Как-то, готовясь к занятию по психологии продаж с родным персоналом, мне на глаза попалась прелюбопытная книжка, если не изменяет память, - «Аналитические записки по философии вещей». Если исключить заумные рассуждения автора об уровнях объективной денотации и субъективной коннотации, то мысль автора состояла в следующем. Автор критикует антропологический подход, доминирующий в социальной психологии, предполагающий, что в системе «человек-вещь» человек является субъектом, создателем и потребителем вещи, наделят вещи множеством смыслов. И никак не наоборот. Автор с этим категорически не согласен и утверждает, что в наше время устойчиво наблюдается взаимопроникновение плодов технического прогресса и личностного индивидуального мира, что создается некое новое целостное социально-культурное пространство. Человек в системе «человек-вещь» является не только субъектом, но и объектом, попадая под влияние жизненной среды, созданной из вещей, выбранных им. Не только человек моделирует среду, но и среда выступает в качестве активного фактора, который, в свою очередь, изменяет человека, способствует формированию того или иного типа личности. Автор полагает, что в системе «человек-вещь» вещь оказывает на человека культуроформирующее воздействие, и тем самым способна проецироваться в систему "человек-человек".
Так кто же царь горы?
Имея некоторые знания в области постановки экспериментов (повторяемость, воспроизводимость и т.п. заморочки) и проводя каждый день по 2-3 часа в автомобиле, я решил провести такой эксперимент. Каждый день, выезжая после работы на загруженную Выборгскую набережную с перпендикулярно примыкающей улицы, я включал видеорегистратор, правый поворот и стоял в ожидании «кто пропустит», не реагируя на сигналящую толпу сзади. Всего проведено сто опытов. После обработки записей получены весьма любопытные результаты. Из оценки исключены редкие автомобили, как не дающие статистически достоверного результата.
Получилась такая картинка:
Пропускает, примерно, каждый 40-й водитель.
Абсолютным лидером среди пропускающих являются владельцы новых дорогих автомобилей, - 94% пропустивших.
По маркам автомобилей: с большим отрывом лидируют владельцы Мерседесов, далее идут Вольвы и БМВ (примерно в одинаковом соотношении). Замыкает рейтинг «вежливых» Ниссан Теана.
Практически никогда не пропускают наши Вазы, подержанные Фокусы и Мондео, Мазды 3 и 6 (тоже поношенные) и Шкоды.
По сделанным записям получилось, что около 20% всех водителей женщины. Т.е. из 4000 поучаствовавших в эксперименте, 800 автомобилей управляются женщинами. Пропустила одна (на Лексусе).
Возвращаясь к вопросу про царя горы. Если исходить из антропологического подхода к оценке результатов, то получается, что вежливые предупредительные люди как-то больше преуспели в жизни. Вывод сильно спорный, зная наши реалии. Тогда получается, что дорогие авто произвели сами мощное культуроформирующее воздействии и спроецировались в систему "человек-человек". Так кто же царь горы?
Р.S. Будем считать, что на женщин-водителей вещи культуроформирующего воздействия не оказывают.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.