Знаете, почему море манит работников офиса? Правильно: потому что они – планктон. Это злая шутка! На самом деле, море манит всех. Даже гениальных художников. Их, пожалуй, морская пена завораживает еще больше, чем всех остальных.
«Буря над Евпаторией». Иван Айвазовский, aivazovski.ru
Неравный бой
Русский живописец Алексей Боголюбов был академиком и внуком знаменитого путешественника из Петербурга в Москву Александра Радищева, а главное – любил море. И рисовал его где только ни увидит, добавляя для живости какое-нибудь историческое сражение. Например, Афонское (1807 год) – в Эгейском море, или Гангутское (1714 год) – в Балтийском. Но фаворитом художника оставалось море Черное, а одной из самых известных картин – «Бой парохода “Веста” с турецким броненосцем “Фетхи-Булендом” в Черном море» 11 июля 1877 года». Художник написал ее уже в следующем году – 1878-м, впечатлившись героизмом русских моряков. Речь – о пароходе, который стал известен благодаря тому, что во время Русско-турецкой войны принял бой с гораздо более мощным вражеским броненосным корветом «Фетхи-Булендом». А ведь «Веста» вообще была построена в качестве торгового судна! Бой длился целых пять часов, и русское судно одержало победу! Недаром неравную схватку описывали тогда многие художники, в том числе Иван Айвазовский.
Великий и забытый
Если об Айвазовском знают, что называется, даже камни под ногами, то творчество другого пейзажиста XIX века – Николая Дубовского – незаслуженно забыто современниками. Его стиль, безусловно, другой, не похожий на «хрустальную симфонию волн» «маэстро морской пены» Айвазовского, зато в ней много света и тепла. Это и понятно, живопись Дубовского близка к импрессионизму. Одно из самых интересных полотен так и называется – «Черное море». Картина была написана в 1896 году, когда знаменитое «Ласточкино гнездо» еще не построили. Так что у вас есть прекрасная возможность взглянуть на мыс Ай-Тодор, где сегодня находится замок, в его первозданном виде. Впрочем, точное место написания картины неизвестно – есть лишь догадки, что на ней изображена та самая гора. Воочию полотно можно посмотреть в Башкирском государственном художественном музее в Уфе.
Технический прогресс
Но не художниками позапрошлого века едиными жива русская «морская» кисть. Советские и российские живописцы тоже любили наш главный южный водоем. Взять, например, Юрия Белкова, родившегося в начале советской эпохи, успевшего пройти Великую Отечественную войну и творить уже в России. Он написал немало картин, посвященных Крыму и сочинскому побережью, особенно много их было создано в 1970–1980-х годах. Одна из самых известных работ – «На Черном море штиль» – написана в 1986 году. Стиль ее напоминает Николая Дубовского: та же игра света и тепла, но с технологическим прорывом. На переднем плане мы видим моторную лодку, а вдали – теплоход.
Художник-герой
В 1970 году свет увидела картина «Штормит. Черное море», которая сегодня находится в Севастопольском художественном музее имени М. П. Крошицкого. О ней мало кто знает, особенно за пределами Крыма. А ведь ее автор – в прошлом директор вышеназванного музея – Сергей Соколов, участник обороны Севастополя в годы ВОВ, спасший довоенное собрание картинной галереи. Несмотря на то что у художника оставалось мало времени для творчества, он успел создать шедевр, не уступающий работам живописцев XIX столетия. Эта картина, из немногих в биографии Соколова, стала одной из самых известных полотен о Черном море.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.