Хочу быть вон там!

Как выглядят счастливые люди, все примерно представляют. А вот что они делают для достижения своего состояния – вопрос более сложный. Самую вечную, самую волнующую тему накануне юбилея «ММ» обсуждают его главный редактор Камилла Андреева и издатель Александр Новиков.

Камилла Андреева: Александр Иванович, почему один человек себя счастливым чувствует, а второй нет? 

Александр Новиков: А ты видела людей, которые чувствуют себя счастливыми? 

КА: Видела. У меня бабка есть двоюродная. У нее пенсия три тысячи рублей, огород, дом без удобств. И она абсолютно счастлива. Дождь идет – она говорит: спасибо, боженька, за дождик, огород польет. Солнце светит – спасибо за солнце. Пришла на рынок – спасибо людям, что сметану для нас делали. Она счастлива. Такие люди редко попадаются.

АН: Так она, может быть, просто положительный человек. А счастлива, несчастлива – откуда ты знаешь? Вы же пишете в журнале, что счастье – это, может быть, такая штука хитрая… Какие-нибудь химические реакции, и все.

КА: Может быть, можно внушить, что ты счастлив. Что тебе достаточно… Вот живут какие-нибудь индейцы в шалашах. Они счастливы.

АН: Индейцы машко-пиро в Перу, которые начали нападать на соседние деревни, – я думаю, они не очень счастливы. Там наверняка есть вождь, шаман. Иерархия, как в любом государстве...

Я долго анализировал и пришел к выводу, что у счастья совсем маленькое определение – это процесс самореализации личности. Каждый человек в своей жизни ставит себе какую-то задачу, сознательную или подсознательную. Он к чему-то стремится.

КА: Например, пройти компьютерную игрушку…

АН: Может быть, кстати. Неважно, какую цель. И достижение цели – это и есть счастье.

Например, человек реализуется в своей профессии, в каких-то привязанностях. Очень часто путают счастье с семейной жизнью, особенно женщины. Они говорят: счастье – любимый человек рядом, когда дети не болеют. Это все верно. Но только это говорит о том, что человек хочет реализоваться в основном труде, который богом заложен в нашу жизнь. Например, быть хорошей матерью.

КА: А вместе нельзя – и быть хорошей матерью, и хорошо играть на пианино?

АН: Конечно, можно. Я не говорю, что это должна быть одна четкая линия. Но у каждого есть небольшое количество направлений, куда его тянет, где у него получается. И большой круг параллельных задач. Но я хочу вставить ремарку, чтобы мы не путали радость и счастье. Это разные состояния. Радость – это эмоция. Может, я говорю сейчас глупости с точки зрения науки, но это моя теория. Эмоция – это некая энергия, которую человек вырабатывает сам. Ну, вот вырабатываем мы, например, тепло. Точно так же, на мой взгляд, вырабатывается энергия эмоций. Когда у человека все получается и он, двигаясь к цели, достигает результата, это провоцирует выработку энергии радости.

КА: Не все же люди реализуются в чем-то. Получается, что они несчастливы?

АН: Все. Если люди не реализуются в профессии, они уходят в семью, в бога, еще во что-то. Я не говорю буквально о профессиях. Ты можешь быть просто хорошей матерью.

КА: Но очень часто бывают разочарования. Вот я хорошая мать, у меня хорошие дети, мне это доставляет удовольствие. А потом надоедает. Человек перестает получать удовлетворение от этого. И начинает жалеть, что выбрал такой путь.

АН: Ну, это же процесс. Процесс может быть активный, может остановиться.

КА: А может, это просто процесс, когда человек идет к любой цели? Допустим, примитивно: хочет купить квартиру, копит, у него получается, – он тоже будет счастлив? Не обязательно реализовываться в высоких понятиях.

АН: Ты слишком упрощаешь. Он что – копит, сидя на диване? Чтобы достичь своей цели, человек трудится, и этот труд приносит ему результат и самореализацию

КА: А допустим, он ученый, занимается какими-то разработками. Но у него не получается заработать, он идет на другую, менее квалифицированную работу. Для того, чтобы заработать денег. То есть от работы, которую он делает сейчас, он удовлетворения не получает. Оно выражается только в деньгах, которые он копит на квартиру.

АН: Это не принесет ему счастья.

КА: Но цели он достигнет.

АН: А это не та цель.

КА: А если цель – быть хорошим отцом, чтобы детям было где жить?

АН: Может быть. Но это же компенсируемый процесс. В одном деле у него получается, а в другом нет.

КА: Нет, в одном деле получается заработать, а другое удовольствие доставляет. 

АН: Так это компенсационная составляющая. Понимаешь, счастье – это параллельные потоки. У человека масса задач, которые поставлены лично им и природой, обществом, в котором он живет. Например, ему надо иметь семью, и он пытается эту цель достигнуть. Или он бросил все остальное и может заниматься только любимым делом.

КА: Человек же может так: здесь дорожка реализации, здесь другая дорожка. Здесь третья. Тут работа. Тут спорт, тут семья. У кого-то, может быть, везде реализация. А у кого-то вообще никак нигде. И вы хотите сказать, что такие люди никогда не испытывали счастья?

АН: Радость испытывали. Давай-ка мы еще раз про самореализацию уточним. На мой взгляд, люди, в отличие от остальных живых существ, имеют одну отличительную черту: потребность в созидании материальных и нематериальных богатств. И их накоплении. Так вот, самореализация – это процесс максимального накопления богатств. И материальных в том числе. Но я считаю, что материальные богатства накапливаются параллельно нематериальным. Если человек ставит себе задачу купить холодильник, он никогда не будет счастлив.

КА: У Юрия Темирканова как-то спросили: если человек талантлив – он все равно пробьется, даже живя в глухом ауле? Он ответил: ничего подобного. Нужен обязательно случай, встреча. Нужно попасть в нужное время в нужное место.

АН: И что это меняет? Если человек талантлив, он должен шевелиться, свой талант куда-то нести. Люди, из которых талант прет, будут искать ему выход. Они поедут в город…

КА: Не все.

АН: Значит, не тот талант. И вообще, талант – это такая сложная штука… К счастью имеющая отношение, но сродни некоему проклятию.

КА: Ну да. Были же, например, талантливые художники, которые реализовывались в своих трудах. А счастливы не были.

АН: Почему не были? Ты же сама говоришь, бабка твоя имеет пенсию три тысячи рублей и счастлива. Потому что к старости человек понимает, что ему не так много нужно. От профессии нас всегда куда-то в сторону уводят материальные ценности, стремление к новой одежде, к машине… Когда человек успокаивается, обычно ближе к старости, он понимает, что ему это не надо. Ему надо только главное богатство – здоровье. И он начинает прозревать. Он больше радуется жизни, потому что начинает реализовываться как человек. Или к нему приходит удовлетворение, когда он смотрит на детей, которых вырастил, – он не ставил себе большей цели. Мы же можем поставить огромную цель, а можем поставить цель поменьше.

Кстати, помнишь, мы брали интервью у ламы, Буды Бадмаева? И он сказал, что в буддизме все ламы счастливы. Они всегда благосклонно относятся к людям, довольны жизнью, что бы ни происходило вокруг. И у них есть хитрый секрет: большую цель всегда раскладывать на маленькие. И пытаться каждый день достигнуть какой-то маленькой цели на пути к большой. И когда ты достигаешь этой маленькой цели, ты счастлив.

КА: Но далеко не у всех такие вот духовные цели. У многих – очень меркантильные. Например, девушки делают все для того, чтобы познакомиться с богатым мужчиной, который будет их содержать. У них это – счастье.

АН: Секундочку. Это их понимание, каким должно быть счастье. Но они неопытные и глупые, и они воспитаны нашим обществом. Телевизором, игрушками в Интернете. Они идут не тем путем. 

КА: Американцы проводили исследования – кто как счастлив. Оказалось, что меньший процент счастливых людей в возрасте 30–39. После 65 много счастливых.

АН: Так поэтому и существует понятие «кризис среднего возраста». Когда человек начинает переоценивать, что в жизни сделано. Сейчас же как – если к 30 не ездишь на «мерседесе», то жизнь прожита зря. А в 60 человек понимает, что все это блеф, если ты здоров душой и к чему-то стремишься. Обрати внимание, после 50–60 люди начинают рисовать, сочинять стихи, заниматься огородничеством, ходить на рыбалку…

К сожалению, в большом обществе такая политика – направление людей по ложному пути. Показывают, что счастье вон там, хотя совсем не там. «Если у вас будет много денег, вы будете счастливы. Если вы выйдете замуж за богатого, вы будете счастливы». И это мировая традиция последних десятилетий. И когда люди понимают, что им никогда не быть «вон там», это не может приносить им счастье. 

КА: Ну, туда, может, и не надо. Ставить нужно реальные цели.

АН: Так цели не должны быть связаны с деньгами. Цели должны быть связаны с самореализацией. Ты можешь быть хорошим дворником, и тебя могут уважать.

Счастливы люди в самореализации. Вот, допустим, в Индию я приехал, да? Я тебе хочу сказать, индусы гораздо более счастливы, чем, например, европейцы. Хотя люди, которые приезжают из Европы, говорят: «Как они тут живут?» Просто индусы очень религиозный народ. Им сказали: если ты родился пастухом, то ты должен быть хорошим пастухом и этим быть доволен. Не надо стремиться быть хорошим продавцом или еще кем-то. И, будучи пастухом, он счастлив. Он сказал себе: «Я пастух, так сложилось, а в следующей жизни мне воздастся по моей вере». Вот он и не мечется. И поэтому он счастлив.

КА: Вот видите – он знает, куда ему идти, он не на распутье все время.

АН: Ну нет, подожди. Это тоже не совсем правильно. Тогда давай мы разделимся на касты…

Кстати, так оно, в общем-то, и есть. Все мировое сообщество и пытается разделиться на такие кланы. Одни на других должны работать и быть счастливы этим. А другие будут руководить и тоже будут счастливы.

Но это не совсем правильно. Я считаю, что пути нужно показывать правильные, нужно развиваться. Нас ведь тоже в Средние века религия к этому призывала: вы должны быть довольны, что бог вам дал вот это, и все будет хорошо. Люди понимали, что планка у них низкая, ее было легче достигнуть, и они, конечно, тоже были в какой-то степени счастливы.

Но мы же более цивилизованные люди, и границы нам более открыты. Поэтому максимально счастливые люди – те, которые нашли себя, свой путь в жизни и смогли на нем реализовываться. А если это еще и несколько путей: и в семье хорошо, и на работе, – то это вдвойне приносит счастье. И вопрос денег здесь вторичный.

Но если ты максимум своего ресурса задействовал в одной отрасли и забыл про остальные, то, с одной стороны, ты можешь быть колоссально счастливым какое-то время, но, сделав шаг за дверь, ты можешь быть абсолютно несчастлив.

КА: То есть счастье, по-вашему, это совсем просто? Нет у него многих составляющих?

АН: Нет. Все остальное – просто дополнения.

Почему процесс, который получается, приносит тебе удовольствие? Когда ты двигаешься к цели с минимальным износом, все у тебя в организме работает на цель, и это не приносит тебе стресса, то это доставляет тебе удовольствие. И поэтому мы должны искать свой путь. И стремиться достигать каких-то целей. Нематериальных.

КА: А если стремиться только отдыхать? Я недавно общалась с молодыми девчонками. Они говорят: «Ой, а зачем работать? Была бы возможность, я бы никогда в жизни не работала». – «А что бы делала?» – «По клубам ходила и отдыхать ездила».

АН: Ты приводишь примеры людей, которые в жизни еще ничего не пробовали. Нет знаний, нет опыта, нет душевных богатств. Они просто не накопили еще. Но придет время, когда то, что не сделано в молодости, аукнется. К сожалению, мы не всегда своим детям можем внушить, куда нужно идти и как. Они думают, что у них полно времени и что жизнь создана для отдыха. Это иллюзия.

Понимаешь, одно дело, когда ты, как тот индус, живешь в обществе пастухов и хочешь быть в нем уважаемым, – процесс самореализации все равно существует. А если ты пастух, но вокруг тебя люди на «мерседесах»… Это вырабатывает злость в тебе, зависть – совершенно другие эмоции. Эмоции несчастья. Все зависит от общества, в котором мы живем. Но счастье – только от самореализации.

КА: Но еще есть временное счастье. Например, когда человек влюблен.

АН: Опять же, вопрос самореализации. Человек влюблен – у него же цель, да? Он хочет, чтобы его любили. И когда у него взаимная любовь, она запускает генератор положительных эмоций в нужную сторону. И человек счастлив в маленьком объеме цели, которую он себе поставил, – добиться взаимной любви. А вот если он не добьется взаимной любви? То генератор будет крутиться в другую сторону, вырабатывать другую энергию.

Некоторые вещи заложены в нас самой природой, вот как любовь. И потребность к достижению. Вот скажи, животные могут быть счастливы?

КА: Могут.

АН: Да что ты говоришь! У животных нет цели. Животные имеют одну, инстинктивную цель – самосохранение.

КА: То есть счастье – это величина, относящаяся к более развитым биологическим объектам?

КА: К людям. И связана она, в первую очередь, с творческой самореализацией. Если тебе повезло и тебя просто кормят с ложечки, а ты лежишь при этом в постели, потом ты будешь глубоко несчастен. Я уверен. Счастье – процесс самореализации личности. Что такое личность?

КА: Каждый человек личность.

АН: Ну, практически да. Личностью, на мой взгляд, человек становится, когда он в состоянии принимать решения и нести за них персональную ответственность. Это умение развивается в зависимости от воспитания, от среды, от накопления богатств – в первую очередь, нематериальных. Мы должны воспитывать личности, а нас, к сожалению, часто пытаются превратить в овощи.

И если бы взрослые люди попытались всем остальным, особенно молодежи, объяснять, что такое счастье, и показывать, как можно быть счастливым, то человечество двигалось бы быстрее в своем развитии.

КА: Александр Иванович, у нас выходит юбилейный, 120-й номер. Может быть, пару слов для наших любимых читателей?

АН: Даже не знаю, какие тебе пару слов сказать. Мы делаем хороший, правильный журнал. Может быть, кому-нибудь он принесет пользу в этой жизни. И это уже будет неплохо и для меня, и для коллектива. Так что… Читайте наш журнал, и мы будем счастливы.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ