Нужно быть отчаянным оптимистом или счастливым безумцем, чтобы считать Почту России службой доставки, достойной подражания. В памяти возникают страшные картины бесконечных очередей, закрывающиеся на обед буквально перед тобой окна, оператор Клава, которая грубит вам, даже не глядя в глаза. И самое ужасное, что большинство неприятных воспоминаний о почте связано именно с людьми. Но ведь есть еще техническая составляющая, которая с каждым годом старается быть лучше. И иногда у нее даже получается.
ВРЕМЯ РАЗВИВАТЬСЯ
Если посмотреть на рост показателей с 2013 года, которые предоставляет сама Почта России, ненароком можно начать аплодировать: у почты появились онлайн-услуги, клиентский поток вырос в три раза до 6,5 млн ежедневно, в эксплуатацию ввели 10 000 мобильных терминалов для приема платежей на дому, автоматизировали подготовку документов корпоративных клиентов для отправки посылок, из 15 разрозненных информационных систем сделали одну, увеличили количество серверов с 256 до 4017.
РАЗВЕДКА В ПОЛЕ
Я дважды был в ближайшем от дома отделении почты – как получатель и как отправитель. Первый раз я получал маленькую посылку из США. Задача, конечно, не отличается сложностью – следи за отправлением на сайте по номеру трекинга и, когда оно прибудет, сходи с паспортом, чтобы его забрать. В отделении почты уже давно электронные очереди, а значит, вероятность услышать «молодой-человек-у-меня-обед» практически сведена к нулю. И не надо беспокоиться, кто за кем занимал и кто куда вышел. Правда, это не отменяет того, что просидел я почти 40 минут, зато точно знал, что своей очереди дождусь.
КОГДА ЕСТЬ КУДА КОПНУТЬ
Сайт сразу поражает своей аккуратностью. Его и правда делали в XXI веке, выглядит все очень здорово. И самое удивительное, что за всем этим скрывается достойный набор функций. Тем, кто часто ожидает посылки, можно зарегистрироваться и получать отправления по смс. Механизм очень простой: вы проходите регистрацию на сайте, вам присваивается уникальная цифровая подпись, с паспортом вы один раз подтверждаете ее в отделении почты и после этого получаете все посылки по коду, который приходит по смс.
Тем, кто любит отправлять посылки, можно заполнить бланк на сайте и даже при желании оплатить услугу. Стоимость зависит от веса посылки – если не можете взвесить ее сами, указываете приблизительный диапазон в килограммах. После этого надо принести распечатанный бланк и правильно упакованную посылку в центр сортировки – и все. Если оплатить хочется на почте, то там достаточно сказать специальный код, который вы получили при заполнении бланка на сайте, и оплатить уже в окошке.
Кроме таких приятных мелочей для обычных пользователей, у Почты России есть и для юридических лиц набор услуг, связанных с курьерской доставкой, рекламой и многим другим. О них не трубят на новостных каналах, но именно они для меня свидетельствуют о росте качества нашей почты. Можно оформить массовую рассылку счетов клиентам, внести свое издание в подписной каталог, настроить получение заказных писем от ГИБДД в электронном виде, найти помещение для бизнеса или оставить заявку на курьера, который будет забирать корреспонденцию прямо из офиса и доставлять по адресу.
КОГДА КОПАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ
Тем временем, пока услуги прибывают по одной и система наконец становится централизованной, в апреле 2018 года в Улан-Удэ разбивают дрон за 1,2 млн рублей. Беспилотник разрабатывала российская компания «Рудрон/Экспедитор 3М», и, согласно предоставленным данным, он мог пролететь в одну сторону около 60 км, а потом еще и вернуться. Считается, что причиной аварии стали сети Wi-Fi, которых нынче в развитом городе довольно много. Можно бесконечно распекать всех причастных, но двумя месяцами позже эксперимент удался – дрон преодолел 12 км в той же Бурятии и доставил посылку по назначению без повреждений. Правда, разработчик оказался другой – «Магнетар», и о стоимости дрона информации нет.
Помимо освоения беспилотников, в 2018 году случится очень большая сделка, которая увеличит нагрузку на Почту России в разы, – создание AliExpress Russia. Сам союз ALiExpress и российского бизнеса – это отдельная история, но реакция Почты России в этом вопросе очень важна: они пообещали доставлять товар для 80 % населения России всего за два дня благодаря расширению инфраструктуры и постройке новых логистических узлов. Хочется верить, что польза от этого будет видна не только при заказе новых чехлов для телефона, но и во всех остальных случаях.
Все это справедливо для технической составляющей. Но, конечно, есть еще люди. Безответственное руководство, кумовство, халатность, грубость, безразличие. Строить отношения с людьми сложнее, чем заполнить форму на сайте, и часто эта задача напрочь провалена – никакая электронная очередь не спасет. Если вдруг ваше почтовое отделение постигло проклятье Человеческого Фактора, то вам остается только набраться терпения и стараться следовать административным и моральным нормам. А в конце дня написать отзыв. Разумеется, в Интернете.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.