В 1966 году в Севастополе в Казачьей бухте заработал секретный научно-исследовательский центр ВМФ СССР. Это был первый в Советском Союзе океанариум, где готовили боевых дельфинов. Светлана Матишева, кандидат биологических наук, стояла у истоков такой подготовки. Она рассказала «ММ», как дельфины ловили диверсантов, делились рыбой со своим тренером и зачем подплывали к влюбленным парочкам.
justdubrovnik.com
– Светлана Касьяновна, как вы оказались в числе сотрудников океанариума?
– Окончив кафедру физиологии человека и животных Одесского университета, я начала работать в океанариуме в марте 1968 года. В апреле этого же года в Ялте состоялся отлов дельфинов. Занимались этим рыбацкие колхозы, те же самые, что ловили рыбу промышленным способом. Ведь специальной службы по отлову дельфинов не было.
Пойманных афалин привезли в океанариум, а мы в тот момент не знали даже, как правильно к ним подходить. Помню, знаменитый командир, капитан 1-го ранга Калганов Виктор Андреевич (разведчик, основатель династии дрессировщиков морских животных. – Ред.) тогда показал нам свою руку и сказал: «Наверное, вижу ее в последний раз…» и сам первым полез в вольер к дельфинам. К счастью, все обошлось, хотя опасаться было чего: зубы у дельфина огромные, и их сто! Но ими он не жует, а просто придерживает скользкую рыбу, чтобы не выскочила, пока он ее глотает.
Дельфины постепенно привыкали к нам, а мы – к ним. Ученые – сотрудники океанариума – начали проводить физиологические исследования, изучали кровь дельфинов, их дыхание, что, как и сколько они едят. Первым делом для вольера подобрали сети с ячеями нужного размера, чтобы дельфин за них не зацепился случайно зубами на глубине и не задохнулся. Ведь, как известно, дельфин дышит так же, как человек, – легкими.
– Как дрессировали первых дельфинов?
– Боевые дельфины обучались постепенно. Через месяц после отлова каждый тренер выбирал себе по две особи, одна из которых была основной, другая – резервной. Годились только здоровые самцы в возрасте 4–5 лет с выраженной пищевой активностью. Ведь самки могли быть беременны, с рождением детеныша выполнять боевые задачи они бы не смогли.
Сначала животные проходили «курс молодого бойца», их обучали простым действиям: подходу к тренеру и его буксировке, прыжкам, умению приносить предметы и подавать сигналы, нажимая рострумом (челюстями) на различные устройства вроде рычагов и педалей. Также дельфина учили по сигналу выходить из клетки, плыть в море и возвращаться обратно. Всю эту науку дельфины осваивали за 1–3 месяца. А затем начиналась специальная подготовка, в результате которой дельфины становились вахтенными или поисковыми животными.
– Очень похоже на то, как кинологи готовят щенят к становлению служебными собаками.
– Да, и задачи у дельфинов были похожие: поиск и охрана. Поиск осуществлялся так: дельфин плыл за катером и по команде тренера нырял на дно. Если дельфин находил там какой-то предмет, он всплывал и нажимал рострумом на рычаг, расположенный у борта катера. Катер останавливался, на дельфина надевали специальный намордник с буйком, и животное снова устремлялось в глубину. Повторно обнаружив предмет (обычно это была модель мины), дельфин нажимал штырем, расположенным на наморднике, на «мину». Это действие освобождало буек. Водолаз, теперь уже видя ориентир на поверхности воды, нырял и «обезвреживал» муляж. А дельфин получал в награду рыбу.
Таким образом обученные дельфины за 10 лет обнаружили 5 донных мин, 40 затопленных ракет, две аварийные гидроакустические станции и сверхмалую подводную лодку. Они могут находить предметы под слоем ила до 1 метра. А однажды дельфин показал место под водой, где находилось множество древних греческих амфор. Были и другие ценные находки: так, у берегов Феодосии на глубине 250 метров дельфины нашли три изделия, из которых получилось извлечь 170 килограммов серебра! Общее количество отысканных за все время реликвий оценивалось в 5 млн советских рублей.
– А как обучали «сторожевых» дельфинов?
– Сначала они привыкали дежурить у входа в бухту, у Константиновского равелина.Три дельфина содержались в трех клетках, оснащенных педальным устройством. На воде на расстоянии 200 метров от клетей находились два сигнализатора. На них во время учений попеременно подавался ультразвук, чтобы дельфины «включались» в работу. Животные, используя сонар, реагировали на сигнализаторы, нажимали на педаль, выходили из клети и устремлялись в открытое море. Людей в это время оповещал ревун или сигнальная лампочка.
Доплыв до сигнализатора, дельфины начинали гальсировать (плавать зигзагом) между ними, в это время в воду с катера опускался «диверсант». Дельфины обнаруживали его, ударяли его рострумом в ладонь и возвращались в клеть. Там нажимали на педаль, «докладывая», что задание успешно выполнено, и получали вкусную награду.
– И насколько успешно дельфины могли обнаруживать водолазов?
– Благодаря эхолокации дельфины засекали пловца на расстоянии 200–250 метров, а в хорошую погоду – на расстоянии 500 метров. За все время мы инсценировали 80 случаев прорывов «диверсантов», дельфины обнаружили их всех и перехватили. Впоследствии в 1989 году была создана поисково-спасательная группа дельфинов, которая охраняла входы в Большую Севастопольскую бухту и защищала отдельно стоящие корабли от возможных подводных диверсий.
Правда, был у нас забавный случай: сторожевой дельфин ночью «пробил тревогу», выскочил из клети и поплыл в море. За ним на катере устремились военные. Все думали – диверсанты! Оказалось – всего лишь влюбленная парочка ночью купалась. Но дельфин четко определил, что в воде в неположенное время находятся люди.
– А обучали ли дельфинов уничтожать «диверсантов»?
– Нападать на человека не учили никогда. Дельфин должен был сорвать с «диверсанта» маску и ласты и вытолкать его на поверхность. Дальше подплывал катер и забирал «нарушителя». Еще на дельфинов надевали намордники с сигнальной ракетой, которая взмывала в воздух при физическом контакте животного с «диверсантом».
А вот американцы в боевых условиях вооружали дельфина маской с иглой и баллончиком, содержащим газ. На тренировках они приучали животное выпрашивать рыбу, ударяя рострумом (без маски) по телу тренера. В реальных условиях боевого дежурства дельфин, встречая аквалангиста, по привычке тыкал в человека намордником, газ попадал в тело, и человек умирал.
Таким образом, по данным советской разведки, в 1971 году в порту Камрани во Вьетнаме дельфины уничтожили около 50 водолазов, которые хотели подорвать военные корабли США. Среди погибших оказались и два советских аквалангиста-подрывника. Также по несчастливой случайности погибли трое американских военных, которые просто купались неподалеку в море.
– А пытались ли военные использовать дельфинов как торпеды, навьючивая их взрывчаткой?
– Нет, конечно, как камикадзе дельфинов никогда не применяли. Во-первых, это невыгодно: посылать на смерть животное, подготовка которого занимает месяцы и даже годы. Во-вторых, дельфин ведь не плывет все время под водой, он должен дышать. Стоит ему только высунуть голову – тут же подстрелят с корабля.
– Как в целом ведут себя дельфины по отношению к человеку?
– Дельфины очень умные, добрые и ласковые животные. Все сотрудники, которые занимались изучением и дрессурой дельфинов, берегли их и искренне любили. Животные стояли на довольствии как матросы, за их жизнь и здоровье тренеры несли персональную ответственность. Большинство тренеров, кстати, были женщинами. Между людьми и дельфинами возникала настоящая привязанность. Даже так бывало: поймает дельфин в вольере громадную рыбину-кефаль и отдает ее тренеру за кусочек размороженной рыбки, вот как он рад услужить человеку!
Еще помимо подготовки боевых дельфинов мы первые в Союзе начали практиковать дельфинотерапию (нетрадиционный метод лечения. – Ред.). К нам со всего мира ехали дети с аутизмом, заиканиями, фобиями и даже энурезом. За все время дельфины приняли более 20 тыс. пациентов.
–И как они проявляли себя в роли докторов?
– К добрым детям они подплывали охотно, играли, давали себя гладить. Но были и такие ребята, которые хотели пальцем ткнуть то в глаз дельфину, то в дыхало, или норовили укусить его за плавник. В таком случае животные опускались на дно и оттуда мирно наблюдали за происходящим. Тренерам тоже очень тяжело было работать с такими детьми. Но в большинстве случаев это было общение к взаимной радости малышей и дельфинов.
В то время я выпустила детскую книжечку, которая называлась «Здравствуйте, дельфины!». В ней были ответы на вопросы, которые постоянно задавали дети: можно ли дать дельфину колбасу или мороженое, как он спит и тому подобное. Хотя ребятишки сначала боялись животных, примерно через 10 сеансов они уже не хотели с ними расставаться.
Помогали дельфины и взрослым. Как-то с военного училища привезли нам курсанта лет 19–20. Он скрыл от приемной комиссии, что страдает энурезом, и недуг обнаружился уже в казарме. Пареньку помогла дельфиниха по кличке Диан, которая первая среди наших дельфинов начала лечение людей. Через некоторое время парень избавился от болезни, правда, в училище дорога ему была, увы, уже закрыта.
– Об этих и других способностях дельфинов ходят легенды…
– Действительно, сколько бы человек ни изучал дельфинов, многое до сих пор остается загадкой. Мое мнение: дельфины во много раз сильнее, умнее и разговорчивее нас, людей. Например, когда человек произносит одно слово, дельфин передает сородичу информацию объемом с книжный том! Они смотрят на людей, как на сонных мух, – мы для них очень медленные.
Я проработала с дельфинами 47 лет, сначала старшим научным сотрудником, потом ведущим научным сотрудником отдела изучения физиологии. И написала об этих созданиях более ста научных трудов и более пятидесяти детских книг. Наш океанариум был самым большим научно-исследовательским институтом по исследованию морских млекопитающих в Европе. В совместной работе принимали участие 54 института страны, и у каждого была своя задача.
К сожалению, после развала Советского Союза «дельфинью» программу свернули, обучение их для военных целей прекратилось. Сегодня на месте океанариума действует воинская часть. В 2012 году руководство ВМФ Украины сделало заявление, что дельфинов снова станут готовить для поиска предметов под водой, но проект так и не осуществили.
– Как вы считаете, насколько советская программа обучения боевых дельфинов была оправдана?
– Она определенно показала высокую эффективность. Дельфинов начали использовать как морских патрульных после того, как в 1955 году из-за внешнего взрыва затонул линкор «Новороссийск». По одной из версий мину прикрепили вражеские водолазы. Погибло свыше 800 человек. Если бы дельфины к тому времени стояли на страже ВМФ СССР, они бы не пропустили ни одного диверсанта, в этом я уверена.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.