«Хаски»: новое поколение по-русски

С новым поколением атомных подводных лодок «Хаски» Россия может, наконец, обогнать США в плане развития многоцелевых субмарин. Есть, правда, одно «но»…


«Сивулфы», «Ясени» и все, все, все


О том, что реактивные истребители делят на поколения, знают все, кто интересуется оружейной темой. А вот о поколениях атомных подводных лодок (АПЛ) слышали не многие. Это понятие возникло после Второй мировой, когда появились атомные подводные лодки. Такую классификацию можно рассматривать как индикатор выживаемости субмарины в условиях бурного развития средств противолодочной обороны. Первое поколение атомных подлодок оборудовали «продвинутыми» для того времени гидроакустическими и радиолокационными средствами. В то же время силовые установки были очень далеки от идеала: первые ядерные реакторы – банально небезопасные – доставляли много проблем.



ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЯ лодок подарила миру холодная война, а вот последнее поколение – четвертое – появилось уже после нее. Первыми ласточками здесь стали американские многоцелевые «Сивулфы» (не путать с одноименной старой лодкой USS Seawolf): первую такую субмарину ввели в строй в 1997 году, а всего их построили три. Почему так мало? Главная причина – цена. Лодку создавали в годы холодной войны, когда деньги на оборону никто не считал. В 90-е «Сивулф» оказался слишком дорог, и США отдали предпочтение более экономичной «Вирджинии».


Если говорить о России, то она существенно отстала от США в этом плане. Первую лодку четвертого поколения – К-535 «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей») – флоту передали только в 2013 году (хотя сам проект, по сути, еще советский). Концептуально она отличается от «Вирджинии» и «Сивулфа», так как относится к типу РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Субмарина несет баллистические ракеты с ядерными боевыми блоками и входит в так называемую «ядерную триаду». Если же вспомнить о многоцелевых российских подлодках нового поколения, то здесь все еще менее радужно. Первой субмариной стала «Северодвинск» проекта 885 «Ясень»: ее ввели в строй в 2014 году. Сейчас у российского флота всего одна такая лодка, а вторую следует ожидать не раньше 2019-го. К слову, «Вирджиний» у американцев уже сейчас 15 единиц. 


НАКОНЕЦ, САМОЕ ВАЖНОЕ. Чем вообще новое поколение отличается от предыдущих? Этот вопрос актуален не только для понимания характеристик «Ясеня» или «Сивулфа», но и для осознания дальнейшей эволюции АПЛ, будь они многоцелевыми или стратегическими. Главное отличие субмарин четвертого поколения – не сверхвысокая скорость, более мощное вооружение или небольшой экипаж. Это, прежде всего, малошумность. Де-факто она является главным показателем для подлодок в наше время. Инженеры снабдили лодки последнего поколения специальными кольцевыми насадками для винтов или водометными двигательными установками, а также применили новые звукопоглощающие покрытия. Все это позволило сделать новые субмарины действительно очень тихими «охотниками».




В общем-то, лучшие отечественные лодки уже к концу холодной войны были достаточно совершенными и потеряли звание «ревущих коров». Можно вспомнить многоцелевой проект 971, удостоившийся высоких оценок на Западе, хотя и не ставший революционным.


 Приближение «Хаски»


Как уже отмечалось, в наше время существуют истребители пятого поколения, а вот атомных субмарин пятого поколения пока нет – четвертое только начинает вступать в силу. В связи с этим заявления российских чиновников о проектировании лодки пятого поколения стали громом среди ясного неба, который наверняка заставил поволноваться руководство США.


Еще в 2013 году экс-главком ВМФ России Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок пятого поколения начнется в России после 2030 года. Разработкой субмарины занимается конструкторское бюро «Малахит». В дальнейшем последовали еще более интересные заявления. «Заключен контракт с Минобороны на разработку многоцелевой атомной подводной лодки нового поколения. Она может быть создана после 2020 года, – сказал в 2016 году генеральный директор петербургского морского бюро машиностроения “Малахит” Владимир Дорофеев. – Сейчас развернуты работы по созданию следующего, пятого поколения атомных многоцелевых подводных лодок, которые придут на смену АПЛ проекта 885/885М “Ясень”», – добавил он.


Фото: Lev Fedoseyev/TASS, www.tass.com


То есть новая лодка из разряда слухов трансформировалась в разряд реальных проектов, которые действительно воплощаются в жизнь. Но конкретно сейчас «Хаски» существует в виде предварительных расчетов. Сформировать облик лодки и провести научно-исследовательские работы по созданию эскизного проекта планируют в 2018 году.


Смелые характеристики


Какой будет новая лодка? Сведения весьма отрывочны, но довольно интересны. «Это будут корабли, выполненные из многослойных композитных материалов, – рассказал советник гендиректора ФГУП “Крыловский государственный научный центр” (КГНЦ) Валерий Половинкин. – Из композиционных материалов будут делать покрытия корпуса, носовые и кормовые рули, стабилизаторы, ограждение рубки, даже гребные винты и линии валов». В свою очередь, известный западный военный эксперт Дейв Маджумдар считает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливали на субмаринах проекта 705(К) «Лира» – они были среди наиболее неординарных подлодок советского периода. «Лиры» не имели аналогов по части скорости и маневренности, развивая под водой до 41 узла (76 км/ч), но были дороги и сложны в эксплуатации. Сейчас все эти субмарины списаны. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Применение такого реактора позволит сделать субмарину меньше, однако потребует создания специализированной инфраструктуры, отличной от той, что необходима для других АПЛ.


ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, «ХАСКИ» будут иметь двухкорпусную конструкцию и подводное водоизмещение не менее 12 000 т. Мы подошли к самой важной части. Атомные субмарины строго разделяют по их предназначению. Стратегические, такие как «Борей», должны в час икс нанести удар баллистическими ракетами по городам и главным военным базам противника. Многоцелевые лодки – понятие более растяжимое. Их задача – борьба с подводными и надводными целями, нанесение точечных ударов по скоплениям вражеских сил, прикрытие авианосных ударных группировок.


В случае с «Хаски», похоже, создатели всерьез намерены объединить качества разных субмарин. Весной 2016 года глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки: «Это будет лодка, которая будет унифицирована». Западные журналисты также уже видят «Хаски» в еще одном качестве – в качестве того, что в США называют SSGN, или ship submarine guided (missile) nuclear. Говоря понятным языком, это такая подводная платформа, оснащенная огромным арсеналом высокоточных крылатых ракет. Флот США переделал в SSGN часть субмарин типа «Огайо»: получилось универсальное тактическое и одновременно с этим стратегическое оружие.




При этом российские разработчики не горят желанием делать монстра наподобие проекта 941 (самая большая подлодка в истории). Более того, в бюро «Малахит» намекнули, что новая субмарина будет меньше нынешних. Уменьшения размеров без потери боевых качеств, видимо, попытаются достичь за счет сокращения экипажа и еще большей автоматизации. Но все равно относительно небольшая подводная лодка не сможет заменить огромные стратегические подводные крейсера, например, 667БДРМ «Дельфин». Чтобы нести существенный запас баллистических ракет, лодка должна иметь существенные размеры: хотя бы не меньше, чем у субмарин «Огайо».




Так что планы создать на базе «Хаски» стратегическую лодку выглядят чересчур смело. Гораздо реалистичней она смотрится в виде «правопреемника» проектов 971 «Щука-Б» и 885. Меньше второго, но, возможно, больше первого. С упором на новейшие образцы вооружений. К слову, «Хаски» российские военные видят в связке с гиперзвуковой ракетой «Циркон», которая также должна пополнить арсенал других кораблей и подводных лодок. Ею хотят оснастить субмарины проекта 885М «Ясень-М» и 949А «Антей», тяжелые атомные ракетные крейсера «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий», авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», а также перспективные эсминцы «Лидер». Судьба последних, впрочем, сейчас еще более туманна, чем судьба «Хаски», – по экономическим причинам.


«ЦИРКОН» вообще стал едва ли не главной оружейной сенсацией последних лет. По имеющимся данным, он может представлять собой модификацию индийско-российской ракеты «БраМос-2». Можно предположить, что радиус поражения «Циркона» будет равен примерно 400 км. На испытаниях ракета достигала скорости полета 8 М, что, безусловно, очень много.


Гиперзвуковой в аэродинамике называют скорость, значительно превосходящую скорость звука в атмосфере. Начиная с 1970-х это понятие, как правило, относят к сверхзвуковым скоростям с числами Маха (М) выше 5. Гиперзвуковой аппарат нельзя разогнать традиционным реактивным двигателем, необходимо использовать ракетно-прямоточные – со сверхзвуковым горением.


ТАКАЯ СКОРОСТЬ рискует сделать полностью неэффективными средства противоракетной обороны ВМС США. Ведь перехватить ракету, летающую с дозвуковой скоростью, – одно, а перехватить нечто, мчащееся, например, со скоростью 7 тыс. км/ч, – совсем другое. Здесь даже лазерные системы могут оказаться бесполезны (хотя они и так пока не могут рассматриваться в качестве полноценной альтернативы противоракетам).


Но это все в теории. На практике имеется ряд фундаментальных проблем. После разгона до гиперзвуковых скоростей начинается маневренный полет в атмосфере в условиях высоких температур – аппарат окутывает облако плазмы, которое способно сжечь датчики и антенны и сбить с толку гиперзвуковой аппарат. При этом для управляемого полета и наведения на цель бортовое оборудование должно работать идеально, в противном случае ракета уйдет в никуда.


Сейчас существуют две точки зрения. Первая – решить проблемы управления гиперзвуковой тактической ракетой на всех участках полета пока никто не в силах. В пользу этого говорят явные промедления с разработкой перспективной ракеты Boeing X-51 США. Другая точка зрения порождена официальной пропагандой, которая называет принятие на вооружение «Циркона» вопросом почти решенным.


Более или менее достоверную информацию мы скоро все же получим. Ракету не могут создавать вечно: либо флот будет заинтересован в ней (следовательно, цикл испытания прошел успешно), либо нет (следовательно, технические проблемы не были решены и/или решение оказалось слишком дорогим).


 Деньги и лодки


Вообще, именно экономика здесь будет играть решающую роль. Денег на создание революционной субмарины может просто не найтись. Военный бюджет России в 2018 году составит $46 млрд (сравните с 70 млрд в 2016 году). В случае с проектами типа «Хаски» это тем более важно, поскольку флот нельзя назвать приоритетом государственной программы вооружений (ГПВ) на 2018–2027 годы. Среди них можно условно выделить стратегические силы, «оружие на новых физических принципах», сухопутные силы и, возможно, ВКС. Но вообще программа имеет, скорее, компромиссный характер, без явных перекосов. Перевооружение флота даже в лучшие годы было для России проблемным из-за явных недостатков судостроительной базы и отсутствия четкой стратегии развития. Сейчас ситуация для ВМФ не лучше.


СОЗДАНИЕ СУБМАРИНЫ принципиально новой конструкции потребует сразу нескольких революций в смежных отраслях, в частности, в создании новых композитных материалов. Такую революцию можно представить в США с их традиционной ставкой на военно-морские силы и военным бюджетом, составляющим сотни миллиардов долларов. России же делать такие капиталовложения, пожалуй, просто не имеет смысла. Статус великой морской державы применимо к ней всегда ставился под вопрос в силу географии (практического отсутствия надобности иметь сверхмощный флот).


Есть вопросы к концепции АПЛ. Облик субмарин четвертого поколения известен, но вот требования к пятому поколению еще никто не сформулировал. Сложно определить грань, которая будет отделять перспективную «Хаски» от того же проекта 885. Тем более что у них похожее вооружение, задачи и возможности. Можно предположить, что подлодку пятого поколения по аналогии с перспективными истребителями шестого поколения будет отличать отсутствие экипажа и/или опциональное пилотирование. Но в случае с АПЛ это не столь важно: экипаж не испытывает таких перегрузок, как летчики-истребители, а вот обеспечивать надежную работу всех систем во время длительного морского похода нужно. И не факт, что роботы смогут с этим справиться. А это значит, что экипажу в лодках нового поколения – быть.


И последнее. Очевидно, первая лодка нового поколения, кем бы она ни была построена, появится не ранее 2030-х. Измениться на тот момент может практически все: как в технологиях, так и в международной политике. То есть к тому моменту ведущей судостроительной державой могут оказаться уже не Штаты, а, например, Китай. Со своим видением того, как должны выглядеть надводные корабли и подводные лодки.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ