КРИЗИС как интеллектуальный вызов.

Кризис как интеллектуальный вызов.

Кризис в российской экономике принимает все более отчетливые очертания и не менее угрожающие масштабы.

Избыточная монополизация, завышенный курс иностранной валюты, рост процентных ставок по кредитам и вытекание капитала из страны снижают эффективность экономики в целом.

В России начался масштабное снижение поступлений иностранных инвестиций, которые перестают поступать в сырьевую экономику. Более того, денежно-кредитная, налогово-бюджетная политика, паника на валютном рынке в совокупности с геополитической обстановкой вокруг Крыма приводят к тому, что нынешние инвестиционные потоки сравниваются с потоками пятилетней давности.

Общество уже ощутило покрывало кризиса на себе, расходы существенно растут также, как растет недовольство. Бизнес структура страдает от резкого изменения цен на импортные полуфабрикаты, стремясь сфокусироваться на ценах, деньгах и прибыли. Предприниматели и руководители смотрят на позицию во времена упадка с одной точки зрения: не допустить убытков, остаться на плаву.

Конечно, во времена кризиса многие бизнес структуры могут пошатнуться или даже упасть. Но кризисов вообще не было бы, если бы руководство осуществлялось по-другому, более умело и грамотно. Один кризис нельзя обвинять во всех бедах. Кризисы отчетливо демонстрируют все дефекты, присущие финансовой системе и ее отдельным отраслям аналогично тому, как при легкой простуде у человека могут возбудиться все хронические заболевания, копившиеся в нем годами. Кризы нагляднее всего демонстрируют неустойчивость бизнеса. Бизнеса, в основе которого лежат только деньги. Быть может мы сами создали такую денежную систему, которая вместо того, чтобы служить удобным средством обмена, временами является для него помехой? Является ли неустойчивый бизнес результатом неудачных финансовых методов, а неудачные методы порождаются неверными мотивами? Очевидно, что однозначно заявить это невозможно, но можно выдвинуть предположение: если изменить подход к ведению бизнеса во времена возникновения кризиса, можно, как следствие, усовершенствовать финансовую систему.

В качестве первого шага к изменению, который может осуществить абсолютно каждый, увеличить эффективность управления, сделать упор на внутренней структуре своего бизнеса и начать работать над собственными несовершенствами.

Баснословное повышение цен в тяжелые временя, урезание заработной платы, сокращение рабочих мест происходят на предприятиях будто по инерции. Линия организаций-производителей одного вида продукции следят за ценообразованием друг друга, и, если их конкурент поднимает цену, то они поднимают ее автоматически. Это вовсе не разумно. Урезание заработной платы – это еще более легкий решить проблему недостатка денежных средств. В действительности оно означает нарушение общечеловеческих законов и обвинение сотрудников в их несостоятельности, признание их работы бесполезной для процветания компании. Единицы руководителей организаций воспринимают кризисные ситуации как мощный стимул совершенствования производства. Кризис – время, в которое можно вплотную подойти к изучению изъянов и слабых мест, которые видны как на ладони. Кризис – время, в которое упор необходимо делать на эффективность организационного управления и ведение бизнеса. Многие забыли о простой истине бизнеса: любой владелец собственности время от времени несет убытки и теряет деньги. Таков закон. Предприниматель может трезво оценить ситуацию, признать невозможным избежать убытков и продолжить вести дело дальше, работая над внутренней структурой предприятия. С другой стороны, собственник может закрыть дело и понести потери от собственной лености и страхов.

Существует определенное мнение, будто в кризисные времена производители обязаны повышать цены по причине роста издержек на производстве, но это самый простой путь. Вне зависимости от положения дел в стране существует определенная цена, которую покупатель готов заплатить за продукт, и во времена кризиса она в разы ниже. Будет в разы рациональнее, если производителей будут призывать к снижению себестоимости продукции и, соответственно, к снижению цен. Этого нельзя добиваться ухудшением качества, недальновидной экономической политикой, которая приводит к недовольствам потребителей и работников. Этого можно добиться только повышением эффективности производства. В ином случае мы приходим к замкнутому кругу, в котором рост цен порождает нехватку денег в обществе, что в свою очередь приводит к усугублению кризиса и инфляции и снова к повышению цен.

Если смотреть на кризис с подобной точки зрения, то его можно воспринимать в бизнесе как интеллектуальный вызов деловому обществу. Безусловно, изменения – дела не одного дня и эффекта невозможно достичь, если лишь два-три предприятия взглянуть на экономические спады в стране с подобной точки зрения, но можно предположить, если начало будет положено, у дела найдутся последователи, для которых деньги еще стали некой манией.

Вероятно, при подобном подходе можно если не ликвидировать кризис, то для начала устранить его пагубные последствия, и мы будем называть инфляцию и спад деловой активности такими же побежденными болезнями, как и грипп и оспу.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ