Когда «ММ» отправился с «разведкой» на центральную метеостанцию Петербурга, город как раз находился во власти урагана «Святой Иуда», пронесшегося над Европой и бушевавшего над Финским заливом. Но, как вы понимаете, для метеоролога понятия «непогода» не существует.
В день без осадков на станции замеряют и высоту облаков (точнее, их нижнего яруса) с помощью светолокации: световой импульс посылается излучателем и после отражения от облаков принимается на земле, отражаясь на экране осциллографа. Время, проведенное пучком света «в пути», затем пересчитывается в метры.
За более чем сорокалетнюю историю метеостанции на Петроградской стороне и сами методы исследования, и наблюдаемые параметры остались неизменными. Но кое-что все же вносит коррективы в работу метеорологов.
– То, что станция находится в центре города, не может не сказываться на точности данных. Например, достоверно мы можем определить скорость ветра, который дует с севера. А вот в случае с восточным ветром возможны погрешности из-за появившейся в последние годы жилой застройки, – рассказывает Нина Александровна.
После того, как наблюдатель снимает все показания (времени на это уходит немногим больше, чем вы потратили на прочтение этой статьи), они кодируются и отправляются в метеоцентр для составления прогнозов. Например, в коде «10102» первая цифра обозначает температуру, вторая – что она выше нуля, а остальные – собственно показания термометра до десятой градуса.
После поступления в гидрометцентр информация со всех станций в городе и области объединяется и наносится на синоптическую карту. На ее основе и составляются прогнозы.
«Если бы погода не менялась, у людей не было бы столько тем для разговоров», – говорят англичане. Что бы ни творилось сейчас за вашим окном: дождь, снег, а может, кому-то светит солнце, – прогноз погоды для большинства жителей этой планеты означает возможность заглянуть в завтра.
Почему, несмотря на развитие метеорологии, синоптики продолжают ошибаться? На этот вопрос нам ответил Игорь Русин, доктор географических наук, профессор СПбГУ.
– Синоптический процесс, который формирует погоду, описывается, прежде всего, барическими полями (будущим распределением областей пониженного и повышенного атмосферного давления). Прогноз погоды для специалиста – это, в основном, прогноз изменения барических полей. Сейчас он имеет высокое качество до 72 часов, которое ухудшается за 5–7 суток. При этом прогноз температуры воздуха в конкретном пункте дается с высоким качеством лишь на 48 часов, а прогноз осадков и вовсе оправдывается в основном качественно (будут/не будут). Просто эти метеорологические характеристики очень зависят от особенностей ландшафта и рельефа, учет которых пока не слишком точен.
Источники для формирования прогнозов погоды очень разнообразны: это наземные и надводные метеорологические наблюдения; специализированные спутники; корабли погоды с метеорологической аппаратурой; станции зондирования лазером или радиолокаторами. Все измерения стекаются в региональные центры, рассредоточенные по всему миру. Эти данные подвергаются контролю, сначала автоматическому, а в сложно диагностируемых случаях – экспертному контролю специалистов. Затем строятся карты погоды, с помощью которых специалист-синоптик принимает решение о прогнозе.
Именно ответственность специалиста превращает сообщение о погоде в прогноз. В этом смысле прогнозистом является даже не синоптик, а руководитель метеослужбы региона, который получает на эту работу финансирование и юридически за нее отвечает.
Какую роль играют в прогнозировании компьютерные модели? Расчеты по ним дают картину предстоящих синоптических процессов в соответствии с законами физики. Но окончательное решение, которое «выдают» потребителю, принимает человек.
Все российские Управления гидрометеослужбы стараются иметь свои численные прогнозы. Чаще они делаются на базе специальной американской программы WRF. Синоптики следят за обновлением таких программ и сами выбирают подходящую модель. Например, на сайте http://www.metoffice.gov.uk/ вы получите информацию от синоптиков Великобритании на базе модели URMET. А ресурс http://www.mfi.fr/en/product-outputs.php покажет вам работу метеослужбы Франции на базе технологии Meteo Factory. И там, и там вы найдете прогнозы погоды по Санкт-Петербургу. Будут ли они лучше прогноза, составленного синоптиками нашего города? Нет, наш будет лучше. Просто потому, что питерские специалисты точнее знают особенности региона.
Выпускаются прогнозы и на месяц, и на сезон, но они слабо детализированы и обычно говорят о возможных отклонениях от нормы по региону. То есть потребителям сообщается, что «выпадет осадков больше нормы». Организации, работающие на больших площадях, принимают эти прогнозы во внимание, оплачивают их. Но для обывателя эта информация бесполезна, так как относится не к его дому, а ко всему региону. Прогнозов на сезон и месяц, равных по детальности прогнозам на 24–48 часов, нет и не будет.
Что же лишает нас таких надежд? Математик и метеоролог Эдвард Лоренц когда-то показал, что существуют механические системы, поведение которых точно описывается математически, но малейшие отклонения в задании начального состояния приведут к их непредсказуемому поведению. При чем тут погода? Начальные данные для прогноза всегда имеют погрешности. Прогноз, составляемый на их основе, какое-то время похож на реальность, а потом уходит от нее к другому состоянию, правдоподобному для этой системы. Вот этот период близости прогнозируемого хода к реальному и есть период предсказуемости. Для имеющихся моделей атмосферы и современного уровня точности исходных данных этот период не превышает двух недель. А фактически сегодняшние модели не тянут прогноз более чем на неделю. Но это нужно понимать правильно. Нельзя в малейших деталях предсказать карту погоды дальше, чем на две недели вперед. Но, возможно, у атмосферы есть свойства, имеющие более долгую память, – именно их ищет современная наука о долгосрочном прогнозе.
При этом есть территории (в горах, например), где из-за особенностей рельефа расчеты по моделям очень отклоняются от реального движения атмосферы. В таких областях погоду предсказать особенно сложно. Санкт-Петербург – место не самое трудное для прогнозиста, даже с учетом коррективов, которые вносит Балтика. А вот в Сочи этой зимой для синоптиков будет настоящее испытание.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.