«– Вы же образованный человек, вас такой чепухой не проведешь, – сказал я. – Как вы объясняете этот вой? – Трясина иной раз издает очень странные звуки. То ли это ил оседает, то ли вода поднимается на поверхность, то ли еще что, кто знает?». Доктор Ватсон, как врач и, следовательно, «человек образованный», в призрак собаки, преследующий род Баскервилей, не верил. Той же реакции он ждал и от натуралиста Джека Степлтона, который пытался объяснить вой намазанного фосфором чудовища оседанием ила.
В принципе, перед нами алгоритм веры сэра Артура Конан Дойля в гостей «с той стороны»… Создатель Шерлока Холмса и профессора Челленджера верил в духов.
Можно сказать, что «отец дедуктивного метода» не верил, а знал, что после смерти все только начинается. Став спиритуалистом, Конан Дойль всячески старался принизить материалистические воззрения, говорил даже о том, что Спиритуалистическая Церковь намного ближе к Церкви Христианской, чем к вульгарному материализму. Если же смотреть с привычных в нашей стране марксистко-ленинских позиций, то детективщик всех времен и народов был самым что ни на есть прожженным материалистом, так как исследовал загробный мир как объективную реальность, при помощи науки и фототехники выстраивая солидную доказательную базу.
В 1893 году 34-летний Конан Дойль, уже автор «Этюда в багровых тонах» и «Скандала в Богемии», вступил в Общество психических исследований. Для литератора, интересующегося всем и вся, «охота за привидениями», видимо, была еще одним развлечением вечно голодной души, чем-то средним между крикетом и путешествиями. Хотя стоит отметить, что Общество совсем не было сборищем экзальтированных барышень и скучающих декадентов, решивших собраться в выходные и повертеть столик. Эта вполне солидная организация (среди членов которой были философ Уильям Джеймс и будущий премьер-министр Артур Бальфур) поставила своей целью «изучение всего паранормального» и даже издавала еженедельный журнал Light. Правда, такие великие мужи, как Дарвин, Хаксли и Спенсер, относились к ней как к «сборищу мальчишек», от которых ничего, кроме ерунды, не услышишь.
Один раз в качестве задания сэр Артур был отправлен на ночевку в «дом с привидениями», где уже на вторую ночь зафиксировал странные звуки, словно бы кто-то бил палкой по столу. Установить источник звука не удалось. Спустя несколько лет в саду дома нашли останки ребенка…
Кстати, именно со «стука палкой» берет свое начало спиритуализм как «мировая религия». Речь идет о случае сестер Фокс, описанном Конан Дойлем в его огромной «Истории спиритизма» (1926). В 1848 году, когда будущего апостола новой веры еще даже в проекте не было, канадский фермер Джон Фокс переселился в маленький город Хайдсвиль на севере штата Нью-Йорк. Вместе с ним переехали жена и две дочери, 14-летняя Маргарет и 11-летняя Кейт. Через несколько дней после новоселья начали происходить странные вещи. Стуки не давали семье спать, чьи-то холодные руки гладили новых жильцов во сне, с девочек по ночам стаскивали одеяла. Когда стали простукивать стены, одна из них «ответила»: на три стука – одним. Кейт хлопнула в ладоши – раздался хлопок в ответ. Произошел контакт. У «духа» спросили, сколько лет дочерям. Он ответил правильно, и началось «перестукивание». Сбежались соседи, приехал бургомистр, составил акт: о том, что да – стучит, да – общается, да – непонятно что. В ходе «общения» установили, что на связь вышел дух торговца, который был ограблен, убил и зарыт в подвале нового дома семьи Фокс. Через некоторое время были обнаружены и кости.
Родители девочек моментально смекнули, что к чему, и начали делать деньги. В сестрах признали медиумов и начали возить их с платными демонстрациями по всей стране. Народ, как сейчас говорят, «ломанулся», а девочки превратились в настоящих «поп-звезд». Общественное мнение разделилось. Одни считали медиумов шарлатанами, другие – и среди них было много уважаемых и образованных людей – утверждали, что Кейт и Маргарет действительно помогали им общаться с душами покойных родственников. С одной стороны, сестры Фокс на сеансах выкладывали подробности, о которых могли знать только близкие умерших. С другой – когда вызывали души знаменитостей, те порой демонстрировали вопиющую безграмотность: дух Франклина, например, не разбирался в физике.
За связь с родственниками щедро платили, и медиумы начали «плодиться, как кролики весной». Уже в 1855 году стала выходить первая спиритуалистическая газета «Йоркширский листок», а к 1859-му, когда родился сэр Артур Конан Дойль, миллионы последователей спиритуализма появились во всем мире, не исключая Великобританию. Королева Виктория тоже была замечена за столоверчением. Параллельно начались скандалы с разоблачением медиумов, но это никак не влияло на убежденность масс. Даже когда в 1888 году сестры Фокс признались, что вся история была сплошным надувательством, адептов новой религии это уже не могло поколебать. Кейт и Маргарет скончались от алкоголизма в возрасте 56 и 59 лет соответственно. Их смерть как раз совпадает со вступлением Конан Дойля в Общество психических исследований.
Свои первые спиритические сеансы Конан Дойль посещал, еще будучи практикующим врачом, в 1885–1888 годах. Тогда это были только модные развлечения, способ скоротать вечер с друзьями. Сложно найти ту грань, которая отделяет «духовный крикет» от пламенной веры. Более или менее четким водоразделом может служить Первая мировая война, в которой миллионы людей потеряли своих близких. Спиритуализм же давал им возможность общаться с погибшими и после их смерти. Мировая бойня унесла жизнь и старшего сына сэра Артура: в 1916 году Кингсли Дойль был тяжело ранен в битве на Сомме, а в 1918-м скончался от пневмонии.
Через несколько месяцев после ранения сына создатель Холмса публично объявил о своей приверженности спиритуалистическому учению. «Или абсолютное безумие, или переворот в религиозной мысли – переворот, дающий нам бесконечное утешение, когда те, кто дорог нам, уходят за завесу мрака», – писал неофит в своей программой статье в журнале «Лайт».
«Благодаря» войне спиритуализм переживает второе рождение, из модного течения превращаясь практически в религию. Во главе новой волны – сэр Артур Конан Дойль. Уже на следующий 1917 год готовится выход его программной книги «Новое откровение» – что, кстати, не мешает ему писать новые рассказы о Холмсе, полные логики и здравого смысла. Конан Дойль вовсе не превратился в городского сумасшедшего – он продолжает много печататься, заниматься спортом и политикой, встречаться с генералами и дружить со «звездами». Свет воспринял его причуды снисходительно. Конан Дойль же к своей «миссии» относился со всей серьезностью: с 1918 года им было написано и издано за свой счет свыше 20 книг о спиритуализме, написано более 200 статей. За последние 12 лет жизни Конан Дойль объездил с лекциями полмира, включая Австралию, США, Канаду и Скандинавию. Все прибыли от «гастролей» шли в пользу Церкви спиритуализма. Более того, писатель без счета тратил на пропаганду своей веры и собственные средства – в сумме свыше 250 тысяч фунтов, что в пересчете на современные деньги равняется 7,5 миллиона фунтов (это почти полмиллиарда рублей).
В продвижение каких идей были вложены такие огромные деньги? В «Новом откровении» Конан Дойль, ни много ни мало, пытается примирить науку и религию, доказать бессмертие души с помощью эксперимента. Мыслящий человек не может верить в сказки об Адаме и Еве, он верит в эволюцию. Для Конан Дойля нет противоречия между эволюцией и «тем светом», это все звенья одной цепи. Бог бесконечно далеко, Христос был выдающимся медиумом, а после смерти нас ждет рай, куда попадут все. Одни напрямую, другие через чистилище, которое, впрочем, есть лишь разновидность школы, а не пыточная. Ада не существует. Переход и смерть – легки и приятны; после них человек получает новое «духовное» тело и живет в нем вечно (в возможность переселения душ и второго рождения доктор Дойль уверует перед самой смертью). Вообще, «тот свет» по Конан Дойлю напоминает хороший британский санаторий: души гуляют, занимаются любимым делом, курят, выпивают и играют в крикет. Особенность подхода в том, что все описания «лучшего мира» не взяты с потолка, а получены на многочисленных спиритических сеансах, в ходе которых Конан Дойль подробно «допрашивал духов». Все происходило при свидетелях и фиксировалось на фотопленку. Такой метод Конан Дойль считал вполне научным. Он не уставал подчеркивать, что правота его учения базируется на идентичности почти всех «показаний» духов. А о «собеседниках», которые на спиритических сеансах несут ерунду, доктор Дойль говорил: «Некоторые дураками рождаются, дураками умирают, дураками же и остаются после смерти».
Теперь Конан Дойль устраивал спиритические сеансы почти каждый день. Общался с погибшим сыном и писателями, уже покинувшими свет, например, Уайльдом и Диккенсом. На удивление, «сильнейшим медиумом» оказалась его вторая супруга Джин Леки, которая полностью разделяла увлечение мужа спиритизмом. Дух первой жены Конан Дойля почему-то сразу перестал к нему приходить…
В 1922 году 63-летний сэр Артур опубликовал фолиант под названием «Визит фей». В нем автор признавался, что уверовал в еще одну неопровержимую истину – существование «маленького народца». И снова сугубо на основе неопровержимых доказательств! На этот раз по Великобритании уже пошли слухи о том, что «патриарх выжил из ума». Но Конан Дойль до конца дней оставался махровым прагматиком – другое дело, что доказательную базу он сооружал, не всегда проверив все исходные данные… Скажем так: он хотел верить, и поэтому верил легко, но не во все подряд – только в призраков и фей, ведь явления тех и других были подтверждены фотоснимками и свидетелями. Не могут же порядочные граждане открыто врать и фальсифицировать улики! Конан Дойль доверял людям как мальчишка, до смерти не утративший романтической веры в идеалы… История «фей из Коттингли», наверное, самая наивная и самая громкая мистификация начала ХХ века. Сегодня очевидно, что фигурки фей на фотографиях 16-летней Элси Райт и ее 10-летней кузины Френсис Гриффитс вырезаны из книжки. Две школьницы решили пошутить, а множество взрослых мужчин с учеными степенями им поверило. Конан Дойль оставался убежденным в подлинности фотоснимков с феями до самой смерти.
Фото были сделаны сестрами летом 1917 года. Родители девочек не придали снимкам никакого значения, ведь старшая – Элси – занималась в фотостудии и даже на заказ «фальсифицировала» фотографии. Но к 1919 году карточки дошли до теософских и спиритических кругов и уже там попались на глаза Конан Дойлю. Он написал маленькую заметку о фотографиях фей в популярном журнале – всего лишь как о забавном казусе, над которым можно посмеяться. Потом, по мере появления новых снимков, проведения экспертиз и отчетов медиумов, которые съездили в Коттингли и «увидели» «маленький народец», Конан Дойль изменил свое мнение. Он послал девочкам пронумерованные фотопластины и попросил их сфотографировать фей снова. Что девочки и сделали. Тогда сэр Артур уверовал окончательно и сел за книгу.
Сегодня это, скорее, книга-сказка, но Конан Дойль писал серьезное научное исследование, с морем свидетельских показаний, фотографий и описаний нравов таинственных существ. Книга изобилует подробностями о том, как феи принимают солнечные ванны, катаются на насекомых, делают модные стрижки и вообще живут жизнью, очень похожей на человеческую. Единственное, по поводу чего сокрушается автор, так это то, что контакт цивилизации людей и фейри может сильно навредить последним.
Но позвольте, ведь феи и призраки – явления абсолютно разные! И тут мы приближаемся к той картине мира, которая сложилась в голове у Конан Дойля. Он был совершенно рациональный человек, без какого-либо налета мистики. Феи и загробная жизнь для него – доказанные наукой и зафиксированные приборами явления. Значит, это явления того же ряда, что и самолет, который летает по небу, и лупа, которая прожигает бумагу. Это не колдовство и не мошенничество. Другое дело – Конан Дойль был излишне доверчив, а наука в начале ХХ века, особенно в плане приборов, ответственных за фиксирование реальности, оставляла широкое поля для фальсификации. Чем многие и пользовались.
Френсис Гриффитс умерла в 1986 году, Элси пережила ее на два года. Перед смертью она призналась, что «шутка была рассчитана на пару часов, а продержалась 70 лет».
Конан Дойль скончался в 1930-м. На церемонию прощания были приглашены несколько медиумов, которые под конец мероприятия объявили: «Он здесь». Все взгляды устремились на пустое кресло, отведенное для сэра Артура. И все уверовали, что он вернулся.
Перед смертью Конан Дойль выпустил книгу «Воспоминания и приключения», в которой спиритуализму отведена только последняя маленькая главка под названием «Психические изыскания». Но в этом нет ничего удивительного – ведь если вы, допустим, верите в бога, то не отведете же под это половину своих мемуаров? Спиритуализм стал для великого писателя чем-то естественным, само собой разумеющимся. Может быть, поэтому он и не боялся смерти, так как твердо знал, что сразу после нее сможет вернуться назад, поговорить с женой и детьми, а после отправиться играть в крикет в небесный британский санаторий.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.