Психологи из Университета Монреаля Серж Лариве и Женевьев Шенар и их коллега из Университета Оттавы Кэрол Сенешаль решили посягнуть на святость общепризнанного символа доброты и милосердия XX века — матери Терезы. Проанализировав письменные источники, рассказывающие о ее жизни, ученые пришли к выводу, что медийный образ матери Терезы не выдерживает проверки фактами и создан искусственно, а ее причисление к лику блаженных срежиссировано эффективной кампанией в прессе.
Профессор Лариве наткнулся на материалы о матери Терезе, готовя семинар по этике для студентов. Описание ее жизни показалось ему экзальтированным, и он приступил к исследованиям. Со своими коллегами он собрал 502 документа, рассказывающих о жизни и работе матери Терезы: 195 из них были отбракованы как недостоверные, 287 подверглись основательному изучению.
За свою жизнь мать Тереза открыла 517 миссий помощи больным и обездоленным в более чем 100 странах мира. Однако при ближайшем рассмотрении их работа оказалась далекой от идиллии. Доктора, посещавшие те места, описывали их как «дома для умирающих». Лишь две трети людей, попадавших в центры, получали хоть какую-то медицинскую помощь; оставшаяся треть просто ждали смерти. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих. И дело было вовсе не в недостатке финансирования. Фонд матери Терезы получал сотни миллионов долларов. Она исповедовала идеи страдания и смерти. «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания», — так, по словам Хитченса, мать Тереза отвечала на критику. Сама мать Тереза (и этот ее шаг многие сразу сочли спорным) в конце жизни предпочла лечиться не в одной из своих клиник, а в прекрасно оборудованном калифорнийском госпитале.
Анализ документов также показал, что фонд матери Терезы не проявлял особенной щедрости к пострадавшим от стихийных бедствий и техногенных катастроф. Во время нескольких наводнений в Индии и последовавшего за ними взрыва на заводе по производству пестицидов в Бхопале монахини возносили молитвы и раздавали медальоны с Девой Марией, однако не оказывали прямой материальной помощи. Сама блаженная с радостью принимала пожертвования, в том числе от диктатуры Дювалье (Гаити). Счета фонда оставались закрытыми от публики.
***
Мать Тереза — рожденная в Македонии албанка Агнес Гонджа Бояджиу — прославилась как основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. За свой труд она была награждена Нобелевской премией мира в 1979 году, а после смерти причислена католической церковью к лику блаженных.
Как же возник великодушный образ матери Терезы?
Исследователи считают, что свою роль сыграли в этом медийные механизмы, из них ключевым была встреча монахини с журналистом BBC Малькомом Муджриджем. Он выступал против абортов и разделял ее радикальные католические взгляды. Журналист принял решение «продвигать» мать Терезу, а она открыла для себя возможности массмедиа. В 1969 году он снял о ней хвалебный фильм, после которого она стала мировой знаменитостью и получила массу премий, в том числе Нобелевскую.
Чудо, приписываемое матери Терезе, исцеление болей в животе, тоже выглядит спорным, по словам исследователей. Больная Моника Бесра утверждала, что ее спасло наложение медальона, благословленного матерью Терезой, однако доктора, лечившие ее, были уверены, что от туберкулеза и кисты яичников ее спасли медикаменты. Однако Ватикан признал исцеление чудом.
Как бы там ни было, а легенда о матери Терезе принесла большую пользу миру. Ее жизнь и деятельность вдохновила многих на работу с людьми, нуждающимися в помощи.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.