100 лет назад (9 сентября 1913 года) в Киеве над Сырецким полем Петром Николаевичем Нестеровым была впервые выполнена «мертвая петля» (на самолете «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с.). Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
Это очень сложная фигура в виде замкнутой петли, в России известная также как «петля Нестерова».
Исполнение этой фигуры считается правильным, если все точки ее траектории лежат в одной вертикальной плоскости.
Петля получила свое название из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически… на бумаге и практически не выполнялась. До П. Н. Нестерова даже горизонтальные развороты на самолетах делали без крена «блинчиком». Его заслуга в том, что он начал использовать подъемную силу крыла для маневра и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Он так доверял своим расчетам, что перед выполнением «мертвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолету. Расчеты оказались правильными, и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые — центробежная сила прижимала летчика к сиденью.
Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на самолетах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты, естественно, не выживали.
Неизвестно точно, кто же первым в мире исполнил этот трюк. Например, во Франции и ряде других западноевропейских стран принято считать, что это был французский пилот Адольф Пегу (Célestin Adolphe Pégoud), выполнивший трюк 6 сентября 1913 года на самолёте Blériot XI. В то время Пегу был популярным летчиком, в то время как Нестеров был малоизвестным военным. В России считается, что Пегу выполнил не «мертвую петлю», а S-образную фигуру, на короткое время оказавшись головой вниз.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.