Слово произошло от двух английских – helicopter (вертолет) и skiing (катание на лыжах). Как и сам спорт: сначала вас поднимут на гору на вертолете, а вот спускаться с нее придется своим ходом – на лыжах. Да, предупреждаем: трассы там нет.
Вообще хелиски – это разновидность фрирайда: это когда на горных лыжах или сноуборде спускаются по неподготовленной трассе. Только с участием вертолета, который доставляет лыжника на какую-нибудь дикую вершину. Считается, что именно такой «дикий» спуск гарантирует максимальные ощущения от катания, ведь при этом раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж.
Правда, и рисков хватает: в первую очередь, это скрытый рельеф местности и вероятность схода лавины. Поэтому новичкам не советуют испытывать судьбу, подобный спуск – лишь для бывалых лыжников. Хотя профессионалом восьмидесятого уровня быть вовсе не обязательно. По словам хелиски-инструкторов, достаточно подготовки не ниже среднего, а также хорошего физического и психологического состояния в день спуска.
Следы от хелиски на склоне Скалистых гор в Северной Америке Фото: Alain Sleigher/ Selkirk Tangiers www.tagblatt.ch
Хелиски появился в 1960-х годах в Канаде благодаря австрийскому эмигранту Хансу Мозеру. Это он придумал подниматься на вертолете к наиболее отдаленным и высоким горным вершинам, чтобы спуститься с них с ветерком. Идея стала такой популярной, что через некоторое время Мозер даже основал свою компанию – Canadian Mountain Holidays, которая и сегодня считается самой популярной у хелискеров всего мира.
Хелиски бывает двух видов: европейский и канадский. Первый – когда вертолет делает всего два-три рейса в день, второй – когда работает по типу подъемника, постоянно курсируя туда-сюда. Европейская модель считается наиболее опасной, ведь из-за редкого использования маршрутов условия спуска могут сильно отличаться, создавая непредвиденные трудности.
Первые хелиски в горах Бугабу в Канаде Фото: CMH Heli-Skiing & Summer Adventures www.whererockies.com
Как же выглядит процесс? Группа лыжников (от 4 до 12 человек) поднимается на заранее выбранную вершину, а потом все вместе спускаются под руководством опытного инструктора. (Еще до полета предусмотрены специальные обучающие курсы по технике безопасности.) Предлагаются и индивидуальные спуски. Как правило, вертолет приземляется, но возможен и более экстремальный вариант – пассажиры просто выпрыгивают из него и устремляются вниз по склону.
Высота горы может составлять от 400 до 4 тыс. м. Продолжительность спуска – в среднем 45 минут. Время прохождения зависит не только от высоты, но и от опыта лыжника – чем профессиональнее спортсмен, тем меньше времени ему нужно, чтобы спуститься.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.