Лица, которые не запоминают

Каждый должен знать кому, пусть на короткий промежуток времени он доверяет свою жизнь. Существует много мифов вокруг наркоза, например; наркоз отнимает 6 или 5 лет жизни, или например, наркоз это всего один укол и я сплю.


     Анестезию начали применять 159 лет назад. А зубному врачу Томасу Мортону, который впервые ввел ее в практику, в 1867 году поставили памятник в Бостоне, в США. Надпись на памятнике гласит: "До него хирургия во все времена была агонией". Как шутят сами анестезиологи, наркоз во многом не наука, а искусство, и, как всякое искусство, понятен и интересен только познавшему его тонкости. А еще они говорят, что, чтобы стать хорошим анестезиологом, мало знать анестезиологию, нужно еще и иметь характер.
Именно о работе  врачей анестезиологов я и хочу рассказать.
Анестезия как таковая, если говорить об обезболивании, зародилась несколько тысячелетий назад. Есть данные о том, что за 7 тысяч лет до рождества Христова наши предки уже пытались дышать отварами каких-то корений. Вообще, философы считают, что первая эмоция, которая появилась у человека, - это эмоция голода, а вторая эмоция - это защита от боли и от страха. Но практическое воплощение (когда можно было сделать так, чтобы больному было не больно, чтобы он не чувствовал, не видел оперативного вмешательства) появилось действительно позже - впервые Мортон, дантист, провел наркоз 16 октября 1846 года. Это связано с тем, что, во-первых, наука отставала, а, во-вторых, - не было препаратов, которыми можно было пользоваться.
До этого существовала так называемая "языческая" анестезиология. Известно, что наполеоновские врачи во время войны обкладывали конечность сосудами со льдом и замораживали ее до такого состояния, что можно было без боли оперировать. Или - дышали керосином, дышали бензином, для того чтобы человек потерял на какое-то время сознание. Но пришло время, когда узнали, что с помощью эфира можно обезболивать.
Анестезиолог - это специалист, защитник от действий хирурга. То есть хирург
Для широкого круга людей специальность анестезиолог, конечно, неизвестна, потому что мы существуем как тень хирурга. Вот провели известную операцию Ельцину - всем известна фамилия кого? - Хирурга. А фамилию анестезиолога кто-нибудь вспомнит? - Нет, не вспомнит. Но фактически труд анестезиолога равен труду хирурга, он такой же тяжелый.
Анестезиолог участвует прежде всего в подготовке больного к операции. Для этого необходимо привлечь ряд специалистов, во-первых - для консультации, и нужно провести правильную предоперационную подготовку, то есть правильное лечение - медикаментозное или еще какое, психологическое даже. Дальше, во-вторых - это само анестезиологическое обеспечение во время операции, то есть сам процесс обезболивания. Процесс обезболивания очень сложный: сейчас у нас очень много препаратов, которые действуют не только как обезболивающие средства, но могут оказывать и ряд отрицательных воздействий на организм человека. Анестезиологу надо выбрать наиболее оптимальный путь применения этих лекарств.
Тень хирурга
В 2015 году, будучи еще совсем молодым и неопытным студентом по стечению обстоятельств и приказу вышестоящего начальства занесло меня на практику в Краснознаменскую Районную больницу. Единственная больница на весь достаточно крупный район всего с двумя отделениями, хирургии и терапии. И находившимся на первом этаже постом скорой помощи, на котором я начал изучать все прелести отечественной медицины. Именно там  и произошло мое знакомство с достаточно интересным врачом анестезиологом - реаниматологом Дмитрием Александровичем Моцыком.
Д.А.Моцык , операционный зал.
Дмитрий Александрович родился в 1963 году в Казахасте, городе Актюбинске, в 1986 году закончил Актюбинский медицинский институт и после года интернатуры был отправлен в больницу Кустаная, где проработал 20 лет. Из-за роста неприязни к русскому населению пришлось оставить не только работу,но и все, что было нажито за это время.  Выбор пал на Калининградскую область. Было свободное место в одной из районных больниц, где с 2003 года он и продолжил свою врачебную практику.
Для меня врач анестезиолог всегда был тенью хирурга и большого значения его работе я не придавал.  Избегая своих суровых наставников с отделения СМП встреча с которыми грозила скучной и монотонной работой я бродил в поисках временного убежище, ведь опыт  (а может и неведанные в то время для мне силы) помогали им отыскать меня в любом месте. Путь мой лежал в смотровую операционного зала , где я решил понаблюдать за работой хирурга. Но мое внимание привлек сидящий за мониторами жизнеобеспечения врач. Но если быть честным древность самих мониторов и оборудования. Непроизвольно я стал наблюдать за работай анестезиолога, пугающая спайность, отточенность действий и строгая последовательность движений меня поразили. Отвлечь меня смогла только неожиданно появившаяся наставница с отделения скорой помощи, в ее глазах я видел неизбежность своего наказания в виде заполнения скучных медицинских карт амбулаторных больных
После написания вверенных мне бумаг  я напросился на разговор с Дмитрием Александровичем и стал более подробно узнавать о его профессии.
Лица, которые не запоминают
Мой коллега  рассказал   что задача анестезиолога - защитить пациента от операционной травмы. Как бы это ни звучало парадоксально, но операционная травма - это хирургическая коррекция того или иного заболевания, и всех пациентов нужно защищать от хирургической травмы, особенно - детей.
У детей анестезиологам очень важно следить за свободной проходимостью дыхательных путей. У них очень узкие дыхательные пути и поэтому чаще всего у детей проводят наркоз так называемый эндотрахеальный, когда вводится трубочка в трахею, через нее дышат.
Ну и, конечно, психологический фактор. Принцип - ребенок не должен присутствовать на своей операции - должен соблюдаться в 100 процентах случаев. Есть два исключения - это новорожденные, которые не понимают, куда их везут (но их все равно оперируют под общим обезболиванием в силу технических причин), и если нет хорошего анестезиолога и хорошей наркозной аппаратуры. Вот это тоже принципиально очень важно. Поэтому основная задача заключается в хорошей подготовке этих специалистов
Сегодня в России около 50 процентов пациентов оперируются под местным обезболиванием, и то их каким-то образом готовят. А детей нужно оперировать только под общим обезболиванием, когда они находятся в бессознательном состоянии.
Для того чтобы оперировать, нужно хорошо расслабить мускулатуру. Для того чтобы защитить больного от операционной травмы, нужно поддерживать на должном уровне дыхание и кровообращение. Все это входит в задачи анестезиолога. Это достаточно сложно, он должен быть достаточно грамотным. 
А самое главное, специальность в определенной степени потенциально опасна. Обеспечить все эти компоненты достаточно сложно, опасность заключается в том, что если есть какая-то ошибка врача другой специальности: Это как в футболе: когда ошибается полевой игрок, его ошибку может исправить вратарь, а ошибка анестезиолога, к сожалению, часто ведет к резким нарушениям жизненных функций. Поэтому специальность достаточно ответственная.

А к вопросу о том, почему мало знают об анестезиологах, - если спросить 100 человек, знают ли они, что это за наука - кибернетика, они вам тоже ответят, что они еще не знают. Вот так и анестезиология. Когда анестезиология стала самостоятельной наукой в медицине (рожденная в недрах хирургии) - о ней никто не знал, это была часть хирургии. И только сегодня стало понятно, что это - не часть, а это - очень серьезное направление в клинической медицине.
Поэтому уважаемы друзья если не дай Бог вам придется побывать на операции запомните хотя бы фамилию своего анестезиолога и поблагодарите его за то что он избавил вас от страданий. Ведь удачная анестезия, это на 50% благополучно прошедшая операция. 





Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ