Китайская родня Т-72

В середине 1980-х годов в Китае появилось несколько «Уралов» – советских танков Т-72. Приобрели их где-то на Ближнем Востоке; по одной из версий, это были иранские трофеи, захваченные у Ирака. Приблизительно в то же время китайцам удалось то ли выкрасть чертежи, то ли каким-то иным образом наладить штучное производство советских 125-миллиметровых танковых пушек 2А46. Выяснилось также, что уровень китайских технологий позволяет успешно копировать советские автоматы заряжания, установленные на Т-72. Все эти факты оказали положительное влияние на прогресс китайских машин…

Вообще, попытки создать современный танк третьего поколения китайцы предпринимали еще в 70-х годах. Тогда они разработали опытный танк – со сварной башней сложной формы, механизмом заряжания, системой управления огнем (СУО) и достаточно мощным (около 1000 л. с.) двигателем. Ствол 120-миллиметровой гладкоствольной пушки, стабилизированной в двух плоскостях, был оборудован эжектором собственной разработки. Спаренный пулемет отсутствовал, однако перед люком командира монтировалась турель. Двигатель выпускался в Китае по немецкой лицензии, а в самой ФРГ, по некоторым сведениям, он использовался для большегрузных автомобилей. Броню конструкторы старались сделать еще толще за счет дополнительных бронелистов в лобовой части. В конце концов всю конструкцию WZ-1224 признали неудачной, и приоритет отдали WZ-1226 – другой опытной машине, имевшей более привычный облик с литой башней. Готова она была к 1981 году.
Довольно-таки похожим на WZ-1226 получился серийный танк Type 80 («Штурм-I»), разработка которого велась с 1982 по 1985 год. Его корпус из сварных бронированных листов имел новую форму (по сравнению с предшественниками, копирующими советский Т-54). Башню позаимствовали у танка Type 69-II, представлявшего собой развитие Т-54. Наибольшее новаторство китайские инженеры продемонстрировали, конструируя ходовую часть. Вместо пяти пар опорных катков большого диаметра, унаследованных предшествующими моделями от советского оригинала, на Type 80 поставили шесть пар обрезиненных опорных катков и три пары поддерживающих роликов. В качестве основного вооружения установили 105-миллиметровую пушку Type 83 – копию английской L7.

Основной боевой танк Type 85, продемонстрированный китайцами в 1986 году, стал поворотным пунктом в их танкостроении, который завершил череду модернизации старых советских машин. Главным его отличием была сварная башня с развитой кормовой нишей по типу западных танков. Компоновка классическая. Корпус и башня имеют комбинированное многослойное бронирование в лобовой проекции, которое может дополняться подвеской динамической защиты. Прототип имел шасси Type 88, но в серийное производство машину запустили с измененным корпусом по кормовой части и моторно-трансмиссионному отделению.

Башня модульной конструкции сварена из катаных и литых броневых деталей; скулы ее заполнены керамическим наполнителем, что увеличивает стойкость фронтальной проекции от кумулятивных и подкалиберных снарядов. Первые образцы были вооружены той же 105-миллиметровой нарезной пушкой, что устанавливалась на танках Type 80/88.

Небольшой серией была выпущена модификация Type 85-I, оснащенная новой СУО ISFCS-212 со встроенным лазерным дальномером и комбинированными прицелами наводчика и командира. Дизельный двигатель с турбонаддувом 12150L7BW мощностью 730 л. с. позволял развивать скорость по шоссе до 57 км/ч. Двигатель этот является развитием дизеля 12150L-7, применяемого на танке Type 59, который, в свою очередь, представляет собой модификацию советского дизеля В-54. Запас хода составляет около 500 км.

Дальнейшим усовершенствованием стал Type 85-II (впервые показанный в 1989 году на выставке вооружений «Дубай-89»), а после – Type 85-IIM, первый китайский серийно производимый танк, оснащенный автоматом заряжания и вооруженный 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Его производство началось в 1992 году. На вооружение Народно-освободительной армии Китая (НОАК) он не поступал, а поставлялся преимущественно Пакистану – 225 экземпляров (там они называются Type 85-IIAP).

По характеристикам основного вооружения и автомата заряжания этот танк почти повторяет советский Т-72. Оригинально бронирование башни: оно выполнено в виде съемных модулей, что позволяет быстрее устранять боевые повреждения и упрощает модернизацию.
В 1995 году появился усовершенствованный образец – Type 85-III. Его защищенность усилилась за счет применения динамической защиты китайской разработки типа FY. Двигатель развивал мощность 1000 л. с., что увеличило максимальную скорость хода по шоссе до 65 км/ч. Планировалось совместное производство с Пакистаном, основным заказчиком. Однако испытания выявили недостаточную надежность форсированного дизеля в условиях пустыни, что вынудило пакистанскую сторону отказаться от проекта.

Опыт войны в Персидском заливе, где иракские танки китайского производства оказались совершенно не годны к противостоянию с западными танками третьего поколения, имел эффект холодного душа. НОАК решила создать танк, превосходящий Type 80, Type 85 и Type 88, и такой ОБТ был разработан на основе экспортного Type 85-IIM. Первоначально это детище фирмы NORINCO получило обозначение Type 88С, или ZTZ88C. Из-за финансовых трудностей его серийное производство начали лишь в 1997 году; обозначение поменялось на Type 96. Выпуск развернули в городе Баотоу на военном заводе № 617 – основном китайском танковом предприятии.
Как и предшественник, Type 96 имеет многослойное бронирование в лобовой проекции и вооружен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания. Вспомогательное вооружение: 12,7-миллиметровый зенитный пулемет W-85 и 7,62-миллиметровый пулемет Type 86, спаренный с пушкой, плюс к этому – по шесть спаренных блоков дымовых гранатометов по бортам башни. СУО включает двухплоскостной стабилизатор вооружения, комбинированные (дневной/ночной) прицелы командира и наводчика, баллистический вычислитель, набор датчиков и лазерный дальномер. Форсированный дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 1000 л. с. является развитием китайского танкового дизеля 12150L7BW и продолжает линию советского В-54.
Другая линия развития основных боевых танков третьего поколения пошла по пути более прямого копирования Т-72. Первым здесь стал Type 90-I, информации о котором проходило очень мало. Судя по всему, машина получилась «сырой», и китайские конструкторы снова решили «подразмяться» на экспортных разработках в интересах все того же Пакистана. 1 октября 1988 года китайская фирма NORINCO и пакистанская Heavy Industries Taxila подписали соглашение о разработке и совместном производстве нового основного боевого танка МВТ-2000.
Специалисты NORINCO использовали конструктивно-компоновочные решения, реализованные в зарубежных танках третьего поколения. В качестве основы взяли шасси и бронекорпус Т-72М, на который установили сварную башню с развитой кормовой нишей. Вот только вооружение выбрали опять российское: 125-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А46М с автоматом заряжания.
В создании Type 90-II участвовали английские и французские фирмы, а окончательная сборка производилась в Пакистане, где его стали называть «Аль Халид», или Р-90. Почти все оборудование и вооружение закупалось официально либо производилось по лицензии – это было новым для китайского танкостроения.

Основное вооружение «Аль Халида» – 125-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А46М с хромированным каналом ствола, термокожухом и эжектором. Улучшена система тормоза отката, что повышает точность стрельбы. Общий вес тела орудия без стабилизатора и бронемаски – 2443 кг, откатных частей – 1970 кг. Сообщалось, что пушки производятся в Китае по лицензии (купленной, скорее всего, у России). Автомат заряжания карусельного типа аналогичен установленному на Т-72. Боекомплект составляет 39 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, 22 из которых расположены в механической боеукладке под башней, остальные 17 – в корпусе. Используются те же 125-миллиметровые боеприпасы компании NORINCO, что и на Type 85-IIM/88C: бронебойный подкалиберный (начальная скорость 1760 м/с), кумулятивный (850 м/с) и осколочно-фугасный (950 м/с). Помимо этого предполагается наличие нового бронебойного подкалиберного оперенного снаряда с сердечником из обедненного урана (APFSDS) – известно, что Китай активно сотрудничает в этой области с Израилем и производит такие снаряды для Type 88 и Type 59D.

МВТ-2000 оборудован современной французской СУО; она аналогична установленной на танке «Леклерк». Основные элементы: цифровой баллистический вычислитель; перископический прицел наводчика с тепловизионной камерой, встроенным лазерным дальномером и независимо стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания; перископический комбинированный прицел-прибор наблюдения командира с головкой панорамного типа; дисплей командира, двухплоскостной стабилизатор вооружения (копия российского 2Э28 «Сирень») и набор датчиков. Вооружение управляется наводчиком и командиром. Поскольку головка панорамного прицела может поворачиваться на 180?, командирская башенка отсутствует, а по периметру люка командира установлено шесть перископических приборов наблюдения за местностью.

Проектируя МВТ-2000, китайцы и пакистанцы поэкспериментировали с двигателями. Сообщалось, что для «Аль Халида» они останавливались на британском 1200-сильном CV-12-1200 TCA «Кондор» (такой же стоит на «Челленджере») вкупе с французской гидромеханической автоматической трансмиссией SESM ESM-500 (такая стоит на «Леклерке»). Позже появилась информация, что на «Аль Халиде» поставят французский Unidiesel V, но в итоге на танке установили украинский 6ТД мощностью 1000 л. с. – не первой свежести, но позволяющий добиться низкого силуэта и без проблем входящий в габариты бронекорпуса Т-72М. Любопытно, что при этом экспортные VT-1 и VT-1A, направляемые в страны вроде Перу, китайцы оснащают более совершенным 1200-сильными 6ТД-2.

В начале 90-х отношения между нашей страной и Китаем значительно улучшились, так что порой Россия стала играть для Поднебесной роль волшебника Сулеймана, у которого «все без обмана». Захотели познакомиться поближе с конструкцией Т-72 – пожалуйста. А затем и новейшая модернизация Т-80У последовала – в надежде соблазнить на массовые закупки. Однако реакция китайцев на Т-80У оказалась неожиданной. Вместо того, чтобы купить готовый продукт, они решили самостоятельно создать танк, который не только будет способен победить в бою «Т-80У», но и сможет на равных противостоять «Абрамсу» и «Леопарду 2».

Новый супертанк Type 98 стал усовершенствованием Type 80-II. На него установили восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом WD396 (модернизацию немецкого MTV936, производимого в КНР по лицензии). Есть сведения, что трансмиссия полностью заимствована у нашего Т-72М. Ходовая часть скопирована у него же, но удлинена.

СУО Type 98 аналогична установленной на «Аль Халид». Одна из особенностей танка – оригинальная лазерная система активной защиты JD-3 на квантовых генераторах. Она состоит из датчика предупреждения о лазерном облучении и самого квантового генератора. При обнаружении луча лазера, наведенного на танк, система предупреждения подает команду на разворот башни, а генератор выдает свой лазерный луч малой мощности, определяя местонахождение излучающего объекта. Если цель засечена, лазер включается на полную мощность, поражая ее оптические средства.
Type 98 (ZTZ98) выпущен в 1998 году небольшой партией, по разным данным – от 60 до 100 штук. На военном параде на площади Тянанмень 1 октября 1999 года прошла колонна из 18 таких танков, произведя впечатление на иностранных корреспондентов и атташе.

«Магистральной линией» стало появление нового танка Type 99, который заметно отличается от предшественника лобовой частью башни на манер немецкого «Леопарда 2А5(А6)» и который китайцы порой афишируют как лучший в мире. Выбор вооружения сопровождался дебатами. Какую пушку использовать – 120- или 125-миллиметровую? По мнению генерального конструктора Чжу Юйшэна, по танковым орудиям западная технология была хуже русской. 120-миллиметровая пушка имеет метательный заряд объемом 9,8 л, а китайская 125-миллиметровая – заряд объемом 13,4 л. Испытания показали, что последняя действительно мощнее. Если говорить об огневой мощи Type 99, 125-миллиметровая пушка при использовании подкалиберного снаряда с сердечником из вольфрамового сплава с хвостовым стабилизатором способна на дистанции 2000 м пробить более 850 мм гомогенной брони, а с использованием пенетраторов из специального сплава – более 960 мм. Для сравнения: пушка американских М1А2 «Абрамс» с 2000 м пробивает 810-миллиметровую броню, пушка немецкого «Леопард 2А6» – около 900 мм, а японского танка Type 90 – 650 мм. Так что в лидерстве китайцев в технических характеристиках здесь нет сомнений.

На танке используется передовая СУО Hunter-killer. Командир может управлять оружием помимо наводчика – включая стрельбу, сопровождение цели, целеуказание и т. п.

Type 99 имеет и высокую защищенность: толщина брони башни в лобовой проекции – 700 мм, корпуса – 500–600 мм, а с учетом установки новой реактивной брони она может достигать 1000–1200 мм, что превосходит иные западные аналоги.

Сведения о количестве произведенных Type 99 разнятся, в основном говорят о 300–400 экземплярах. Наряду с Type 96 они будут составлять основу ударной мощи сухопутных сил НОАК в первой четверти XXI века. Хотя, конечно, остается вопросом: а удалось ли им превзойти улучшенные образцы тех российских аналогов, что послужили основой для их создания?

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ