Не так давно социальные сети только начинали свое триумфальное шествие по просторам Интернета. Сегодня же большинство из нас являются их активными (и не очень) пользователями. СМИ бьют тревогу, сетуя на то, что человек отказывается от реальной жизни, предпочитая ей виртуальную. Но задумывались ли мы сами когда-нибудь, почему соцсети пользуются такой популярностью? Кто и зачем их создает? И, в конце концов, что вообще такое социальная сеть?
Для современного человека социальная сеть – это непременно веб-сайт или онлайн-сервис. И мало кто знает, что на самом деле термин появился в социологии еще до «рождения» Всемирной паутины и обозначал группу людей, связанных неформальными отношениями. Только в середине 90-х социальные сети из научной сферы перебрались в киберпространство.
Термин «социальная сеть» в 1954 году ввел социолог из «Манчестерской школы» Джеймс Бернс (James Burns). Изучая человеческие отношения, он задумался о едином обозначении всех социальных структур, элементами которых являются люди (организации) и их социальные связи. Современные социологи внесли значительные уточнения в термин Бернса: в любой социальной сети обязательно происходит непрерывный обмен материальными, информационными и эмоциональными ресурсами, то есть непременно удовлетворяются потребности личности.
Теоретически к социальным сетям можно отнести любое онлайновое сообщество, члены которого находятся в тесном взаимодействии друг с другом, например, участвуют в обсуждениях на форумах. Но все дело в том, что вычислить среди бесконечных «малинок», «солнышек» и «кошечек» ту самую Машу Климову, с которой вы провели незабываемые школьные годы за одной партой, у вас вряд ли получится.
Главная особенность социальных сетей заключается именно в том, что их пользователи «вышли из сумрака», отказались от ников (от англ. nickname – прозвище, кличка) и явились миру под своими реальными именами. Естественно, вы можете зарегистрироваться в сети и под чужим именем, в конце концов, никто же не будет приставлять к вашему виску дуло пистолета, добиваясь достоверной информации. Но тогда следует учитывать, что поиск утраченных контактов придется вести в одностороннем порядке. И не факт, что все та же Маша Климова распознает в Анджелине Джоли свою соседку по парте.
Удобное и современное средство общения быстро завоевало популярность среди пользователей. Социальные сети предложили человеку комфортное «место жительства» в Интернете, где хранится его личная информация, в том числе и мультимедийные данные, куда он может пригласить друзей или наоборот, где может запретить появляться персонам «нон грата», занеся их профиль в черный список.
Первая социальная сеть Classmates.com была открыта в 1995 году, а уже сегодня самому востребованному ресурсу Facebook пророчат в ближайшем будущем миллиардного (!) пользователя. Перспективная задумка объединения людей на одном сайте привлекла внимание огромного количества желающих нажиться на чужих идеях. Вскоре на виртуальных просторах стали появляться все новые и новые социальные сети.
И это неудивительно. Для запуска проекта «с нуля» потребуется совсем небольшая команда. Программист, который реализует серверную часть (back-end (бэк-энд) дословно с англ. «задняя сторона» – как все это будет работать), два фронт-энд разработчика, обеспечивающие взаимодействие пользователей и программ ресурса (front-end дословно с англ. «передняя сторона» – интерфейс, как всё это будет видеть пользователь), для «внешней» привлекательности сайта также явно не лишними будут дизайнер, верстальщик, специалист по графическому интерфейсу.
Конечно, после удачного старта социальная сеть будет расти, соответственно, и штат сотрудников будет увеличиваться на постоянной основе. В Facebook, например, сейчас работает более 3 500 человек. Над «ВКонтакте» трудятся около 80 человек.
О том, как абстрактная идея создания социальной сети превращается в действующий интернет-ресурс, нам рассказал Руслан Шарапов, генеральный директор и совладелец компании SOCIALITY, с 2010 года занимающейся продвижением брендов в социальных сетях, разработкой игровых приложений для «ВКонтакте» и Facebook, созданием и ведением групп и сообществ.
В действительности многочисленные движки для соцсетей (программы, реализующие функциональность веб-сайта), которые активно предлагают форумы для «чайников», не имеют ничего общего с созданием соцсетей. Каждая социальная сеть – эксклюзивный проект. Чаще всего приходится подстраивать базы данных («фундамент» ресурса) под конкретную архитектуру (структуру) сайта и потребности в нагрузках:
– В принципе, на первом этапе для хранения информации можно приобрести сервер и поставить его в дата-центре (здание для размещения серверного оборудования, хранения и обработки данных – прим. авт.), если с финансами совсем туго, то сервер можно и арендовать. Однако надо учитывать, что, если проект «выстрелит», количество пользователей будет непрерывно расти, в геометрической прогрессии будет увеличиваться и количество запросов, значит, потребуется гораздо больше места для хранения информации, тогда уже придется приобретать собственный дата-центр. У того же «ВКонтакте» их целых три. Так что не стоит думать, что можно «выехать» только на уникальной идее проекта. Для серьезного ресурса все же потребуется приличный капитал.
Реализовать проект социальной сети на деле оказывается не так просто. При этом попытки создать успешного клона «Одноклассников» и «ВКонтакте» предпринимаются с завидной регулярностью. Ведь как стимулирует очередная новость о многомиллионном вложении Facebook. Но откуда у социальной сети эти миллионы берутся?
Практически единственный ценный актив сети – социальный граф. Этот термин был впервые использован Марком Цукербергом в отношении его социальной сети Facebook. Ваш социальный граф – это цифровая карта вашего профиля, основных друзей и всего, чем вы с ними когда-либо обменивались, по сути, это вся информация о вас и ваших социальных взаимоотношениях, именно ее и продают сети.
Социальные сети – настоящая находка для рекламщиков. Во-первых, пользователь сам сообщает всю информацию о себе, а во-вторых, руководствуясь тем, какие страницы посещает человек, мы можем сделать выводы о том, что ему интересно. Таким образом, рекламу можно таргетировать, то есть показывать определенной целевой аудитории.
Скажем, наш пользователь – мужчина 30 лет, счастливый обладатель автомобиля Volvo, о чем он с гордостью сообщает в своем аккаунте, также он частый гость сообществ «Volvoвед», «Volvo. Советы новичкам». Соответственно, логично предположить, что баннеры автомобильных аксессуаров или сервис-центров заинтересуют его больше, чем «Диплом на заказ». «Правильная» реклама хороша и для рекламодателей, и для пользователей, поэтому, например, при настройке личного профиля на сайте Livejournal.ru вам предлагается выбрать сферы деятельности компаний, которые могут быть вам интересны («Путешествия», «Компьютеры и техника», «Машины и колеса» и т.д.).
Но, как утверждают акулы маркетинга, баннерная реклама удовольствие дорогое и зачастую не слишком прибыльное. Все дело в том, что пользователь, ежедневно атакуемый невероятным количеством спама, просто перестал на него обращать внимание. Отныне в рекламном бизнесе ценится творческий подход.
Можно, например, создать личную страничку для вашей компании, обзавестись друзьями и ненавязчиво продвигать товар. Только стоит помнить, что над профилем придется ежедневно работать, развлекать честной народ, устраивать обсуждения, организовывать опросы, отыскивать занимательные факты. Иначе страничка быстро опустеет, как это случилось с одним «пивным» аккаунтом «ВКонтакте», список друзей которого включает сейчас всего 27 пользователей при 120-миллионной аудитории соцсети.
Оригинальную пиар-акцию в 2008 году организовала страховая компания в «Одноклассниках». Пользователям социальной сети предлагалось бесплатно защитить свои фотографии от отрицательных оценок. Если человека низко оценили, то он получал от компании компенсацию в виде максимального числа баллов. При этом страховщики оповещали человека о наступлении страхового случая и даже сообщали имя «недоброжелателя».
Редкая социальная сеть сейчас обходится без дополнительных веб-приложений «извне». Это стало возможным благодаря внедрению API (application programming interface – интерфейс программирования приложений), некоему «своду правил», определяющему, что и как можно делать на сайте сторонним разработчикам. Игры, виртуальные открытки и подарки – не только способ развлечь заскучавшего пользователя, но и прекрасная возможность для рекламщиков проявить себя. Ведь никто не запрещал брендировать приложения. Например, косметическая компания «Д» предлагает пользователям «ВКонтакте» создавать своими руками виртуальные открытки и отправлять их друзьям. Приложение, между прочим, установили 170 000 человек, которые ежедневно добровольно участвуют в продвижении бренда.
Интернет-проект должен соответствовать ряду требований, чтобы носить гордое имя «социальная сеть». Во-первых, предоставлять пользователю возможность создавать индивидуальные профили (аккаунты), где содержится определенная информация о человеке (имя, контакты, интересы, в общем, все, что захочется поведать о себе). Во-вторых, эти профили должны быть доступны другим пользователям, в противном случае никаких социальных взаимоотношений создать не удастся. И, конечно, самое главное, что, собственно, объединяет всех этих людей на бескрайних виртуальных просторах – возможность обмена информацией, восстановления старых, давно покрывшихся толстым слоем «пыли», и налаживания новых контактов.
Прилично зарабатывают и сами приложения, особенно игры. Предположим, вы перспективный виртуальный фермер, который хочет поскорее занять лидирующую позицию по сбору урожая, а соответственно, и по доходу среди своих друзей или, может быть, вообще всех пользователей социальной сети. Поэтому было бы неплохо, если бы клубника на ваших грядках «зрела» быстрее, чем в огородах других игроков. И разработчики приложения любезно предлагают вам такую услугу за вполне скромную плату, однако уже не виртуальными, а самыми настоящими деньгами. Количество пользователей успешного приложения может достигать нескольких миллионов, допустим, треть из них заплатила 10 рублей за «удобрение» клубники. Внушительные размеры прибыли, согласитесь?! Правда, частью все же придется поделиться с владельцами социальной сети.
Однако не спешите генерировать идеи для создания нового клона «ВКонтакте». Как утверждает Руслан Шарапов, привычные для всех интерфейс и функционал социальной сети уже «нежизнеспособны»:
– Интернет становится другим. Большая часть пользователей переходит на смартфоны и планшеты. Впереди нас ждет только мобильный Интернет. А там уже свои правила.
Поясню. В поисках дополнительного финансирования для одного нашего проекта мы, заручившись поддержкой достаточно влиятельных людей, отправились в Кремниевую Долину США. Там на протяжении месяца общались с множеством крупнейших мировых инвестиционных фондов. Все наше переговоры обрывались на первом же вопросе: есть ли мобильное приложение? И если есть, то сколько у него скачиваний?
Инвесторов больше не интересуют обычные интернет-сервисы. Например, Facebook, понимая значимость растущего рынка, купил Instagram (мобильное приложение, позволяющее обмениваться фотографиями, – прим. авт.) и начал выпуск приложений для смартфонов, дополняющих привычный всем инструментарий соцсети. Специалисты компании непрестанно корпят над переработкой устаревающей концепции тяжеловесного сайта – каталога людей и их интересов – в нечто новое.
Более половины абонентов США и Европы ежедневно заходят в социальные сети со своих мобильных. В России эти показатели пока значительно скромнее, однако и у нас тенденция роста мобильной аудитории соцсетей стремительно набирает обороты.
Получается, что, даже находясь на приличном расстоянии от своего компьютера, мы стараемся оставаться онлайн, чтобы ненароком не упустить какую-нибудь важную (а порой и не очень) информацию. По сути это лишь попытка удовлетворить давно знакомую социологам потребность человека в общении в условиях современной суматошной жизни. Разве что отношения наши из реального мира переместились в виртуальное пространство.
До появления первой социальной сети существовали и другие формы организации общения с помощью веб-технологий
1. Гостевая книга представляет собой список сообщений всех пользователей. Простейший способ взаимодействия онлайн
2. Форум – усовершенствованная гостевая книга, где сообщения пользователей группируются по темам
3. Блог – личный интернет-дневник, в котором пользователь оставляет записи в хронологическом порядке, а другие посетители могут их комментировать.