Кто и за что воюет в Сирии

Кто и за что воюет в Сирии? Ученые-востоковеды выделяют от 50 до 70 группировок, воюющих сейчас в Сирии. Их можно условно сгруппировать в пять противостоящих сил.

Асад Первый: основатель «династии» 
Хафез Асад – «ближневосточный Бисмарк» – родился 6 октября 1930 года в Государстве Алавитов, созданном французской «оккупационной» администрацией, в семье зажиточного крестьянина и лидера местной общины Али Сулеймана аль-Вахша по прозвищу Асад («Лев»). В юности Хафез хотел стать врачом, но семье не хватило денег. Пришлось выбрать единственный путь, доступный ребенку-алавиту, – путь военного. После летной школы в Алеппо и стажировки в Египте Асад за отличные успехи в учебе в 1957 году был направлен в СССР, где осваивал МИГ-17 на военно-воздушной базе под Фрунзе (Бишкеком). Там он учился вместе с Хосни Мубараком, тоже военным летчиком и тоже бессменным президентом Египта на протяжении 30 лет. 
Иллюстрация: Kerry Waghorn, www.kerrywaghorn.com
Асад прекрасно освоил русский язык, что в будущем помогло ему в переговорах с Брежневым и Горбачевым. «Я с оружием меньше, чем на миллиард долларов, из Москвы не возвращаюсь», – любил говорить Асад. К моменту его смерти в 2000 году долг Сирии перед Россией составлял $15 млрд. 
Рано вступив в партию «Баас», Хафез Асад успел поучаствовать в нескольких государственных переворотах. В Ираке у власти тоже находилась партия «Баас», но если диктатора Ирака Саддама Хусейна советская печать называла «кровавым фашистским палачом», то диктатора Сирии Хафеза Асада вполне можно охарактеризовать «полукровавым полуфашистским полупалачом». Единственный его «бзик» – война с Израилем. Только проиграв трижды подряд, Асад-старший успокоился. 
Первоначально руководство Сирии ориентировалось на создание сирийской гражданской нации. Но проект провалился, и правление Асада вылилось в диктатуру алавитского меньшинства и родственников диктатора. Сначала наследником Асада считался его брат Рифад, но он дискредитировал себя тем, что погряз в коррупции, а во время болезни Хафеза пытался захватить власть. Брата выслали из страны, и новой надеждой стал старший сын Басиль. Он был таким же «политическим животным», как и отец, – властным, жестким и амбициозным. Но в 1994 году Басиль погиб в автокатастрофе. И неожиданно для себя наследником стал младший сын диктатора Башар – скромный врач-офтальмолог, живущий в Англии и никогда не мечтавший ни о военной карьере, ни о власти.

Башар Асад: львенок в гриве отца 
Асад первый оставил Асаду второму страну в плачевном состоянии. «Социализм с сирийским лицом» забуксовал. Уже в конце 80-х начались перебои с продуктами и стройматериалами. Контрабанда через Ливан стала обычным явлением. Гражданская война между алавитами и суннитами была загнана под кожу и проявилась в 2011 году. $22 млрд международных кредитов осели в карманах родственников президента. По уровню жизни на 2000 год Сирия занимала 110-е место в мире из 160, 55 % населения находились за чертой бедности. Вот такую страну получил в руки 34-летний врач. За его плечами были Дамасский медицинский университет, ординатура в Лондоне, диссертация в Оксфорде. По-французски и по-английски президент Сирии говорил лучше, чем по-арабски. Если сегодня в Европе Асад воспринимается как «кровавое чудовище», то в 2000 году его называли «сирийский Горбачев». 
Иллюстрация: Kerry Waghorn, www.kerrywaghorn.com 
В 1994 году, когда на своем «Мерседесе» разбился его старший брат, Башара вызвали из Лондона и начали спешно готовить из него наследника. Он получил военное образование, в 1999 году – звание полковника, в 2000-м – маршала. Для накрутки популярности его бросили на борьбу с коррупцией. Когда Хафез Асад умер от сердечного приступа, Башар стал президентом. Ночью парламент пересмотрел конституцию, снизив возрастной ценз для президентской должности с 40 до 34 лет. Вице-президент отказался временно вступать в должность и чуть ли не спрятался, и на первых своих «выборах» Башар Асад получил 99,7 %. Выборы были безальтернативные. 
Началась «Сирийская весна», «оттепель» и либерализация. Башар Асад успел даже помириться с Саддамом Хусейном и до 2003 года, начала войны в Ираке, снабжал его оружием в обмен на нефть. Но тут «старая гвардия» поняла, что власть уходит из рук. В отличие от отца, Башар Асад не доминировал над своим окружением, как Сталин. Он был как Брежнев – первый среди равных. «Оттепель» была свернута, молодому льву указали его место. Силовые структуры, армия и спецслужбы, доставшиеся Башару Асаду в наследство от отца, вездесущи и коррумпированы. Асад – сугубо светский политик, умеренный, либеральный. Химические атаки 2013 года, которые чуть не стали поводом для вступления США в сирийскую гражданскую войну, скорее всего, осуществляли с подачи «старой гвардии». 
В 2011 году в Сирии вспыхнула гражданская война. Противостояние алавитов и суннитов, города и деревни, просвещенных военных и темных крестьянских масс вырвалось на поверхность. Сирия была четвертой страной, в которой вспыхнула Арабская весна. Но если президент Туниса Бен Али и президент Египта Хосни Мубарак были отстранены от власти буквально через месяц после начала стихийных протестов, и если Муаммар Каддафи, не испугавшийся развязать в Ливии гражданскую войну, потерпел поражение и был убит спустя девять месяцев, то Башар Асад сопротивляется уже восемь лет, причем первые четыре года его режим боролся в одиночку. Руководство России на просьбу о помощи откликнулось только в 2015-м. 
Кто и за что воюет в Сирии? 
Ученые-востоковеды выделяют от 50 до 70 группировок, воюющих сейчас в Сирии. Их можно условно сгруппировать в пять противостоящих сил. 
1. Правительственная армия Башара Асада. Большинство солдат составляют сунниты, но сунниты не хотят умирать за власть алавитов. От армии уклоняется до 40 % призывников. Поэтому положиться Асад может только на элитные алавитские части, которые перебрасываются с фронта на фронт. Их не хватает. Поэтому на стороне Асада еще воюют боевики ливанской шиитской группировки «Хезболла» и корпус стражей исламской революции, присланный из Ирана. Также на стороне «законной власти» сражаются российская армия и российские частные военные компании. 

2. Оппозиция. Как единого целого оппозиции не существует. Ее основа – Свободная армия Сирии, состоящая из тех, кто дезертировал от Асада. Их цель – его отставка, демократические реформы, переформатирование Сирии в федерацию с целью сохранения единого государства. Это светские люди, не фанатики, они не собираются строить царство Аллаха на земле. Свободную армию Сирии поддерживают Турция, Франция и США. Но светской антиасадовской оппозиции очень мало, воюет она плохо, а ее лидеры постоянно грызутся между собой. 
3. Не совсем радикальные исламисты. «Фронт аль-Нусра», отколовшийся кусок «Аль-Каиды» в Ираке. Выступает за построение «нормального» мусульманского общества, живущего по законам шариата. Воюет со всеми – с Асадом, светской оппозицией и Исламским государством. 
4. Исламское государство (ИГИЛ). Группировка, запрещенная в России. Бывшая «Аль-Каида» в Ираке. Террористическая организация, провозгласившая на отвоеванных территориях Сирии и Ирака создание подлинного исламского государства. Разгромив иракскую армию (во многом благодаря дикой коррупции – солдаты платили офицерам, чтобы не ходить в бой) и завладев огромным количеством американского оружия, ИГИЛ провозгласило своей целью построение халифата. Его ближайшая цель – захват Дамаска и Багдада, конечная – захват Мекки и Медины, свержение «продажного и нечестивого» режима в Саудовской Аравии. ИГИЛ торгует нефтью по демпинговым ценам, причем эту нефть у нее покупают все, даже режим Асада. 
5. Курды. Цель сирийских курдов, которых около 2 млн из 24 млн населения Сирии, – автономия или независимость по той же модели, какой ее добился Иракский Курдистан: он не выходил из состава Ирака, но уже многие годы живет самостоятельной жизнью. В Сирии курды очистили свою территорию от прочих воюющих сил. Они живут как в осажденной крепости, держат оборону и не спешат вмешиваться в гражданскую войну. Их желание – чтобы их не трогали. 
Контроль территорий в Сирии на начало 2019 г. www.foreignpolicy.com
Сложно себе представить конец гражданской войны в Сирии. Хотя она идет уже восемь лет, ресурсы сторон не исчерпаны. У одних за спиной – Россия, у других – Америка, у третьих – монархии Персидского залива. Очевидно, что война будет идти до победного конца. После вмешательства России армия Асада стала медленно отвоевывать город за городом. В 2015 году Асад контролировал 18 % территории, сегодня почти 85 %. Но во многом это мнимый контроль. Очевидно, что будущее Сирии печально, 60 % жилого фонда и 75 % промышленных предприятий уничтожено, война не задела только Латакию. Даже если Асад победит, Сирия останется в международной изоляции, и перед ней встанет вопрос нового государственного устройства. Потому что война не только не сняла накопившиеся противоречия, она до предела обострила их. Большинство ученых-востоковедов сходятся во мнении, что единственный выход для Сирии – или цивилизованный развод на части, или создание равноправной федерации по модели Ливана, где за представителем каждой религии закреплен определенный пост и набор представительских квот, а власть распределена равномерно между представителями всех общин. 

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ