Как в нашу жизнь входят любимые люди? Почему из всех мы выбираем именно ЕГО или ЕЕ? Кто-то считает, что всему виной случай: мол, внезапно «налетели» флюиды. Кто-то объясняет возникшее взаимное притяжение «родством душ». Кто-то, глядя на происходящее, выразится емко: «Судьба…» Каждый из нас рано или поздно задает себе вопрос о причинах выбора объекта любви и дружбы, но лишь единицы посвящают поискам ответа всю жизнь.
Текст: Анна Маляева
Однажды такой путь, наполненный поисками ответов, выбрал для себя родившийся 11 марта 1893 года мальчик, которому дали при рождении редкое имя Липот. Семья Зонненшайнов, в которой он появился на свет, жила в городке Нитра Австро-Венгерской империи. Позднее весь мир узнает Липота Зонненшайна под именем Леопольда Зонди (венг. Léopold Szondi) – психолога, психиатра, автора концепции судьбоанализа и уникального психологического теста. Судьбоанализ Зонди станет одним из трех китов глубинной психологии наряду с психоанализом Фрейда и анализом «коллективного бессознательного» Юнга.
Бросающийся из крайности в крайность наш среднестатистический современник склонен объяснять свой выбор в любви то проявлением чистой физиологии, то чем-то из области эзотерики. В то же время, мы уже привыкли к тому, что загадки бытия перед нами открывает знание, возникающее на стыке нескольких наук. Судьбоанализ Зонди включил в себя психологию, генетику и этику. Именно такой «комплексный подход» позволил ему приоткрыть завесу тайны над «формулой любви».
Леопольд Зонди в своих исследованиях сумел свести воедино «поиски родственной души», любовные флюиды и указующий перст судьбы. Сделанные им выводы потрясли общественность. Оказывается, любить и стремиться душой и телом к кому-то или чему-то человека побуждают… гены! Об этом он заявил в своем докладе, сделанном в 1939 году в Женеве, на первом международном конгрессе по лечебной педагогике.
Ген, согласно Зонди, элементарная частица хромосомы. Ген всегда стремится воспроизвести заложенное в нем состояние, имевшее место в прошлом. Это стремление называется в судьбоанализе побудительной тенденцией. Тенденции реализуются в зависимости от природных и социальных условий, в которых действует человек, и, так или иначе, влияют на его выбор объекта любви.
Базой для исследований Зонди стали взаимоотношения более тысячи семейных пар. Их анализ позволил ему сделать вывод о том, что взаимная привлекательность партнеров обусловлена наличием у обоих одинаковых или схожих рецессивных генов.
Иными словами, воспеваемое поэтами неповторимое чувство обретения «второй половинки» связано с наличием у нее сходной непроявившейся наследственности. Внутри каждого из нас происходит примерно следующее: рецессивные гены, словно понимая, что «в этой жизни им ничего не светит», стремятся к самореализации в грядущих поколениях. Заложенную в них «силу притяжения на основе генетического родства» Зонди назвал «генотропизмом». Проверить гипотезу о силе притяжения генов ученому помогло изучение наследственных патологий: слабоумия, тугоухости, слепоты, расстройств речи и социальных фобий. Проследить их на генеалогическом древе значительно проще, чем наследственные признаки, соответствующие норме.
Один из классических примеров, подтверждающих теорию Зонди
Некий коммивояжер постоянно переезжал из города в город и пользовался расположением сразу
нескольких дам. Задумавшись о более серьезных отношениях, свой выбор он остановил на той, которая нравилась ему более других. От этого брака родился глухонемой ребенок, хотя и мать и отец
были абсолютно здоровы. Анализ же их генеалогических деревьев показал, что по обеим линиям было немало глухонемых родственников.
Открытие «Закона притяжения людей» чем-то сродни истории о Ньютоне и яблоке: он не был первым, кто видел, как обычное яблоко падает на землю, но первым задумался о причинах падения и сумел их объяснить. «Падающим яблоком» для Зонди стала жизнь семьи, в которой он вырос.
Представьте себе, какой жизненный опыт с детства приобрел Липот Зонненшайн, если ему было суждено родиться в многодетной семье двенадцатым по счету ребенком. Отец Липота, Абрахам, женился на его матери Терезе Кон, уже имея четверых детей от первого брака. Еще девятерых они произвели на свет совместно.
Бедность материальная, в которой, в отличие от предприимчивых соседей по еврейскому кварталу, постоянно жили Зонненшайны, тяготила детей Абрахама и Терезы. Однако бедность эмоциональная причиняла настоящую душевную боль. Каждый из них жил в постоянном соперничестве с братьями и сестрами за родительское внимание и страдал от недостатка любви и ласки.
Напряженности в доме добавлял неукротимый отцовский характер. Лишенный деловой хватки и глубоко религиозный Абрахам Зонненшайн был настоящим домашним тираном, и взрослеющие дети при первой же возможности покидали отчий дом.
Интересно, что именно такое положение вещей спасало семью от голода. Отец не умел и не хотел заботиться о ее содержании, зато старшие дети постоянно оказывали финансовую поддержку.
Дело кончилось тем, что они окончательно взяли на себя все заботы о семействе и перевезли его в Будапешт почти в полном составе. Образование, которое позже получит подрастающий Липот, также будет оплачено не отцом, а одним из старших сводных братьев.
Судьбы братьев, как театральное действие, разворачиваются перед глазами Липота, вызывая вопросы. Старшие добиваются успеха в делах, но, словно повторяя заранее намеченный сценарий, всякий раз выбирают в жены «не тех» женщин и терпят крах на любовном поприще. Почему же так происходит? Неужели это судьба? И если судьба, то какая сила заставляет человека следовать ей?
Повторы и вариации в жизненных линиях ближайших родственников натолкнули Зонди на мысль о том, что судьба не является набором случайных обстоятельств. В ней прослеживаются не осознаваемые человеком закономерности.
И проявляются они, прежде всего, в выборе, который делает каждый из нас. Нужно было искать объяснения и доказательства.
Показывая детям друзей фотографии своих братьев и сестер, ученый заметил, что одни портреты им нравятся, а другие нет. Эксперимент Зонди перенес в клинику, где испытуемыми стали пациенты с патологическими личностными свойствами. Постепенно определялись закономерности: «подобное
радовалось подобному».
В результате опытов и тщательного отбора материала тест приобрел тот вид, в котором известен и по сей день. Испытуемому предлагают по очереди шесть серий по восемь портретов. Его задача выбрать из серии два наиболее симпатичных и отталкивающих изображения. Секрет в том, что каждый портрет в серии «визуализирует» в максимально чистом виде определенную патологию: сексуальную недифференцированность, агрессивность, эпилептоидные черты, истерические, шизоидные проявления, паранойяльность, депрессию, маниакальное состояние. Большее воздействие на личность имеют портреты, соответствующие ее собственным потребностям и склонностям, пусть и выраженным не столь ярко.
Методика Зонди сегодня часто применяется как проективный личностный тест в семейной и криминалистической психологии, профессиональном консультировании.
Как ни странно, но путь, по которому ученый повел свое «расследование», подсказал ему Федор Михайлович Достоевский, хотя об этом чуть позже. Несколько слов нужно сказать о наследстве, которое Липоту все же оставил отец.
Этого своенравного человека, проводившего время за чтением религиозных книг и на службах в синагоге, не оставляло чувство вины. Он сожалел о том, что не стал опорой для покидающих его детей. Возможно, именно эта вина заставила его обратить внимание на малыша Липота и попытаться передать ему единственное богатство и неизменное утешение в жизни – веру.
Обучение глубоко сблизило отца с сыном. Перед Липотом постепенно раскрывались тайны религиозных ритуалов и Священного писания. Под руководством отца он постиг сложные иносказательные сюжеты Ветхого завета и научился видеть «невидимое» в мотивах человеческих поступков. Кроме того, отец, понимая, что словацкий язык, на котором говорят жители Нитры, сильно ограничит возможности ребенка, потребовал от сына изучения венгерского языка.
Стремление к завершенности, вдумчивое отношение к фактам и событиям, которые помогли будущему психологу Зонди добиться мировой известности, воспитывались с детства через участие в религиозных обрядах и строгое соблюдение системы правил, устанавливаемых церковью.
Липот Зонненшайн всю жизнь оставался верующим человеком. Вера помогла ему во время войны перенести ужасы концентрационного лагеря, а затем – пережить смерть собственных детей.
Однако превращение Липота Зонненшайна в Леопольда Зонди исследователи его биографии объясняют именно попыткой уйти отсудьбы, навязанной отцом. Трещина в их отношениях возникла сразу после поступления Липота в начальную школу, когда один из старших братьев поселил его у себя в доме. Позднее, когда Липот выбрал для себя профессию врача, трещина превратилась в пропасть. После смерти отца в 1911 году восемнадцатилетний Липот Зонненшайн взял новое имя Леопольд и переписал на венгерский лад свою еврейскую фамилию. При этом он был единственным из тринадцати детей Абрахама Зонненшайна, кто целый год, согласно еврейской традиции, соблюдал траур по умершему. Веру, полученную от родителя, он сохранил на всю жизнь, но год траура стал его последним религиозным ритуалом.
Конфликт «отцов и детей» в семье Зонненшайнов повлиял и на литературные предпочтения Липота. Со времен гимназии самым любимым его произведением стали «Братья Карамазовы» Достоевского.
Он задавался вопросом, почему в качестве главных героев тот, как правило, выбирает убийц и «святых». По предположению Зонди, Достоевский стремился к описанию подобных типажей, потому что сам нес в своей скрытой родовой наследственности и убийцу, и святого. Спустя много лет французский писатель армянского происхождения, исследователь русской литературы Анри Труайя полностью подтвердил эту точку зрения, записав в биографии писателя, что среди родственников Достоевского были обнаружены и те и другие.
«Расследование» Зонди из области психологии перетекало в сферу генетики. Здесь Леопольду пришлось осваиваться самостоятельно, ведь по образованию он был психиатром. Окончив гимназию, он обучался на медицинском факультете университета Пацмани-Питера в Будапеште. Однако медицина не давала ответов на его вопросы. На третьем курсе Леопольд выбрал для изучения невропатологию и психиатрию. Возможность работать стажером в психологической лаборатории при университете под руководством профессора неврологии и психиатрии Поля Раншбурга стала для него подарком судьбы…
Судьба щедро одаривает талантом, упорством, интуицией того, кто пытается постичь ее законы, а потом заставляет расплачиваться за каждый выведанный секрет. Биография Леопольда Зонди подтверждает это каждой своей строкой.
Для того чтобы натолкнуть на мысль о важности объединения всех школ глубинной психологии, его, студента-медика, судьба забрасывает на Восточный фронт Первой мировой. Во время артобстрела жизнь ему спасает книга З. Фрейда «Толкование сновидений» – лежа в заплечном ранце, она принимает на себя осколок шрапнели…
Вернувшись с фронта в 1919-м, Зонди не только завершает прерванное образование и становится практикующим врачом. Он возобновляет работу в лаборатории Раншбурга, который вооружает его опытом обработки статистических данных и психологических тестов. В поликлинике Апони Зонди создает амбулаторию эндокринологии и конституциональной патологии. С помощью коллег составляет генеалогические древа семей, в которых рождались дети с различными патологиями.
Судьба для Зонди не фатум, а «совокупность всех возможностей экзистенций», карты, полученные при раздаче, сыграть которыми человек волен по своему выбору. В 1916 году Зонди, тяжело заболев, попал в венский военный госпиталь. Там его сердце моментально покорила медсестра-блондинка. Она была христианкой, родом из Саксонии, а по профессии – учительницей иностранного языка. И вот однажды во сне Зонди увидел своих родителей, обсуждающих судьбу его старшего брата. Сон напомнил ему, что 30 лет назад брат, изучая в Вене медицину, влюбился в белокурую саксонку,
христианку, учительницу иностранного языка, женился на ней, но счастья в браке так и не обрел. Проснувшись, Зонди недолго думая сбежал из госпиталя. Он не желал повторить судьбу брата.
Набравшись опыта, молодой ученый порывает со своим наставником Раншбургом и уходит из клиники и лаборатории. Судьба преподносит ему один прекрасный подарок за другим: любимую супругу-помощницу Лили, сына и дочь, руководство современной лабораторией и государственное финансирование исследований, подтверждение эффективности созданного им личностного теста, публикации научных работ.
Затем следует расплата: война, концентрационный лагерь, потеря родины, самоубийство сына и гибель дочери. Такова, видимо, мера печали, воздаваемая судьбой за полученное знание.
Леопольд Зонди умер 24 января 1986 года, в возрасте 92 лет. Верная Лили последовала за ним спустя всего полгода. Прожить такую долгую жизнь ему помогла вера и стремление совершить что-то значимое для человечества. Многое из того, что он обнаружил, систематизировал и анализировал, спустя годы признавалось или вновь «открывалось» генетиками.
Сегодня тест Зонди адаптирован, переведен на многие языки и доступен online
Ответив для себя на вопрос, почему люди выбирают друг друга, Зонди заметил, что данные исследований показывали удивительную повторяемость не только брачных выборов или заболеваний, но и друзей, профессий и даже способов отойти в мир иной. Прослеживалась явная наследуемость смерти от старости, болезни, несчастного случая или самоубийства. Он был вынужден пересмотреть свои представления о генотропизме, и пришел к выводу, что «хотя рецессивные гены не проявляются в фенотипе, они сохраняют свое действие. Они бессознательно направляют наш выбор в любви, дружбе, выборе профессии, болезни и способе смерти». При этом человек волен сделать этот выбор в пяти сферах жизни вполне сознательно и определить свою судьбу.
Зонди захотел уйти лишь тогда, когда смог подытожить: «Я оставляю после себя судьбоанализ». Он помог нам понять, насколько мы зависим от судьбы, а судьба зависит от нас. Можно сыграть слабо с прекрасными картами, а можно «выжать максимум» из скромного набора. Причем, играя «на все сто», мы словно приберегаем туз в рукаве для своих потомков, которые благодаря этим стараниям, возможно, сыграют картами лучше тех, что достались нам.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.