Краткая история McDonald's в России
Отношения России и корпорации McDonald's продлились более тридцати лет. «Империя гамбургеров» пришла в нашу страну в 1990 году и временно покинула ее пределы в 2022 году. Хотя уже тогда, когда два года назад проводилась сделка по продаже 850 ресторанов российской сети McDonald's, многие аналитики рынка общественного питания прогнозировали, что McDonald's вернется в Россию в ближайшие три-пять лет, а это значит, что уже в следующем году мы снова сможем услышать знакомый возглас «свободная касса». Ведь недаром при превращении McDonald's во «Вкусно и точка» в договор была заложена возможность выкупа российского бизнеса обратно. Не для того McDonald's три десятилетия инвестировал в Россию и развивал здесь один из своих крупнейших рынков (84 % ресторанов в России корпорация управляла сама), чтобы так легко от него отказаться.
К концу 70-х годов рынок быстрого питания в США достиг стадии насыщения. Между гигантами индустрии – McDonald's, Burger King и Wendy's – начались «бургерные войны», трем медведям стало тесно в одной американской берлоге. Назрела необходимость выходить на другие рынки.
С 1967 по 1985 год были открыты рестораны сети McDonald's в Канаде, Нидерландах, Германии, Франции, Швеции, Великобритании, Швейцарии, Ирландии, Австрии, Бельгии, Испании, Дании и Италии. В этом ряду мог находиться и Советский Союз.
В преддверии Московской Олимпиады-80 канадский McDonald's (так как американская сеть из-за взаимных санкций между СССР и США не могла зайти на «советский рынок») начал лоббировать открытие двух ресторанов McDonald's у стадиона «Лужники». Логика была в том, что на олимпийские игры приедет много туристов из западных стран, и их надо будет как-то и где-то кормить, а советская система общепита не готова к быстрому обслуживанию огромных людских потоков. Переговоры начались в 1976 году и успешно продвигались. План почти был согласован с московскими властями, «было много выпитой водки и чемодан часов с Рональдом Макдональдом, которые раздаривали советским чиновникам». Однако в 1979 году глава Моссовета Владимир Промыслов, который двадцать три года «сидел на хозяйстве» в Москве (1963–1986), внезапно наложить «вето» на открытие столичного McDonald's.
Вторая попытка, на этот раз уже удачная, была сделана при Горбачеве, когда над всем Советским Союзом неслась «птица-тройка – Перестройка». Переговоры начались в 1987 году, и в 1989-м кафе «Лира» на Пушкинской площади начали перестраивать.
С началом подготовительных работ для открытия первого в России McDonald's проявился целый ряд проблем, ключевыми же из них были две – подготовка персонала, который, согласно договоренности, должен был быть советского происхождения, и дефицит продуктов питания.
Для поддержания «образцового американского сервиса» нужны были хорошо обученные сотрудники. Обязательным требованием было знание английского языка. На 630 вакансий претендовало 27 000 человек. Прошедшие отбор обучались больше года. В приготовлении гамбургеров и чизбургеров тренировались на губках для мытья посуды и картонных муляжах. Зарплата же сотрудника McDonald's составляла 1,5 рубля в час (на эти деньги можно было купить колу и картошку фри).
Вторая проблема – нехватка продуктов. Со знаменитым советским дефицитом McDonald's столкнулся почти сразу. Не хватало мяса, не хватало хлеба, не хватало помидор. Из-за того, что принимающая сторона не могла гарантировать бесперебойные поставки последних, в советском меню не было «Биг-Тейсти». В итоге McDonald's был вынужден построить с нуля в Ново-Переделкино собственный завод по производству котлет и булочек для бургеров. Инвестиции составили 50 миллионов долларов и отбились к 1992 году. Также наблюдались перебои с яблоками, которые поставляли из Болгарии, а картошку в советский «макдак» были вынуждены везти из Бельгии. Поэтому цены в первом советском McDonald's кусались: при средней зарплате в 150 рублей гамбургер стоил 1,5 рубля (на эти деньги можно было купить 8–10 буханок хлеба), «филе-о-фиш» («булка с треской») – 4 рубля 20 копеек, а знаменитый «Биг-Мак» – 3 рубля 75 копеек, то есть на среднюю зарплату можно было купить 40 «биг-маков» (по итогам 2021 года этот показатель составлял 338 «биг-маков»). При этом первый «мак» в СССР воспринимался скорее как забавный аттракцион, чем как точка общепита, которая к тому же сильно контрастировала с традиционным советским общепитом как по уровню сервиса, так и качеству питания. А за аттракцион можно заплатить и побольше!
Первый McDonald's в СССР открылся 31 января 1990 года. Очередь занимали с шести часов утра. Чтобы попасть внутрь, приходилось стоять на улице по несколько часов. Множество советских журналистов и иностранных корреспондентов вели из очереди прямой эфир – перед нами было крупное культурное событие, символизирующее конец изоляции и возврат России в глобальный мир.
В первый же день работы московская точка установила рекорд – было обслужено 30 000 клиентов (по другой версии – 38 000). До этого рекорд принадлежал McDonald's в Будапеште, где в день открытия в 1988 году обслужили 9100 человек. Побит же рекорд был 23 апреля 1992 года, когда в Пекине за первый день работы смогли обслужить 40 000 человек. Позже первый советский McDonald's вышел на мощность обслуживания по 40–50 тысяч человек в день и за первый год работы обслужил 15 миллионов советских граждан.
19 мая 2022 года российская сеть ресторанов McDonald's была продана Александру Говору, человеку для бизнеса общепита не постороннему. До этого дня Александр Говор руководил франшизой McDonald's в Сибири, где под его управлением было 25 ресторанов. Он был первым в России человеком, который в 2015 году сумел получить от McDonald's право на франшизу. Для этого пришлось пройти специальное обучение и получить согласование в Лондоне и Чикаго.
Первые «русские McDonald's» были открыты в День России 12 июня 2022 года. По сути, мы имеем перед глазами старую сеть McDonald's под новым названием. Вокруг нового названия и крутилась основная интрига. Вариантов было множество: «Это он», «Компас», «Только так», «Свободная касса», «Весело и вкусно», «Тот самый», «Наше место», «Семейный», «Детский», «Едим дома», «Москвич», «Сибиряк», «МакГовор». Но в итоге было принято решение остановиться на ироничном «Вкусно и точка». Сегодня в планах сети расширение до 1000 ресторанов (еще 25 McDonald's в республике Беларусь были «переформатированы» во «Вкусно и точка»).
Всего же за 32 года работы в России McDonald's обслужил более 6 миллиардов клиентов, то есть все население России по 42 раза!
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.