Казалось бы, что может быть проще – встать на платформу, взявшись за руль, и оттолкнуться ногой, чтобы поехать. Но не нужно недооценивать самокат: во-первых, в 2018 году его признали транспортом года, а во-вторых, у него насыщенная и сложная история.
Иллюстрация: SSPL/Getty Images gettyimages.com
Совсем недавно, 19 мая, отмечался National Scooter Day. Сказать, что в этот день улицы заполняются детьми и взрослыми на самокатах, было бы сильным преувеличением. Но это отнюдь не значит, что самокат не популярен среди людей всех возрастов. Дети любят его за то, что это их первая «серьезная» игрушка, взрослые – за удобство, помощь в передвижении по городу, увеличение физической активности. Со стороны кажется, что в конструкции самоката нет ничего сложного – два колеса, платформа, руль. Может быть, это действительно так, но, если взглянуть в прошлое, этот транспорт не покажется таким уж незамысловатым. Когда и где появился первый самокат?
Но дело в том, что точного ответа на этот вопрос никто не знает. Раньше гении-изобретатели не вели блог в Инстаграме и не рассказывали о своих успехах на YouTube-каналах, и надежных способов объявить о своем изобретении громко и на весь мир не было. Поэтому, если углубиться в историю самоката, просто запутаешься в бесконечных попытках разобраться, кто же все-таки подарил его миру. На роль страны, где создали первый самокат, претендуют и Германия, и Франция, и Англия. Одна из версий вообще утверждает, что средства передвижения наподобие самокатов были еще в Древнем Египте, Греции или Риме. Но в пользу этого нет никаких доказательств, поэтому в поисках изобретателя скутера придется переместиться сразу на несколько веков вперед. Здесь, в 1817 году, мы знакомимся с немцем Карлом фон Дрезем (Karl Drais), который придумал велосипед. Однако он по праву может считаться и изобретателем самоката. Ведь до велосипеда он создал Laufmaschine, что дословно переводится как «машина для ходьбы». Как говорится, зачем изобретать велосипед, если можно изобрести самокат! Карл смастерил деревянную раму, прикрутил к ней колеса из металла, но не справился с рулем – машина ехала только в одном направлении. Тем не менее, это смело можно назвать прототипом самоката – человеку нужно было перебирать ногами и отталкиваться от земли, чтобы ехать. Учитывая такую конструкцию Laufmaschine, можно только посочувствовать их владельцам – им приходилось сидеть на жесткой деревянной доске и прикладывать довольно много усилий для перемещения. Но напомним, что речь идет о 1818 годе, когда выбирать особо было не из чего. «Машина для ходьбы» быстро стала популярна в Европе, а в Германии ее называли «дрезиной» в честь создателя. До нашего времени она тоже дошла, но в другом виде – теперь ею пользуются работники на железных дорогах, когда осматривают пути. Помните, Шапокляк на такой передвигалась?
Примерно тогда же, в 1819 году, в Лондоне назревал свой самокат. Каретный мастер Дэнис Джонсон (Denis Johnson) взял за основу уже известную Европе дрезину, добавил сиденье для удобства и способный к поворотам руль. В Англии это чудо техники получило название dandy horse – то есть «лошадь денди», ведь на ней любили ездить лондонские модники. Сам создатель прозвал свое творение «пешеходным двухколесным экипажем».
Довольно быстро самокаты перебрались в другую часть света, в Америку. На них начали разъезжать в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и других городах. Если бы кто-нибудь из нас попытался прокатиться на этом приспособлении сейчас, мы как минимум остались бы недовольны, а как максимум – что-нибудь себе переломали. У «самокатов» того периода не было тормозов, рулевой системы и даже покрышек – их изобретут только к концу XIX века. Но людям было достаточно и этого, несмотря на необходимость ездить по жесткой брусчатке, отбивая себе все внутренности.
А вот кто и когда опустил у самоката раму, уменьшил колеса и сделал руль – история умалчивает. Одна из версий приписывает эту задумку лондонскому школьнику Уолтеру Линсу, однако подтверждений в пользу этой гипотезы нет. Тем не менее, в начале XX века люди уже ездили на самокатах, максимально приближенных к современным по виду. В начале 1900-х увидеть ребенка на самокате было привычным делом – в документальном фильме A Trip Through the Streets of Amsterdam 1922 года есть кадры с детьми на скутерах. В разных странах Европы и в разных штатах США их изготавливали из подручных средств, совмещая детали от роликовых коньков и велосипеда. Вскоре на самокаты пересели и взрослые – когда в мире появились а) двигатель внутреннего сгорания и б) автопед.
Мальчик на скутере, 1930-е Фото: H. Armstrong Roberts fineartamerica.com
Автопед – первые электросамокатыСамое известное фото английской суфражистки и активистки Флоренс Норман – то, на котором она в 1916 году едет на работу на своем автопеде, что с виду ничем не отличается от сегодняшнего электросамоката. Норман была не единственной – в начале XX века Европу и Америку захватили эти компактные мотороллеры, которые считаются первым этапом в развитии электрических самокатов. Начиная с 1915 года американская Autoped Company запустила серийное производство «самодвижущихся средств», которые в честь компании и получили название «автопед». В Европе эстафету перехватила немецкая фирма Krupp. Автопеды работали на основе четырехтактного поршневого двигателя и мотора с воздушным охлаждением. На них можно было развить скорость до 30–40 км/ч, а на одном галлоне газа проехать около 200 км. Уже тогда начали делать первые модели со складной конструкцией.
Но и минусы у самокатов XX века были. Автопеды были шумные, тяжелые и не самые дешевые, а механические самокаты – неудобные и небезопасные. Да и транспортная инфраструктура начала XX века оставляла желать лучшего – места не было, и за каждый метр приходилось конкурировать. Эту битву за власть в итоге выиграли автомобили – сейчас персональный транспорт представляют, в основном, они.
Вплоть до конца XX века самокаты не поддавались серьезным модификациям. Инженеры вносили лишь небольшие изменения в размеры и способы крепления колес, рулевую систему, платформу и так далее. Зато ближе к нашему столетию вновь стали популярны механические скутеры, которые в движение приводит старое доброе отталкивание ногой. В 1990-е их производит уже несколько компаний – активно разработкой самокатов пытаются заниматься мастерские, изготавливающие велосипеды, автомобильные концерны и отдельные инженеры. Последние, кстати, и сыграли важную роль в современном развитии самокатов. Но об этом – дальше!
Каждому – свой самокатХотя с историей самоката современного образца тоже большая неразбериха, имена создателей все же есть. Новый этап развития механических самокатов принято ассоциировать с выпущенной в 1996 году моделью Razor (Micro Skate Scooter). Ее создал швейцарский инженер Вим Оботер (Wim Ouboter), хотя иногда упоминают еще двоих – Сигарта Штрака и Джино Цай (Gino Tsai). Сигарт в 1995 году представил на Международной выставке изобретений в Женеве свой прототип самоката, а Вим Оботер выкупил у него права на конструкцию, чтобы доработать ее для массового производства. Вскоре он познакомился с Джино Цай, который проектировал детали для велосипедов, и предложил ему поучаствовать в разработке. Результатом их сотрудничества стала та самая первая модель Razor, которую принято считать начальной вехой в современной истории самокатов.
В начале 2000-х уже начинается быстрое и разноплановое развитие скутеров – их разрабатывают для конкретных условий, покрытий, занятий, добавляют все новые и новые детали и функции, придумывают специализированные модели. Компания Razor, появившаяся вскоре после первой выпущенной модели, ушла в производство трюковых самокатов – сейчас они лидеры на этом рынке. Самокаты для кикскутеринга лишены системы складывания, имеют небольшие колеса диаметром не более 125 мм и преследуют только одну цель – не навредить владельцу-экстремалу.
Дог-скутеринг farmshow.com
Но большая часть самокатов – все же городские, на которых люди неспешно ездят на работу, прогуливаются, катаются по набережным. Главное в них – удобство и комфорт водителя, ни о каких ошеломляющих деталях тут речи не идет. Все, что нужно, – большие колеса диаметром от 150 до 250 мм, чтобы самокат прочно держался «на ногах» и при этом быстро ехал, амортизаторы и гибкая дека, чтобы смягчить удары о кочки и трещины на дорогах, механизм складывания, чтобы сложить самокат и забежать в автобус или на станцию метро. Разгоняться на городском самокате и тем более пытаться выполнить трюки лишено смысла – риск сломать не только транспорт, но и свою ногу очень велик.
В Конго самокаты Чукуду – это еще и большой помощник, а не просто развлечение Фото: AFP, gettyimages.com
Футбайки. Тут не знакомый с самокатами человек впадает в ступор, ведь перед ним же велосипед! Но это не так, хотя, конечно, футбайк имеет в своей конструкции навеянные велосипедом детали: вилка, тормоза, руль, большие колеса, но все же педалей и трансмиссии у него нет. На футбайке проще преодолевать большие расстояния, разгоняться по трассам, и поэтому они любимы самокатчиками-путешественниками. Все благодаря огромным колесам диаметром от 300 до 700 мм. Среди тех, кто ездит на футбайках, развиты спорт и соревнования на разных местностях, поэтому есть модели для шоссе, скоростного спуска, сельского ландшафта и так далее. Футбайки хороши тем, что они как конструктор – учитывая их схожесть с велосипедами, можно комбинировать разные запчасти и получить свой собственный футбайк, сделанный для конкретных нужд. В общем, любой футбайк – это самокат, но не любой самокат – это футбайк!
Дерт-самокаты созданы для российских реалий – на них проехать можно по любому покрытию! Изначально они создавались как внедорожники в мире самокатов, а также для спусков по трамплинам и для небольших трюков начального уровня. У них прочная конструкция, широкие колеса и нет возможности складываться – но не стоит думать, что на дерт-самокате можно выполнить любые трюки. В целом, это более весомый родственник городских самокатов, не такой ранимый и нежный, но и подход к нему должен быть особенный, учитывая масштаб и вес конструкции.
С появлением электромотора, после 2000-х, стали набирать популярность электрические самокаты, работающие на аккумуляторе. Они предполагают три режима передвижения: мускульный (многократное отталкивание ногой от земли), на электротяге и смешанный режим. На электросамокаты зачастую устанавливают сиденья, и такие модели уже больше похожи на мотоскутеры.
Зачастую энтузиасты создают «смешанные» виды, например, трюковой самокат, который может складываться, или городской самокат с большими колесами. Ежегодно на рынок выходят необычные модели: дрифт-самокаты, степперы, педальные или трехколесные. Сложно остановить поток мысли у инженеров и изобретателей, да и зачем! Главное, что самокаты уверенно развиваются по сей день – появляются соревнования и хобби, связанные с ними. Например, дог-скутеринг, или собакатство. Как несложно догадаться по названию, это вид ездового спорта, в котором человек встает на самокат, а собака тянет его за собой. Для такого занятия важны большие, устойчивые самокаты – обычно это футбайки. Минимальный диаметр переднего колеса должен быть 400 мм, а заднего – не менее 300.
Что будет дальше – можно лишь пытаться угадать. Возможно, привычные самокаты изменятся до неузнаваемости. Ведь наверняка Карл фон Дрез даже не догадывался, как модифицируют его машину для бега спустя всего 200 лет.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.