Сейчас в авиакосмической отрасли применяются угле-металлические композиты, однако химические реакции между их слоями зачастую негативно влияют на качество производимых изделий. Российские учёные нашли способ справиться с этой проблемой: они разработали метод электрохимического осаждения барьерных оксидных покрытий, что поможет обеспечить более прочную и качественную структуру композитов. Разработка осуществлялась при поддержке Российского научного фонда (РНФ).
Сейчас для создания барьерных оксидных покрытий между слоями угле-металлических материалов используют золь-гель метод: углеродная основа погружается в раствор, который образует тонкую гелевую плёнку на её поверхности. Однако этот метод подходит только для подложек простой формы и не может быть применён к углеродным волокнам, имеющим сложную рельефную поверхность.
Российские учёные предложили применять комбинацию золь-гель метода и электрохимическое нанесение покрытий. Этот способ позволяет формировать на подложке тонкий гелевый слой не посредством высыхания плёнки (как в случае применëнного отдельно золь-гель метода), а благодаря электрохимической реакции. Это позволяет наносить покрытия на поверхности любой формы и сложности.
Исследователи также проанализировали, как влияет на конечный продукт термическая обработка — последняя стадия реализации любого золь-гель метода. Чтобы понять это, учёные провели серию экспериментов. В качестве образца выступало покрытие, состоящее из аморфного диоксида кремния и кристаллического карбоната калия.
Как оказалось, нагрев до 570°C влияет на структуру и шероховатость покрытия. Повышение температуры в печи до 870°C улучшает качество покрытия — оно становится более гладким и однородным. Однако если поднять температуру ещё выше — до 1170°C, то структура начинает нарушаться. Также было установлено, что нанесение золь-гель покрытий хоть и снижает прочность покрытий, но не так сильно, как другие популярные методы.
Учёные отметили, что их комбинированный метод — следующий шаг в создании угле-металлических композитов, что позволит конструировать летательные средства нового поколения.
Фото: РНФ
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.