные граждане, переезжающие в эти места, и всех их окружают города, окружает инфраструктура. Идея была как раз в том, чтобы показать, что в Арктике можно жить, что там не только на оленях ездят – их вообще уже снегоходами заменили. Против этого стереотипа мы хотели выступить и подготовили материал для учителей, который они могли бы использовать, если будет необходимость на географии, например, рассказать про Арктику. Чтобы рассказывать не про климат ужасный, а про то, что там люди живут даже в таком климате. А о том, как именно они живут, можно узнать с помощью нашего проекта.
– Почему вообще возникла проблема нехватки человеческого капитала и инфраструктуры Арктической зоны?
– Сложно говорить о нехватке населения, традиционная история осваивания Арктики же давно началась, и города с инфраструктурой там постепенно строились. Сейчас по большому счету инфраструктура там примерно в таком же состоянии, как и большинстве европейских городов.
– Кто и каким образом пытается решить эти проблемы?
– Хороший вопрос, в последнее время правительство РФ обратило внимание на регион, что очень очевидно и понятно – в нем очень много ресурсов. Если двигаться от Сибири, где у нас нефть и газ, то следующий район, который мы должны осваивать – Арктика, где всё это тоже есть, просто пока в замёрзшем состоянии.