Кажется, шутки про почту скоро кончатся

Нужно быть отчаянным оптимистом или счастливым безумцем, чтобы считать Почту России службой доставки, достойной подражания. В памяти возникают страшные картины бесконечных очередей, закрывающиеся на обед буквально перед тобой окна, оператор Клава, которая грубит вам, даже не глядя в глаза. И самое ужасное, что большинство неприятных воспоминаний о почте связано именно с людьми. Но ведь есть еще техническая составляющая, которая с каждым годом старается быть лучше. И иногда у нее даже получается.


ВРЕМЯ РАЗВИВАТЬСЯ

Если посмотреть на рост показателей с 2013 года, которые предоставляет сама Почта России, ненароком можно начать аплодировать: у почты появились онлайн-услуги, клиентский поток вырос в три раза до 6,5 млн ежедневно, в эксплуатацию ввели 10 000 мобильных терминалов для приема платежей на дому, автоматизировали подготовку документов корпоративных клиентов для отправки посылок, из 15 разрозненных информационных систем сделали одну, увеличили количество серверов с 256 до 4017.

Фото: www.pochta.ru
Но как превратить эти цифры во что-то значимое для людей? Тому, кто редко пользуется услугами почты, трудно сравнить это с тем, что было несколько лет назад. Я и сам бываю там всего пару раз в году, но эти пару раз случились буквально в прошедшем квартале, поэтому сухие цифры будут перемежаться с личными впечатлениями. 

Фото: www.novostipmr.com

РАЗВЕДКА В ПОЛЕ

Я дважды был в ближайшем от дома отделении почты – как получатель и как отправитель. Первый раз я получал маленькую посылку из США. Задача, конечно, не отличается сложностью – следи за отправлением на сайте по номеру трекинга и, когда оно прибудет, сходи с паспортом, чтобы его забрать. В отделении почты уже давно электронные очереди, а значит, вероятность услышать «молодой-человек-у-меня-обед» практически сведена к нулю. И не надо беспокоиться, кто за кем занимал и кто куда вышел. Правда, это не отменяет того, что просидел я почти 40 минут, зато точно знал, что своей очереди дождусь.

Фото: www.topre.ru
В другой раз посылку я отправлял. Для тех, кто делает это раз в десять лет, никаких изменений, кроме электронной очереди, нет – надо заполнить бланк, указать отправителя и получателя, ценность посылки и прочие данные. Были еще пункты с смс-уведомлением о доставке получателю, но, к сожалению, никаких сообщений я не получил, хотя по трекингу посылка дошла и сам адресат сообщил, что все хорошо. Вот и все приключения человека на почте.

Фото: www.pochta.ru
Однако если зайти на сайт Почты России, то откроется целая Нарния.

КОГДА ЕСТЬ КУДА КОПНУТЬ

Сайт сразу поражает своей аккуратностью. Его и правда делали в XXI веке, выглядит все очень здорово. И самое удивительное, что за всем этим скрывается достойный набор функций. Тем, кто часто ожидает посылки, можно зарегистрироваться и получать отправления по смс. Механизм очень простой: вы проходите регистрацию на сайте, вам присваивается уникальная цифровая подпись, с паспортом вы один раз подтверждаете ее в отделении почты и после этого получаете все посылки по коду, который приходит по смс.


Тем, кто любит отправлять посылки, можно заполнить бланк на сайте и даже при желании оплатить услугу. Стоимость зависит от веса посылки – если не можете взвесить ее сами, указываете приблизительный диапазон в килограммах. После этого надо принести распечатанный бланк и правильно упакованную посылку в центр сортировки – и все. Если оплатить хочется на почте, то там достаточно сказать специальный код, который вы получили при заполнении бланка на сайте, и оплатить уже в окошке.

Кроме таких приятных мелочей для обычных пользователей, у Почты России есть и для юридических лиц набор услуг, связанных с курьерской доставкой, рекламой и многим другим. О них не трубят на новостных каналах, но именно они для меня свидетельствуют о росте качества нашей почты. Можно оформить массовую рассылку счетов клиентам, внести свое издание в подписной каталог, настроить получение заказных писем от ГИБДД в электронном виде, найти помещение для бизнеса или оставить заявку на курьера, который будет забирать корреспонденцию прямо из офиса и доставлять по адресу.

КОГДА КОПАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ

Тем временем, пока услуги прибывают по одной и система наконец становится централизованной, в апреле 2018 года в Улан-Удэ разбивают дрон за 1,2 млн рублей. Беспилотник разрабатывала российская компания «Рудрон/Экспедитор 3М», и, согласно предоставленным данным, он мог пролететь в одну сторону около 60 км, а потом еще и вернуться. Считается, что причиной аварии стали сети Wi-Fi, которых нынче в развитом городе довольно много. Можно бесконечно распекать всех причастных, но двумя месяцами позже эксперимент удался – дрон преодолел 12 км в той же Бурятии и доставил посылку по назначению без повреждений. Правда, разработчик оказался другой – «Магнетар», и о стоимости дрона информации нет.


Помимо освоения беспилотников, в 2018 году случится очень большая сделка, которая увеличит нагрузку на Почту России в разы, – создание AliExpress Russia. Сам союз ALiExpress и российского бизнеса – это отдельная история, но реакция Почты России в этом вопросе очень важна: они пообещали доставлять товар для 80 % населения России всего за два дня благодаря расширению инфраструктуры и постройке новых логистических узлов. Хочется верить, что польза от этого будет видна не только при заказе новых чехлов для телефона, но и во всех остальных случаях.

Все это справедливо для технической составляющей. Но, конечно, есть еще люди. Безответственное руководство, кумовство, халатность, грубость, безразличие. Строить отношения с людьми сложнее, чем заполнить форму на сайте, и часто эта задача напрочь провалена – никакая электронная очередь не спасет. Если вдруг ваше почтовое отделение постигло проклятье Человеческого Фактора, то вам остается только набраться терпения и стараться следовать административным и моральным нормам. А в конце дня написать отзыв. Разумеется, в Интернете.

Фото: Aly Song / Reuters

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ