Не секрет, что с развитием технологий мир радикально меняется. Научно-технический прогресс набирает обороты, трансформируя социум и среду вокруг нас до неузнаваемости. Как человечество использует открывающиеся перед ним возможности? Что воплотится в реальность: наши лучшие мечты или самые худшие кошмары? Насколько от действий и поступков каждого из нас сегодня зависит завтрашний день?
С 5 по 7 августа в Ленинградской области прошла
Летняя школа социальных инженеров, на которой ведущие социологи и
футурологи обсудили возможные варианты развития будущего. Social Engineer School
– образовательные лагеря (гейм кэмпы), созданные под руководством кафедры
социального проектирования Северо-Западного института управления РАНХиГС. Школа
объединяет авторов социальных проектов, общественных активистов, ученых и
интеллектуальную молодежь. Основная миссия школы – трансляция современных
гуманитарных знаний и технологий с помощью креативных образовательных методик.
Школа служит площадкой для общения, обмена знаниями и объединения интересных
людей друг с другом.
Первый день был посвящен актуальной теме «Вероятные и невероятные сценарии
будущего». Второй – конструированию социальной реальности. Корреспондент «ММ» присутствовал на одной из лекций второго
дня, послушал координатора проекта Агентства стратегических инициатив «Кибер Россия»
Романа Поволоцкого и выяснил, чего стоит ожидать от компьютерных
технологий в ближайшем будущем.
Как известно, гейм девелопмент – одно из самых сложных
направлений в IT-сфере. Существует мнение, что современные игры не способы
учить новому и развивать полезные навыки, но проект «Кибер Россия»
полностью разрушил этот стереотип.
«Навык в играх – это территория свободы. Например, Майнкрафт –
это место, где человек может построить свой собственный контур свободы, поэтому
игра является естественным пространством для самореализации», – рассказывает
Роман.
По словам Романа, разработчики компьютерных игр – новые
рок-звезды. Для работы им, кстати, требуется целый комплекс знаний:
менеджмент и маркетинг, 2D/3D дизайн и анимация, понимание психологии
пользователя и программирование.
«Кибер Россия» предлагает модернизировать
«образовательную трубу» школа – колледж – вуз посредством хакатонов,
которые будут выступать как катализаторы учебного процесса. Хакатоны – это специальные
форумы, во время которых специалисты из разных областей (программисты,
дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы. По версии «Кибер России» во время хакатонов будут выбираться лучшие
таланты и «носители гена победы», проектам которых затем будет оказана поддержка
менторов и специалистов.
«Мы хотим обучить десятки тысяч детей, чтобы они овладели
профессиями будущего уже сейчас и приходили на учебу с удовольствием», – говорит
Роман.
К слову, проект уже может похвастаться интересными результатами,
которыми Роман поделился с летнешкольниками. Например, на хакатонах был придуман и создан VR-проект Title Shift,
который объясняет школьникам базовые принципы программирования с помощью Майнкрафт,
а также прототип очков смешанной реальности Microsoft Hololens, позволяющий
наблюдать за всеми движениями в стенах любого сооружения.
Кроме прочего, Роман рассказал историю Николая Муравьева,
который приехал на хакатон «Кибер-Сибирь» из Томска, чтобы «взломать свой мозг»
с помощью принципов идеомоторики. Дело в том, что Николай не может ходить,
и при его диагнозе нейрохирурги рекомендуют каждый день мысленно
представлять какое-либо движение парализованной конечности, чтобы мозг
передавал импульсы в мышцы, производя микросокращения. Это очень сложно, и
обычно люди довольно быстро бросают эти упражнения. За 40 часов на хакатоне
Николай и его команда создали «Аватар» — робот телеприсутствия и виртуальный
помощник VR-helper, который запрограммирован помогать людям с поражениями
опорно-двигательной системы ускорить реабилитацию. В основе
неврологического процесса подопечных «Аватара» лежит длительная мысленная
практика визуализации процессов движения неработающих конечностей. В течение 30
минут в шлеме виртуальной реальности специальное приложение визуализирует анимацию
движения ног, что здорово облегчает задачу, ведь нашему мозгу очень сложно сконцентрироваться
на такой работе хотя бы одну минуту.
С помощью VR-помощника Николаю удалось заново научиться
вставать. Пока с тросточкой. Перспективу проекта подтверждают ведущие эксперты
АСИ, ФРИИ и Сколково.
«После подтверждения работоспособности проект ждет
фантастический успех», – уверен Роман Поволоцкий.
На Летней школе социальных инженеров участники пытались
разобраться, что делать с будущим. Эксперты рассказали, какие безграничные
возможности открываются перед людьми благодаря инновационным технологиям и как
с ними можно работать уже сейчас. Главная миссия социальных инженеров на данный
момент – выбрать правильный вектор развития.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.